Сценарий брейн-ринга "Курение или здоровье – выбор за вами!" (внеклассное мероприятие.)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск  приобщения к этой вредной привычке.

Задачи:

  • Образовательная:
  • способствовать формированию знаний о вредных последствиях табакокурения на здоровье человека;
  • Воспитательная:
  • содействовать воспитанию ответственности за свое поведение и наличие вредных привычек,
  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции, нетерпимости к курению;
  • развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ;
  • Развивающая:
  • содействовать развитию познавательных и творческих способностей,
  • развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний.

Предварительная подготовка

Оборудование

  • Два информационных стенда «Курение опасно для здоровья», «Курение опасно для потомства».
  • Плакаты:
    • нарисованные самими учащимися на данную тему;
    • с названием темы «Курение или здоровье – выбор за вами»;
    • с высказыванием А.А Леонова,  взятым в качестве эпиграфа: «Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым».
  • Телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью научно-публицистического фильма «Никотиновая трагедия».
  • Магнитофон, кассеты с записями для инсценирования песни.
  • Раздаточный материал: вопросы викторины, рифмы для конкурса «Буримэ».

План проведения брейн-ринга

I. Вступление. Результаты анкетирования.  История борьбы с курением. Положение в России с курением на сегодняшний день – 5 мин.

II. Основная часть брейн-ринга

  1. Представление команд (4 команды) – 5 мин.
  2. Викторина (по 2 вопроса каждой команде) – 7 мин.
  3. Конкурс «Буримэ» – 7 мин.

    Курить – вредить, сигареты – портреты
    Курение – одурение, здоровье – подспорье.

    Во время подготовки демонстрация видеоролика о вреде курения для подростков.

  4. Конкурс инсценированной песни о ЗОЖ – 10 мин.
  5. Конкурс на лучшую программу по борьбе с курением, во время составления программы – конкурс болельщиков: пословицы, поговорки и высказывания о здоровье – 7 мин.
  6. Конкурс пословиц и поговорок о здоровье.

III. Заключение. Основная ответственность за здоровье находится в руках самого человека. Метафора «Все в ваших руках» – 5 мин.

VI. Подведение итогов (Приложение 5) – 1 мин.

Итого: 55–60 минут.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступление

Уважаемые участники брейн-ринга, болельщики и гости!
Сегодняшний праздник – День здоровья мы посвящаем борьбе с самой распространенной вредной привычкой – табакокурением.
О том, как обстоят дела с табакокурением среди  обучающихся нашей школы и в их семьях, свидетельствуют результаты анонимной анкеты. (Оглашаются результаты анкетирования.)
Итак, тема сегодняшнего брейн-ринга актуальна и для нас. Несмотря на то, что почти все понимают, что курить вредно, большинству не нравится запах табака и то, что, кто-то из близких курит, 72% учащихся пробовали курить, а некоторые продолжают это делать и сейчас.
Попробуем разобраться, в чем причина такой популярности табакокурения.
Производство табака является очень прибыльным делом, прибыль от продажи табачных изделий составляет свыше 200%, производители сигарет не перестанут заниматься этим сверхприбыльным бизнесом, они пускаются на различные ухищрения: рекламу,  ложные сведения о «безвредности» курения, подпольное производство табачных изделий низкого качества, содержащих гораздо большее количество вредных веществ, чем в сигаретах производимых легально.
Производство табака растет с каждым годом,  за последние пять лет потребление табака  выросло в три раза, количество же мужчин-курильщиков остается неизменным. Так за счет кого же пополняется армия курильщиков? Конечно же, за счет женщин и детей!
В настоящее время Россия является самой «курящей» страной в мире,

1. Историческая справка

История распространения табака тесно связана с историей борьбы против его же употребления. Рекомендуемый вначале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрел плохую славу, и испанская королева Изабелла первая прокляла его заодно с теми, кто его употреблял.
Ее примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака под страхом смертной казни применяемой к страстным курильщикам, закон, изданный им в 1625 г, предусматривал различные виды смертной казни для курильщиков: отсечение головы, сожжение или посадка на кол.
В конце XVI в. в Англии за курени казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади.

2. Борьба с курением на современном этапе

В настоящее время, связи с развитием науки, появилось множество новых фактов о вредных веществах, содержащихся в табаке. На последней ассамблее Всемирной организации здравоохранения было подчеркнуто, что вред, который табакокурение наносит здоровью людей, остается главной проблемой во многих странах.
Так, «пассивному курению» подвергаются дети в семье, коллеги по работе или случайные спутники курильщиков в вагоне поезда или в машине. Пагубное увлечение курильщика является опасным не только для него, но и для каждого из нас.
Эти факты вызывают оправданную озабоченность со стороны правительств и общественности во всех странах, где основным законом является забота о человеке, поэтому там развернута широкая пропаганда борьбы с курением, делается попытка возобновления старинных традиций, запрещающих употребление этого зелья.
Курение запрещено не только в транспорте, но и в большинстве театров, кинотеатров и других общественных мест. Нарушителям грозит штраф и даже тюремное заключение, в некоторых городах Америки штраф за курение в общественных местах доходит до 800 долларов. Растет число фирм и компаний, предпочитающих нанимать работников, которым не нужны перекуры.
Врачи, сталкивающиеся непосредственно с опасными последствиями курения, первыми начинают ограничивать употребление табака. Показательно, что в Англии в 1998 г. 43% врачей были курильщиками, а к 2002 г. их процент снизился до 21 %.
Так, в Швеции среди молодежи борьба с курением проводится под лозунгом «Некурящее поколение». Сейчас число курящих в Швеции снизилось с 70 до 30%, оптимисты полагают, что к 2005 г. с курением в Швеции будет почти покончено, в Норвегии с 65 до 45%. Австрия, Канада, Норвегия, Великобритания, США также сообщили о снижении количества курильщиков, но все еще более 50% мужчин в европейских странах являются курильщиками.
Радикально настроенные против курения люди ножницами отрезают дымящийся верх сигареты у курильщиков, вручая им при этом листовки с фотографиями разъеденных раком легких и черными надписями: «Диплом курильщика — это бронхиальная карцинома».
Поучителен опыт Китая. В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. Педагоги полагают, что подобный метод, во-первых, отлучает провинившегося от сигареты, а во-вторых, он – пусть даже в принудительном порядке приобщается к спорту.
А недавно Британская патентная служба выдала регистрационное свидетельство на любопытное изобретение. Изобретатель – житель Тайваня – придумал пепельницу. Она имеет углубление для спичечного коробка. Когда человек берет спички, внутри пепельницы включается встроенный микромагнитофон, пепельница начинает надсадно кашлять, как заядлый курильщик, а затем говорит «Курение сокращает жизнь среднестатистического курильщика почти на четверть века, курение – главная причина ишемической болезни сердца, рака легких, гортани, пищевода, полости рта, глотки, причина хронического бронхита». Завершается «лекция» резкими, обидными для курильщиков, но – увы! – справедливыми словами Бернарда Шоу: «Сигарета – это бикфордов шнур, с одного конца которого огонек, а с другого дурак...»

 

II. Основная часть – брейн-ринг

Перед тем, как перейти к конкурсной части нашего праздника, я хочу  представить вам состав жюри.

1. Представление  команд.

2. Конкурс «Викторина» (Приложение 4)

Представитель каждой команды должен подойти к ведущей и вытянуть номер вопрос. Жюри внимательно выслушивает ответ и оценивает высказывание команд.

3. Конкурс «Буримэ»

Каждой команде выдается листок с четырьмя рифмами. (Пока зрители – болельщики сморят видеоматериал о вреде курения, нужно придумать стихотворение и прочитать его.)

4. Конкурс инсценированной песни о ЗОЖ

Этот конкурс был домашним заданием для каждой команды. Участники представляют инсценированную песню о ЗОЖ.

5. Конкурс   «Проект»

Капитан команды представляет проект, которой можно реализовать в образовательном учреждении для того, чтобы эта вредная привычка осталась в прошлом.

6. Конкурс «Пословицы и поговорки о здоровье»

Во время обдумывания проекта, болельщики каждой команды должны произносить какую-либо пословицу или высказывание о здоровье, кто больше назовет тот и принесет своей команде дополнительное очко.

III. Заключение

В заключениe, мы подведем итог нашего мероприятия.
На ком же лежит основная ответственность за курение? Кто должен решать: будут ли курить наши потомки?
Конечно, с помощью средств массовой информации можно и нужно создавать атмосферу нетерпимости к табакокурению с раннего детства в семье, в школе, в обществе. С другой стороны, активная деятельность здравоохранения должна помогать курильщикам избавиться от вредной привычки, ведь то «удовольствие», которое получает каждый курильщик индивидуально, отнюдь не безвредно как для него самого, так и для окружающих.
Но для перелома в общественном мнении по отношению к табакокурению  важнейшую роль играет активная жизненная позиция каждого человека в отдельности, который сам несет ответственность за свои поступки.

Метафора: Когда-то, давным-давно,  в одной восточной стране, вблизи большого шумного города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень часто обращались  к нему за советом по самым сложным вопросам, и он всегда помогал им решать их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он никому не отказывал в помощи.
И вот, однажды в городе появился честолюбивый молодой человек, который хотел прославиться своими способностями. Он решил оказывать содействие в решении различных проблем жителям большого города. Но почему-то люди не шли к нему, а продолжали ходить за советом к старому мудрецу.
Молодой человек решил доказать всем, что мудрец не такой уж и умный, что он не все знает на этом свете. И он придумал для него такое испытание: «Я поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу его, что у меня в руке? Если он ответит правильно, тогда я спрошу: какая она – мертвая или живая? Если он скажет – живая, тогда я незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если он скажет –  мертвая, то я отпущу ее, и она улетит, и все подумают, что я умнее старого мудреца и станут почитать меня больше, чем его».
Молодой человек созвал жителей города, и они отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца, он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил: «Знаешь ли ты, что у меня в руке?»
«Бабочка» – спокойно ответил мудрец.
«А какая она, мертвая или живая» – спросил молодой человек.
«Все в твоих руках» – ответил мудрец.

– И я говорю вам: Все в ваших руках! Сделайте  правильный выбор!

VI. Подведение итогов

Жюри объявляет итоги брейн-ринга.