Цель: сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск приобщения к этой вредной привычке.
Задачи:
- Образовательная:
- способствовать формированию знаний о вредных последствиях табакокурения на здоровье человека;
- Воспитательная:
- содействовать воспитанию ответственности за свое поведение и наличие вредных привычек,
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции, нетерпимости к курению;
- развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ;
- Развивающая:
- содействовать развитию познавательных и творческих способностей,
- развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний.
Предварительная подготовка
- Анкетирование (Приложение 1).
- Задание командам (Приложение 2).
- Оформление зала (Приложение 3).
Оборудование
- Два информационных стенда «Курение опасно для здоровья», «Курение опасно для потомства».
- Плакаты:
- нарисованные самими учащимися на данную тему;
- с названием темы «Курение или здоровье – выбор за вами»;
- с высказыванием А.А Леонова, взятым в качестве эпиграфа: «Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым».
- Телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью научно-публицистического фильма «Никотиновая трагедия».
- Магнитофон, кассеты с записями для инсценирования песни.
- Раздаточный материал: вопросы викторины, рифмы для конкурса «Буримэ».
План проведения брейн-ринга
I. Вступление. Результаты анкетирования. История борьбы с курением. Положение в России с курением на сегодняшний день – 5 мин.
II. Основная часть брейн-ринга
- Представление команд (4 команды) – 5 мин.
- Викторина (по 2 вопроса каждой команде) – 7 мин.
- Конкурс «Буримэ» – 7 мин.
Курить – вредить, сигареты – портреты
Курение – одурение, здоровье – подспорье.Во время подготовки демонстрация видеоролика о вреде курения для подростков.
- Конкурс инсценированной песни о ЗОЖ – 10 мин.
- Конкурс на лучшую программу по борьбе с курением, во время составления программы – конкурс болельщиков: пословицы, поговорки и высказывания о здоровье – 7 мин.
- Конкурс пословиц и поговорок о здоровье.
III. Заключение. Основная ответственность за здоровье находится в руках самого человека. Метафора «Все в ваших руках» – 5 мин.
VI. Подведение итогов (Приложение 5) – 1 мин.
Итого: 55–60 минут.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступление
Уважаемые участники брейн-ринга, болельщики и
гости!
Сегодняшний праздник – День здоровья мы
посвящаем борьбе с самой распространенной
вредной привычкой – табакокурением.
О том, как обстоят дела с табакокурением среди
обучающихся нашей школы и в их семьях,
свидетельствуют результаты анонимной анкеты. (Оглашаются
результаты анкетирования.)
Итак, тема сегодняшнего брейн-ринга актуальна и
для нас. Несмотря на то, что почти все понимают,
что курить вредно, большинству не нравится запах
табака и то, что, кто-то из близких курит, 72%
учащихся пробовали курить, а некоторые
продолжают это делать и сейчас.
Попробуем разобраться, в чем причина такой
популярности табакокурения.
Производство табака является очень прибыльным
делом, прибыль от продажи табачных изделий
составляет свыше 200%, производители сигарет не
перестанут заниматься этим сверхприбыльным
бизнесом, они пускаются на различные ухищрения:
рекламу, ложные сведения о «безвредности»
курения, подпольное производство табачных
изделий низкого качества, содержащих гораздо
большее количество вредных веществ, чем в
сигаретах производимых легально.
Производство табака растет с каждым годом, за
последние пять лет потребление табака
выросло в три раза, количество же
мужчин-курильщиков остается неизменным. Так за
счет кого же пополняется армия курильщиков?
Конечно же, за счет женщин и детей!
В настоящее время Россия является самой
«курящей» страной в мире,
1. Историческая справка
История распространения табака тесно связана с
историей борьбы против его же употребления.
Рекомендуемый вначале как лекарственное
средство от всех болезней, табак очень скоро
приобрел плохую славу, и испанская королева
Изабелла первая прокляла его заодно с теми, кто
его употреблял.
Ее примеру последовал французский король
Людовик XIV, а царь Михаил Федорович Романов
приказал отрезать нос каждому, кто курит.
Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака
под страхом смертной казни применяемой к
страстным курильщикам, закон, изданный им в 1625 г,
предусматривал различные виды смертной казни
для курильщиков: отсечение головы, сожжение или
посадка на кол.
В конце XVI в. в Англии за курени казнили, а головы
казненных с трубкой во рту выставляли на площади.
2. Борьба с курением на современном этапе
В настоящее время, связи с развитием науки,
появилось множество новых фактов о вредных
веществах, содержащихся в табаке. На последней
ассамблее Всемирной организации
здравоохранения было подчеркнуто, что вред,
который табакокурение наносит здоровью людей,
остается главной проблемой во многих странах.
Так, «пассивному курению» подвергаются дети в
семье, коллеги по работе или случайные спутники
курильщиков в вагоне поезда или в машине.
Пагубное увлечение курильщика является опасным
не только для него, но и для каждого из нас.
Эти факты вызывают оправданную озабоченность со
стороны правительств и общественности во всех
странах, где основным законом является забота о
человеке, поэтому там развернута
широкая пропаганда борьбы с курением, делается
попытка возобновления старинных традиций,
запрещающих употребление этого зелья.
Курение запрещено не только в транспорте, но и в
большинстве театров, кинотеатров и других
общественных мест. Нарушителям грозит штраф и
даже тюремное заключение, в некоторых городах
Америки штраф за курение в общественных местах
доходит до 800 долларов. Растет число фирм и
компаний, предпочитающих нанимать работников,
которым не нужны перекуры.
Врачи, сталкивающиеся непосредственно с
опасными последствиями курения, первыми
начинают ограничивать употребление табака.
Показательно, что в Англии в 1998 г. 43% врачей были
курильщиками, а к 2002 г. их процент снизился до 21 %.
Так, в Швеции среди молодежи борьба с курением
проводится под лозунгом «Некурящее поколение».
Сейчас число курящих в Швеции снизилось с 70 до 30%,
оптимисты полагают, что к 2005 г. с курением в
Швеции будет почти покончено, в Норвегии с 65 до 45%.
Австрия, Канада, Норвегия, Великобритания, США
также сообщили о снижении количества
курильщиков, но все еще более 50% мужчин в
европейских странах являются курильщиками.
Радикально настроенные против курения люди
ножницами отрезают дымящийся верх сигареты у
курильщиков, вручая им при этом листовки с
фотографиями разъеденных раком легких и черными
надписями: «Диплом курильщика — это
бронхиальная карцинома».
Поучителен опыт Китая. В школах Пекина юного
курильщика ожидает изнурительное наказание –
тренировка на велотренажере. Педагоги полагают,
что подобный метод, во-первых, отлучает
провинившегося от сигареты, а во-вторых, он –
пусть даже в принудительном порядке приобщается
к спорту.
А недавно Британская патентная служба выдала
регистрационное свидетельство на любопытное
изобретение. Изобретатель – житель Тайваня –
придумал пепельницу. Она имеет углубление для
спичечного коробка. Когда человек берет спички,
внутри пепельницы включается встроенный
микромагнитофон, пепельница начинает надсадно
кашлять, как заядлый курильщик, а затем говорит
«Курение сокращает жизнь среднестатистического
курильщика почти на четверть века, курение –
главная причина ишемической болезни сердца, рака
легких, гортани, пищевода, полости рта, глотки,
причина хронического бронхита». Завершается
«лекция» резкими, обидными для курильщиков, но –
увы! – справедливыми словами Бернарда Шоу:
«Сигарета – это бикфордов шнур, с одного конца
которого огонек, а с другого дурак...»
II. Основная часть – брейн-ринг
Перед тем, как перейти к конкурсной части нашего праздника, я хочу представить вам состав жюри.
1. Представление команд.
2. Конкурс «Викторина» (Приложение 4)
Представитель каждой команды должен подойти к ведущей и вытянуть номер вопрос. Жюри внимательно выслушивает ответ и оценивает высказывание команд.
3. Конкурс «Буримэ»
Каждой команде выдается листок с четырьмя рифмами. (Пока зрители – болельщики сморят видеоматериал о вреде курения, нужно придумать стихотворение и прочитать его.)
4. Конкурс инсценированной песни о ЗОЖ
Этот конкурс был домашним заданием для каждой команды. Участники представляют инсценированную песню о ЗОЖ.
5. Конкурс «Проект»
Капитан команды представляет проект, которой можно реализовать в образовательном учреждении для того, чтобы эта вредная привычка осталась в прошлом.
6. Конкурс «Пословицы и поговорки о здоровье»
Во время обдумывания проекта, болельщики каждой команды должны произносить какую-либо пословицу или высказывание о здоровье, кто больше назовет тот и принесет своей команде дополнительное очко.
III. Заключение
В заключениe, мы подведем итог нашего
мероприятия.
На ком же лежит основная ответственность за
курение? Кто должен решать: будут ли курить наши
потомки?
Конечно, с помощью средств массовой информации
можно и нужно создавать атмосферу нетерпимости к
табакокурению с раннего детства в семье, в школе,
в обществе. С другой стороны, активная
деятельность здравоохранения должна помогать
курильщикам избавиться от вредной привычки, ведь
то «удовольствие», которое получает каждый
курильщик индивидуально, отнюдь не безвредно как
для него самого, так и для окружающих.
Но для перелома в общественном мнении по
отношению к табакокурению важнейшую роль
играет активная жизненная позиция каждого
человека в отдельности, который сам несет
ответственность за свои поступки.
Метафора: Когда-то, давным-давно, в
одной восточной стране, вблизи большого шумного
города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень
часто обращались к нему за советом по самым
сложным вопросам, и он всегда помогал им решать
их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он
никому не отказывал в помощи.
И вот, однажды в городе появился честолюбивый
молодой человек, который хотел прославиться
своими способностями. Он решил оказывать
содействие в решении различных проблем жителям
большого города. Но почему-то люди не шли к нему, а
продолжали ходить за советом к старому мудрецу.
Молодой человек решил доказать всем, что мудрец
не такой уж и умный, что он не все знает на этом
свете. И он придумал для него такое испытание: «Я
поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, подойду к
мудрецу и спрошу его, что у меня в руке? Если он
ответит правильно, тогда я спрошу: какая она –
мертвая или живая? Если он скажет – живая, тогда я
незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если
он скажет – мертвая, то я отпущу ее, и она
улетит, и все подумают, что я умнее старого
мудреца и станут почитать меня больше, чем его».
Молодой человек созвал жителей города, и они
отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца,
он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил:
«Знаешь ли ты, что у меня в руке?»
«Бабочка» – спокойно ответил мудрец.
«А какая она, мертвая или живая» – спросил
молодой человек.
«Все в твоих руках» – ответил мудрец.
– И я говорю вам: Все в ваших руках! Сделайте правильный выбор!
VI. Подведение итогов
Жюри объявляет итоги брейн-ринга.