Цели:
- Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве - импрессионизмом, показать отличие импрессионизма от традиционного искусства, выяснить, как это новое направление в художественно-изобразительном искусстве воплощается в музыке.
- Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление; формировать умение делать художественный анализ произведения.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию речи.
- Воспитывать чувство прекрасного через работу с репродукциями картин художников, с музыкой
Оборудование урока:
Литературный эпиграф: “Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века” (Огюст Роден).
Музыкальный ряд: К.Дебюсси “Лунный свет”, “Послеполуденный отдых Фавна”; М. Равель “Ундина”
Видеофильм: “Азбука искусства. Импрессионизм”
Изобразительный ряд:
- К. Моне “Впечатление. Восход солнца”
- Э. Дега “Балерины в голубом”
- К. Писсарро “Бульвар Монмарт”
- К.Моне “Сад в Живерни”
- К.Моне “Водяные лилии”
- О.Ренуар “Цветочная ваза”
- О.Ренуар “Портрет Жанны Самари”
- О. Ренуар “ Танец в деревне Буживаль”
- И.Левитан “Тихая обитель”
- И. Левитан “Ненюфары”
- В. Боровиковский “Портрет М.И.Лопухиной”
- Шишкин “Утро в сосновом лесу”
- “Е.Н.Кропоткина”. Работа неизвестного автора
Материал для учащихся: карточки с картинами художников- импрессионистов.
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: урок – презентация
Ход урока:
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве конца XIX – начала XX века – импрессионизмом. Тема нашего урока: “Импрессионизм как художественное течение в зарубежной живописи и музыке”. (Тема урока записывается в тетрадь)
Учитель читает стихотворение Н.Заболоцкого “Портрет”:
Любите, живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы Переносить на полотно…
Учитель: - Как вы понимаете, что такое живопись?
(живопись – означат писать жизнь, то есть писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность)
На прошлом уроке мы с вами изучали реализм в произведениях русских художников. Давайте проанализируем два портрета. Это работа В. Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной” и “Портрет Жанны Самари” О.Ренуара.
Опрос учащихся:
1. Какой вы видите Лопухину? Опишите черты ее характера.
( ответы детей)
2. Рассказ учителя о судьбе М.И.Лопухиной
В доме московской губернаторши В.Ф.Перфильевой поэт Яков Петрович Полонский увидел портрет, который сразу же привлек его внимание. Судя по костюму, позе и даже выражению лица женщины, изображенной на нем, писался он в XVIII веке. Но краски не потускнели, не выгорели, завораживали переливами мягких, нежных тонов. Такой же нежной, словно тающей, была красота женщины с задумчивым взглядом. В этом взгляде были и печаль, и робкая надежда, и мечтательная отрешенность. Перфильева рассказала Якову Петровичу, что на портрете кисти Боровиковского изображена ее родственница Мария Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая. В замужестве она была несчастна и умерла в молодости от чахотки.…И у Полонского сами собой сложились строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье-тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Учитель. Переходим к портрету Ж.Самари импрессиониста О.Ренуара. Выясняем значение слова “impression”. “Impression” в переводе с французского означает “впечатление”.
Огюст Ренуар познакомился с актрисой Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют Самари на сцене одного из самых популярных театров Парижа, “Комеди Франсез”, и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры. Художник был тоже ею очарован. Жанна Самари была наделена красотой, которую художник искал всю жизнь. Но, перенося живые черты на холст, он стремился передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Не удивительно, что Ренуар был счастлив, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери. Во время работы над портретом О.Ренуар часто посещал спектакли “Комеди Франсез”: ему необходимо наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке и при свете рампы. Долгое время этот портрет находился у мужа Жанны П.Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран – Руэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И.А.Морозовым. В 1904 году картина привезена в Россию и с тех пор покидает Москву только на время больших международных выставок. А впервые зрители увидели портрет актрисы в 1877 году, на третьей выставке произведений художников- импрессионистов в Париже. К этому удивительно ясному, нежному, изысканному по цвету портрету современная ему критика отнеслась по – разному. После открытия выставки в журналах появились отрицательные отзывы. Известный в то время критик Леруа назвал портрет “блюдом, приготовленным из ванили, красного крыжовника и фисташек, которое следует есть ложкой”. Но были и другие отзывы. Критик Жорж Ривьер с восторгом писал: “Портрет мадемуазель Самари в высшей степени прекрасен, я бы хотел сказать – так же прекрасен, как и оригинал, и едва ли можно требовать большего от художника. С этим согласятся все”. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от цветущей ее красоты выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара – синие сияющие глаза Самари, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец. Художник чутко уловил состояние легкой задумчивости и в этом коротком миге человеческой жизни раскрыл всю поэтичность женской души.
Анализ произведения О.Ренуара.
Вопросы: Есть ли различия в написании картин? Чем они отличаются? Что можно сказать о цвете? Какое впечатление производит на вас картина О.Ренуара? Какие различия вы можете встретить в природе?
Учащиеся приводят примеры о различии в природе (например, листья на деревьях, цветы, животный мир, люди – индивидуальны и неповторимы).
Учитель. В Париже весной 1874 года группа художников устроила свою выставку. Среди ее участников были: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Берта Моризо (на доске вывешиваются таблички с фамилиями художников). Эти люди были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой. Они имели за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству. Осуждение публики не заставило себя ждать. Художников оскорбительно называли пачкунами, шарлатанами, невеждами. Давайте послушаем, что писала пресса.
Выступления учащихся.< приложение 1 >
Учитель: Какие же революционные изменения привнесли импрессионисты в живопись? Что они хотели сказать своим современникам? Как их творчество повлияло на дальнейшее развитие искусства?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте для начала совершим воображаемое путешествие в Париж середины шестидесятых годов XIX века и заглянем в кафе Гербуа. Парижские кафе - нечто большее, чем места, где закусывают; это колыбели новой французской культуры. За столиками ведут оживленную беседу, спорят художники, - это будущие импрессионисты. Они бедны, молоды, гениальны и еще не признаны. Здесь можно увиден Эдуара Мане - уважаемого мэтра, идейного вождя всей группы, К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, Э. Дега. Их объединяет ненависть к официальному искусству и решимость искать правду, не следуя уже проторенному пути.
За спорами, обменом мнениями быстро проходит время. Послушаем, какое творческое кредо исповедует каждый из художников. [2]
Выступают, заранее подготовив роли, учащиеся. < приложение 2 >
Творческое кредо каждого художника можно записать в тетрадь.
Учитель: Произведения импрессионистов –
результат живого мгновенного впечатления.
Художники стремились передать не свое знание о
природе, человеке и законах искусства, а
непосредственное очарование жизни. Они писали о
том, что видели, слышали, ощущали. Авторы таких
произведений пользовались чистым цветом,
старались не смешивать цвета, не добавлять в
картину черных мрачных тонов. Впервые им удалось
передать блеск солнечного света, рябь на воде,
тишину сада и шум города.
Импрессионисты вышли на открытый воздух.
Художники стали зависеть от погоды, а потому
работали быстро: резкими мазками накладывали на
холст краски чистых цветов – желтого, зеленого,
красного, синего. Положенные рядом, они дают в
глазах зрителя, отошедшего от картины на
достаточное расстояние, желаемый результат.
Метод такой цветовой мозаики получил название
оптического смешения цветов. Нанесение на холст
красок раздельными мазками позволяло
импрессионистам сохранить всю свежесть и
яркость натурального цвета. Иногда они смешивали
краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще
более светлой. Импрессионисты ценили очарование
неповторимости и красоты каждого момента жизни.
Они считали, что любой момент повседневной жизни
достоин кисти художника, и рисовали балерин за
кулисами, прачек, посетителей в кафе.
Все эти приемы стали новым словом в искусстве
живописи.
Просмотр видеофрагмента о работе Клода Моне (“Азбука искусства. Импрессионизм”)
Учитель. Рассмотрим картину К.Писсарро “Бульвар Монмартр”(1897 г.)
Учащиеся проводят художественный анализ картины К.Писсарро “Бульвар Монмартр”:
Писсарро изображает излюбленное место парижан – бульвар Монмартр. Влажный воздух обволакивает дома, деревья, людей, движущиеся экипажи, силуэты которых едва намечены тонкой кистью художника. Солнечные лучи пробиваются сквозь облака, сизые прозрачные тени играют на стенах здания. Голубизна неба отражается в лаковых верхах экипажей и в розово-серых бликах листвы. Художник выбрал необычную точку зрения. Взгляд сверху дает возможность показать многоликую толпу, движение.
Мы ощущаем любовь художника к этим бульварам, улицам, людям. Он часто обращался к жанру городского пейзажа, ибо город для художника - это не просто место проживания человека, - это часть его жизни.
Учитель читает стихотворение М.Волошина “Парижа я люблю…”
Учитель. В центре внимания сегодня на уроке – импрессионистское описание природы в живописи и музыке. Выполним следующее задание.
Учащимся раздаются карточки с картинами художников – импрессионистов. Задание: отразить свои впечатления от картины: а) в письме к другу; б) в статье в газету; в) сочинить небольшое стихотворение.
Во время выполнения задания звучит музыка К.Дебюсси “Лунный свет”
Оценивание ответов учащихся.
Учитель. В 80-90- е гг.XIX века идеи импрессионизма и его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора - Клод Дебюсси и Марис Равель – наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах- эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. В их произведениях показан мир человеческих переживаний, передается красота окружающего мира и радость жизни. Оба они любили народную музыку – французскую, испанскую, восточную. В фортепианных миниатюрах К.Дебюсси (“Остров радости”, “Лунный свет”, “Сады под дождем”), а также в его оркестровых пьесах удивительно переданы одухотворенные картины природы. В творчестве Маиса Равеля отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные. В лучших фортепианных пьесах Равеля господствует переливчатость звуков, навеянных живой природой (“Игра воды”, “Печальные птицы”, “Лодка среди океана” и др.) [3]
Задания классу: Прослушайте произведение К.Дебюсси “Послеполуденный отдых Фавна” и М. Равеля “Ундина” (названия произведений учащимся не называются) и ответьте на вопросы:
- Какие образы рождает в вашем воображении пьеса К. Дебюсси? Что вы услышали в ней? Какие события, по вашему мнению, происходят в музыкальной пьесе?
- Какие музыкальные инструменты вы слышите в пьесах К. Дебюсси и М.Равеля?
- Какое настроение создала у вас музыка К. Дебюсси и М.Равеля?
- Какое название вы можете дать этим произведениям?
Оценивание ответов учащихся.
Итог урока.
Ваши впечатления от сегодняшнего урока? Что вам понравилось, а что нет? Если бы вы были художниками, то в какой манере вы бы писали?
Домашнее задание. Устное сообщение об одном из художников или музыкантов с описанием одного произведения.
Учитель: Импрессионисты вместе учились, работали, выставлялись, боролись и страдали. Всеобщая враждебность не могла поколебать их убеждения. Вступив в конфликт с обществом, они на долгие годы попали в железные лапы нищеты, но один из них не поступился искусством для достижения своего благополучия. И этот бой они выиграли.
Учитель читает эпиграф к уроку - слова О. Родена.
• Каким было искусство импрессионистов?
Его можно назвать жизнерадостным и светлым, ибо оно, как правило, не отражало мрачных сторон жизни. Импрессионисты хотели открыть своим современникам глаза на красоту окружающего мира и повседневной жизни. И, тем не менее, для современников революционность их искусства была очевидна.
• Какие же революционные изменения принесли импрессионисты в живопись?
Они смело порвали с традицией, восстали против общепринятых канонов, проявили интерес к современному миру, человеку. Ввели они в искусство и новые темы современного города, нового героя - представителя средних классов.
Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую них не замечали художники. Если предшественники импрессионистов воспроизводили предметы, тела, объемы как нечто постоянное и устойчивое, то импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, мерцание воздушной среды. Они довели до совершенства искусство закрепления мимолетного, изобретя новую живописную технику. Из уроков прошлого и настоящего они извлекли новые концепции и создали свое искусство.
Импрессионизм - это целая эпоха во французском искусстве второй половины XIX века. Появившись вначале в живописи, поэзии, он позднее распространился на скульптуру, музыку, литературу, театр. Творчество импрессионистов нашло отклик в живописи постимпрессионистов, фовистов. Эхо импрессионизма пронеслось по всем странам Европы вплоть до России.
XX век сделал славу импрессионистов всемирной. Их картины стали гордостью собраний музеев мира, где они оказались доступными восхищенному взору миллионов людей.
Мы с вами в долгу перед художниками этого направления, потому что уже целый век человечество смотрит на природу и человека их глазами.
Список использованной литературы:
- Ермильченко Н. Импрессионизм.- М, Белый город, 2003 г.
- Мировая художественная культура.8 класс: поурочные планы/авт.- сост. Ю.Е.Галушкина.- Волгоград : Учитель, 2007 г.
- Энциклопедический словарь юного музыканта, составители: Медушевский В.В., Очаковская О.О.- М., Педагогика, 1985 г.