Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;
  • Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • повторение изученого о звуках и обозначающих их буквах;
  • совершенствование каллиграфических умений учащихся;
  • формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.
  • формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма

2. Развивающие задачи:

  • развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;
  • развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;
  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
  • развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
  • развитие воссоздающего и пересоздающего воображения;
  • развитие непроизвольного и произвольного внимания;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки.

3. Воспитывающие задачи:

  • воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
  • воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
  • воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент

У: Прозвенел звонок на урок.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

II. Минутка чистописания

У: Отгадайте загадки:

Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол (веник).

(Слово появляется на установке)

Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой (дятел).

(Слово появляется на установке)

Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал (лопата).

(Слово появляется на установке)

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор).

(Слово появляется на установке)

У. Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова.

Д. В, Л, Д, Т.

У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами.

В, д, л, т

У. Написать до конца строки.

Д. (они пишут в тетради).

III. Повторение ранее изученного материала

У: Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы?

Д: Они согласные.

У: Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Д: В, Л, Д

У. Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук.

Д: Т

У: Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки.

Д: Д – Т

IV. Словарная работа

У: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом).

Д: чувство

У: Что обозначает это слово?

Д: ответы детей

У. Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь (появляется на установке)

1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция).

У: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове?

Д: В, Т, В

(учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство)

У:Посмотритена слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется.

У: Напишите это слово в воздухе.

Д: Пишут в воздухе

У: Теперь закройте глазки, представьте, что вам нужно с помощью огненного факела написать слово чувство на ночном небе (письмо в воздухе).

Д: с закрытыми глазами пишут в воздухе это слово

У: Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется.

Д: чувство

У: Проговорим потише для соседа.

Д: Проговаривают для соседа.

У: Прогорите для себя вполголоса.

Д: Проговаривают для себя.

У. Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски).

У. Запишите это слово в тетрадь.

Д. Пишут это слово

У.Теперь проверим, как вы справились с заданием (слово появляется на установке). Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.

Д. Поднимают руку.

У. Молодцы!

У. Запишите предложение:

Меня охватило чувство любви к родному краю.

У. Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

У. Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (появляется на установке)

У. Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.

Д. Поднимают руку.

У. Молодцы!

V. Введение нового материала.

У: Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах.

У: У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки.

(Каждая парта получает слово). На каждом цветном листе написано слово, на белом листе – задание, которое нужно выполнить. Солнце

  • Сердце
  • Здравствуй
  • Звёздный
  • Местный
  • Капустный

Выполните задание № 1.

З.№ 1. Запишите это слово к себе в тетрадь и посчитайте количество букв.

Д: Считают количество букв и записывают к себе в тетрадь.

У: Выполните задание № 2.

З. № 2. Запишите слово ещё раз в тетрадь, укажите, какой звук обозначает каждая буква, подсчитайте количество звуков и запишите в тетрадь.

(например)

  • [с] - [с]
  • [о] - [о]
  • [л] - [-]
  • [н] - [н]
  • [ц] - [ц]
  • [е] - [э]

Д: Каждая пара записывает количество звуков по своему слову.

У: Выполните задание № 3. Сравните количество букв и количество звуков и сделайте вывод о том, чего в слове больше: букв или звуков.

У: Проверим, как вы справились с исследовательским заданием.

1 пара:

У: Какое слово анализировали?

Д: Солнце.

У: Сколько букв?

Д: 6 букв.

У: Сколько звуков.

Д: 5 звуков.

У: Какой сделаем вывод?

Д: В слове “солнце” букв больше, чем звуков.

(по такому принципу разбираются остальные слова)

У: Какую особенность вы заметили?

Д: Мы заметили, что в каждом слове букв больше, чем звуков.

У: А как вы думаете, что это значит?

Д: Один какой-то звук выпадает, не произносится.

У: Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся.

У: С помощью мультимедийной установки, проверим, какие звуки не произносятся в наших словах.

Появляется слово

Солнце

У: Какой звук не произносится?

Д: [л]

Сердце

У: Какой звук не произносится?

Д: [д]

Здравствуй

У: Какой звук не произносится?

Д. [в]

Звездный

У: Какой звук не произносится?

Д: [д]

Местный

У: Какой звук не произносится?

Д: [т]

Капустный

У: Какой звук не произносится?

Д: [т]

У: Какие мы с вами нашли непроизносимые звуки?

Д: [л], [т],[в], [д]

У: Какие это звуки, гласные или согласные?

Д: согласные

У: Какими буквами обозначаются звуки [л], [т],[в], [д]?

Д: Д, в, т, л

У: У нас на уроке уже встречались эти буквы. Когда?

Д: На минутке чистописания и в словарных словах.

У: Итак, не произносятся звуки [л], [т],[в], [д], а пишутся ли в наших словах буквы, обозначающие эти звуки?

Д. Пишутся

У: Возникает удивительная ситуация: буква пишется, но обозначающий её согласный звук не произносится. Как мы назвали такие звуки?

Д: Непроизносимые согласные.

У: Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать?

Д: Чтобы правильно писать слова.

У: Именно этому мы и должны научиться.

(слова появляются установке)

Д: Запишите эти слова к себе в тетрадь в столбик. Подчеркните буквенные сочетания, в которых появляются непроизносимые согласные.

Д. Записывают и подчеркивают

  • Солнце
  • Сердце
  • Здравствуй
  • Звёздный
  • Местный
  • Капустный

У: Как вы думаете, почему в этих сочетаниях один из согласных звуков не произносится?

Д: предположения.

У: Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились.

У: Какие звуковые сочетания произносятся на этом месте?

Д:

  • [нц]
  • [рц]
  • [ств]
  • [зн]
  • [сн]
  • [сн]

У: Запишите эти сочетания к себе в тетрадь.

Д: записывают.

У: Выделите в этих словах корень. Где находятся непроизносимые согласные?

Д: В корне слова.

У: А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет?

Д: предположения детей.

У:

Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр. 125.

Прочитайте правило на этой странице.

У. Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам, которые мы записали в тетрадь, чтобы непроизносимый согласный стал бы произноситься (пробуют подобрать и записать к себе в тетрадь проверочные слова).

У. Как вы думаете, почему подобранные нами слова являются проверочными?

Д. предположения.

У. Сделаем вывод:

Во-первых, вы знаете, что корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения.

Во- вторых, в проверочных словах сочетания содержат не более двух согласных рядом.

VI. Физкультминутка

У:

Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.

VII. Первичное закрепление.

У: Возьмите конверт № 2 (раздается каждому ученику). (на мультимедийной установке).Теперь у каждого из вас есть памятка, где описан порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова. Работа с доской (один ученик у доски)

У: Хрустнул (пользуясь алгоритмом)

Хрустнул – проверяй хрустит.

В слове хрустнул “Т” стоит.

У: вкусный (пользуясь алгоритмом)

Вкусный – вкус,

“Т” нельзя писать без дела.

У: Поздний (опаздывать)

У. В начале урока мы записали слово чувство. Проверьте, есть ли в нём непроизносимая согласная. Попробуйте подобрать проверочные слова к этому слову.

Д: Нельзя.

У: Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть и словарными.

У: На установке записан текст. Прочитайте его.

“Здравствуй, князь ты мой красивый!
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?” – горит она ему.

У: Скажите, из какой сказки, какого автора этот отрывок.

Д: А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”

У: Проверьте, всё ли правильно написано в этих отрывках.

Д: Неверны некоторые слова.

У: Назовите их.

Д: Красивый, пасмурный.

У: Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин.

Д: прекрасный, грустный.

(Слова появляются на установке)

У: Выделите корень в этих словах (корень выделен на установке)

У: Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова?

Д: О непроизносимых согласных.

У: В каких буквенных сочетаниях возникают здесь непроизносимые согласные?

Д: стн

У: Какое звуковое сочетание мы слышим на месте этих букв?

Д: [сн]

У: Какой непроизносимый согласный звук есть во всех этих сочетаниях?

Д: [т]

У: Подберите однокоренные проверочные слова к каждому из этих слов.

Д: прекрасен, ненастье

У: Почему же слова проверочные?

Д: В них нет стечения согласных, они с тем же корнем.

У: Во всех ли словах нужно было писать букву, обозначающую непроизносимый согласный?

У: А теперь самостоятельно запишите две Пушкинские строки, вставив пропущенные буквы.

Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.

5 человек за эту работу получать оценки.

Оцените свою работу

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом.

  • Красный – доволен собой.
  • Зеленый – испытывал легкое затруднение.
  • Синий – мне было трудно выполнять задания.

VIII. Итог урока.

У: Вот и закончен наш урок. Пора подвести итог.

Какая тема?

Какие звуки и буквы не произносятся?

(л, д, т, в, [л], [т],[в], [д])

Как правильно, написать слово с непроизносимой согласной?

Спасибо за урок!

Приложение Презентация