Цель:
- Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;
- Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- повторение изученого о звуках и обозначающих их буквах;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся;
- формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.
- формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма
2. Развивающие задачи:
- развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;
- развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
- развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- развитие воссоздающего и пересоздающего воображения;
- развитие непроизвольного и произвольного внимания;
- развитие рефлексии и адекватной самооценки.
3. Воспитывающие задачи:
- воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
- воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент
У: Прозвенел звонок на урок.
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
II. Минутка чистописания
У: Отгадайте загадки:
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол (веник).
(Слово появляется на установке)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой (дятел).
(Слово появляется на установке)
Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал (лопата).
(Слово появляется на установке)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор).
(Слово появляется на установке)
У. Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова.
Д. В, Л, Д, Т.
У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами.
В, д, л, т
У. Написать до конца строки.
Д. (они пишут в тетради).
III. Повторение ранее изученного материала
У: Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы?
Д: Они согласные.
У: Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
Д: В, Л, Д
У. Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук.
Д: Т
У: Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки.
Д: Д – Т
IV. Словарная работа
У: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом).
Д: чувство
У: Что обозначает это слово?
Д: ответы детей
У. Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь (появляется на установке)
1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция).
У: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове?
Д: В, Т, В
(учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство)
У:Посмотритена слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется.
У: Напишите это слово в воздухе.
Д: Пишут в воздухе
У: Теперь закройте глазки, представьте, что вам нужно с помощью огненного факела написать слово чувство на ночном небе (письмо в воздухе).
Д: с закрытыми глазами пишут в воздухе это слово
У: Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется.
Д: чувство
У: Проговорим потише для соседа.
Д: Проговаривают для соседа.
У: Прогорите для себя вполголоса.
Д: Проговаривают для себя.
У. Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски).
У. Запишите это слово в тетрадь.
Д. Пишут это слово
У.Теперь проверим, как вы справились с заданием (слово появляется на установке). Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.
Д. Поднимают руку.
У. Молодцы!
У. Запишите предложение:
Меня охватило чувство любви к родному краю.
У. Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.
У. Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (появляется на установке)
У. Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.
Д. Поднимают руку.
У. Молодцы!
V. Введение нового материала.
У: Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах.
У: У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки.
(Каждая парта получает слово). На каждом цветном листе написано слово, на белом листе – задание, которое нужно выполнить. Солнце
- Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
Выполните задание № 1.
З.№ 1. Запишите это слово к себе в тетрадь и посчитайте количество букв.
Д: Считают количество букв и записывают к себе в тетрадь.
У: Выполните задание № 2.
З. № 2. Запишите слово ещё раз в тетрадь, укажите, какой звук обозначает каждая буква, подсчитайте количество звуков и запишите в тетрадь.
(например)
- [с] - [с]
- [о] - [о]
- [л] - [-]
- [н] - [н]
- [ц] - [ц]
- [е] - [э]
Д: Каждая пара записывает количество звуков по своему слову.
У: Выполните задание № 3. Сравните количество букв и количество звуков и сделайте вывод о том, чего в слове больше: букв или звуков.
У: Проверим, как вы справились с исследовательским заданием.
1 пара:
У: Какое слово анализировали?
Д: Солнце.
У: Сколько букв?
Д: 6 букв.
У: Сколько звуков.
Д: 5 звуков.
У: Какой сделаем вывод?
Д: В слове “солнце” букв больше, чем звуков.
(по такому принципу разбираются остальные слова)
У: Какую особенность вы заметили?
Д: Мы заметили, что в каждом слове букв больше, чем звуков.
У: А как вы думаете, что это значит?
Д: Один какой-то звук выпадает, не произносится.
У: Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся.
У: С помощью мультимедийной установки, проверим, какие звуки не произносятся в наших словах.
Появляется слово
Солнце
У: Какой звук не произносится?
Д: [л]
Сердце
У: Какой звук не произносится?
Д: [д]
Здравствуй
У: Какой звук не произносится?
Д. [в]
Звездный
У: Какой звук не произносится?
Д: [д]
Местный
У: Какой звук не произносится?
Д: [т]
Капустный
У: Какой звук не произносится?
Д: [т]
У: Какие мы с вами нашли непроизносимые звуки?
Д: [л], [т],[в], [д]
У: Какие это звуки, гласные или согласные?
Д: согласные
У: Какими буквами обозначаются звуки [л], [т],[в], [д]?
Д: Д, в, т, л
У: У нас на уроке уже встречались эти буквы. Когда?
Д: На минутке чистописания и в словарных словах.
У: Итак, не произносятся звуки [л], [т],[в], [д], а пишутся ли в наших словах буквы, обозначающие эти звуки?
Д. Пишутся
У: Возникает удивительная ситуация: буква пишется, но обозначающий её согласный звук не произносится. Как мы назвали такие звуки?
Д: Непроизносимые согласные.
У: Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать?
Д: Чтобы правильно писать слова.
У: Именно этому мы и должны научиться.
(слова появляются установке)
Д: Запишите эти слова к себе в тетрадь в столбик. Подчеркните буквенные сочетания, в которых появляются непроизносимые согласные.
Д. Записывают и подчеркивают
- Солнце
- Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
У: Как вы думаете, почему в этих сочетаниях один из согласных звуков не произносится?
Д: предположения.
У: Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились.
У: Какие звуковые сочетания произносятся на этом месте?
Д:
- [нц]
- [рц]
- [ств]
- [зн]
- [сн]
- [сн]
У: Запишите эти сочетания к себе в тетрадь.
Д: записывают.
У: Выделите в этих словах корень. Где находятся непроизносимые согласные?
Д: В корне слова.
У: А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет?
Д: предположения детей.
У:
Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр. 125.
Прочитайте правило на этой странице.
У. Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам, которые мы записали в тетрадь, чтобы непроизносимый согласный стал бы произноситься (пробуют подобрать и записать к себе в тетрадь проверочные слова).
У. Как вы думаете, почему подобранные нами слова являются проверочными?
Д. предположения.
У. Сделаем вывод:
Во-первых, вы знаете, что корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения.
Во- вторых, в проверочных словах сочетания содержат не более двух согласных рядом.
VI. Физкультминутка
У:
Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.
VII. Первичное закрепление.
У: Возьмите конверт № 2 (раздается каждому ученику). (на мультимедийной установке).Теперь у каждого из вас есть памятка, где описан порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова. Работа с доской (один ученик у доски)
У: Хрустнул (пользуясь алгоритмом)
Хрустнул – проверяй хрустит.
В слове хрустнул “Т” стоит.
У: вкусный (пользуясь алгоритмом)
Вкусный – вкус,
“Т” нельзя писать без дела.
У: Поздний (опаздывать)
У. В начале урока мы записали слово чувство. Проверьте, есть ли в нём непроизносимая согласная. Попробуйте подобрать проверочные слова к этому слову.
Д: Нельзя.
У: Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть и словарными.
У: На установке записан текст. Прочитайте его.
“Здравствуй, князь ты мой красивый!
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?” – горит она ему.
У: Скажите, из какой сказки, какого автора этот отрывок.
Д: А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”
У: Проверьте, всё ли правильно написано в этих отрывках.
Д: Неверны некоторые слова.
У: Назовите их.
Д: Красивый, пасмурный.
У: Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин.
Д: прекрасный, грустный.
(Слова появляются на установке)
У: Выделите корень в этих словах (корень выделен на установке)
У: Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова?
Д: О непроизносимых согласных.
У: В каких буквенных сочетаниях возникают здесь непроизносимые согласные?
Д: стн
У: Какое звуковое сочетание мы слышим на месте этих букв?
Д: [сн]
У: Какой непроизносимый согласный звук есть во всех этих сочетаниях?
Д: [т]
У: Подберите однокоренные проверочные слова к каждому из этих слов.
Д: прекрасен, ненастье
У: Почему же слова проверочные?
Д: В них нет стечения согласных, они с тем же корнем.
У: Во всех ли словах нужно было писать букву, обозначающую непроизносимый согласный?
У: А теперь самостоятельно запишите две Пушкинские строки, вставив пропущенные буквы.
Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.
5 человек за эту работу получать оценки.
Оцените свою работу
Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом.
- Красный – доволен собой.
- Зеленый – испытывал легкое затруднение.
- Синий – мне было трудно выполнять задания.
VIII. Итог урока.
У: Вот и закончен наш урок. Пора подвести итог.
Какая тема?
Какие звуки и буквы не произносятся?
(л, д, т, в, [л], [т],[в], [д])
Как правильно, написать слово с непроизносимой согласной?
Спасибо за урок!