Современный туризм является важной отраслью экономики многих стран мира. Велики возможности его развития в России, обладающей значительным рекреационным потенциалом. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров организаторов туризма, работников в сфере туристического бизнеса. Специалистам в области туризма необходимы знания по географии, особенно социально-экономической.
Главная цель данного курса - охарактеризовать основные географические аспекты формирования географии современного туризма, рассмотреть информационные технологии в международном туризме. Эти аспекты многообразны. Они включают в себя природно-географическую, демографо-этноконфессиональную, культурно-историческую, социально-географическую, политико-географическую, информационную составляющие.
В данном курсе выделяются две содержательные линии:
- географическая ( рассматривается классификация международного туризма, тенденции его развития, изучается рынок международного туризма, приводятся характеристики туристско-рекреационных зон и крупных туристических районов мира). особое внимание уделяется изучению рекреационного потенциала Алтайского края;
- информационная (раскрывается сущность информации, рассматриваюся виды информационных технологий в туризме, характеризуются способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде, анализируются состав и свойства систем автоматизированных информационных технологий (САИТ), реализованных в туристических сайтах Интернета, изучаются поисковые директории и наиболее посещаемые Web-сайты туристических организаций.)
В результате изучения курса у учащихся формируется географическая картина мира, совершенствуется информационная грамотность, углубляются знания базовых курсов географии и информатики.
Тема 1. Основные понятия международного туризма как системы (1ч.)
Категории туризма. Туристические потребности: мотивы и цели путешествия. Классификация международного туризма.
Тема 2. Международный туризм как социально-экономическое явление (1ч.)
Современное состояние туризма. Социально-экономическая роль туризма. Факторы, определяющие развитие международного туризма. Тенденции развития современного туризма.
Тема 3. Международное сотрудничество в области туризма (1ч.)
Двустороннее сотрудничество. Одностороннее сотрудничество. Основные международные и региональные туристические организации.
Тема 4. Рынок международного туризма (2 ч.)
Особенности рынка международного туризма. Структура туристического рынка. Мировой и региональный рынки.
Тема 5. География международного туризма (5ч.)
Географические факторы развития туризма. Туризм с целью отдыха и развлечений (спортивный и горно-лыжный). Деловой туризм (конгрессно-выставочный, интенсив-туризм). Лечебно-оздоровительный туризм. Основные типы курортов. Религиозный туризм (центры христианского, мусульманского, буддистского паломничества).
Тема 6. Туристические регионы мира (38 ч.)
Туристско-рекреационные зоны и районы СНГ:
1 зона – Юг Украины, Закавказье, Северный Кавказ. Макрорегионы – Кавказско- Черноморский, Северо-Кавказский, Горно-Кавказский, Закавказье, Каспийский прибрежный, Крымский, Одесский, Крымско-Азовский.
2 зона – Молдавия, Северная и Западная Украина, Белоруссия. Экономические районы РФ: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжье, Урал. Макрорегионы: Центральная Россия, Северо-Западный, Западный, Днепровско-Днестровский, Волжско-Уральский. Макрорегиона: Северный, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный, Среднеазиатский.
3 зона – Юг Сибири и Дальнего Востока, Казахстан, Средняя Азия
4 зона – Таежный и тундровый север России.
Туристско-рекреационные зоны и районы, Европы и Азии (вне СНГ), Африки, Австралии и Океании, Северной Америки, Латинской Америки.
Тема 7. Информационные технологии и туризм (20 ч.)
Сущность информации и виды информационных технологий в туризме. Способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде Типы информации.
Способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде: презентации, компьютерная графика, цифровой звук, видеоформаты. Создание и обработка компьютерной графики. Элементы рекламных проспектов. Видеомонтаж. Программы видеомонтажа.
Элементы и свойства способов представления информации о рекреационных объектах.
Интернет. Принципы построения. Поиск информации в Интернете. Сайты туристических организаций.
Интернет-технологии в туристическом менеджменте. Состав и свойства систем автоматизированных информационных технологий (САИТ).
По окончании курса учащиеся должны знать:
- категории туризма;
- классификацию международного туризма;
- факторы, определяющие развитие международного туризма;
- особенности современного туристического рынка;
- географию делового, лечебно-оздоровительного, религиозного туризма, туризма с целью отдыха;
- основные международные и региональные туристические организации;
- основные виды представления информации в электронном виде (текстовый, графический, звуковой, видео, гипертекст);
- основные требования к представлению информации в электронном виде;
- основные правила поиска информации в Интернете;
- сайты основных международных и региональных туристических организаций.
Характеризовать:
- социально-экономическую роль туризма,
- тенденции развития современного туризма,
- мировой и региональные рынки международного туризма;
Уметь:
- показывать на географической карте туристско-географические районы мира,
- крупнейшие национальные парки мира,
- крупнейшие курорты мира,
- историко-архитектурные памятники,
- центры христианского, мусульманского и буддистского паломничества,
- центры спортивного и горно-лыжного туризма,
- подбирать и обрабатывать информацию о рекреационных объектах ,
- создавать презентации, видеоролики, рекламные проспекты,
- уметь пользоваться ресурсами поисковых серверов Google, Yandex, Rambler.
- использовать возможности сайтов туристических агентств.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Тема 1. Основные понятия международного туризма как системы. |
1 |
Тема 2. Международный туризм как социально-экономическое явление. |
1 |
Тема 3. Международное сотрудничество в области туризма. |
1 |
Тема 4. Рынок международного туризма. |
2 |
Тема 5. География международного туризма. Урок 1 "Географические факторы развития международного туризма" |
5 |
Тема 6. Туристические регионы мира Урок 1 "Юг Украины, Закавказье, Северный Кавказ" |
38 |
Тема 7. Информационные технологии и туризм. Урок 1 "Сущность информации и виды информационных технологий в туризме. Способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде" |
20 |
Основная литература:
1. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: учебное пособие.-Смоленск: СГУ, 2000. -224 с.2. Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов-н-Д: Издательский центр "МарТ", 2007. – 384 с.
3. Экономика и организация туризма. Международный туризм /под. ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой. –М. КНОРУС, 2005. -576 с.
Дополнительная литература:
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Спб.: Герда, 19992. Даринский А.В. Туристские районы Российской Федерации и ближнего зарубежья.- Спб., 1994.
3. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. –Ч.1. Страноведение и международный туризм., - Спб., 1997.
4. Забаев Ю.В. Методология автоматизации систем управления многоотраслевыми комплексами и межрегиональными программами/Деп. в ВИНИТИ 20 декабря 2001. № 2679 — В2001.
5. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М6., 1978.
6. Машбиц Я.Г. Комплексное страноведение. – М. –Смоленск, 1998.
7. Страны и народы: в 20 томах. – М., 1978-1985.