Урок чтения во 2-м классе . Тема:«Гайдар А.П. "Совесть"»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с произведением,
  • помочь детям понять и осмыслить его,
  • учить делать выводы,
  • способствовать формированию художественного вкуса для передачи настроения и своего отношения к героям,
  • пробуждать добрые чувства,
  • отрабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование:

  • портрет А.П. Гайдара,
  • рисунки-паровозики к сказке, “волшебная” шкатулка,
  • карточки с отрывками из изученных произведений,
  • рисунки главных героев сказки,
  • лозунги,
  • схемы-опоры,
  • книги писателя,
  • флажки,
  • стол “мудрости”.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока

Девиз:

Книга-учитель,
Книга- наставница,
Книга-надёжный
товарищ и друг.
Ум, как ручей,
высыхает и старится,
если ты выпустишь
книгу из рук.

Визитка:

1. Теперь я второклассник.
И вот мой 2 “А” .
Здесь три месяца учился,
Узнал я столько, что, друзья,
Даю вам слово, из меня
Ученый получился.

2. В классе дружно, весело живём
Мы читаем, лепим и поём.
Сочинять стихи и рифмовать
Очень трудно, должна вам сказать.

3. Будем все же мы стараться,
Сил и времени не жаль.
Мы успешно одолели
Наш “эльконинский букварь”.

4. Мы читать давно умеем.
Здесь нам некогда скучать,
Потому что в школе стали
По - занковски обучать.

Речевая минутка:

  • - скороговорки

различные приёмы:

индивидуальное проговаривание,

парами, хором, по вариантам

  • мелькающее чтение
  • мудрые мысли
  • чтение

Проверка восприятия

работа в парах -пересказывают друг другу

Проверка домашнего задания

К. Чуковский “Федорино горе”

Педагогический комментарий
- чтение понравившихся отрывков

 

- прием “цепочка”

- чтение парами

- по вариантам

- хором

- выставка рисунков обратить внимание на рисунок
- вопросы:

1) Почему посуда убежала от Федоры?Она не хотела служить грязнуле и сбежала от неряшливой хозяйки.

2) Как автор называет хозяйку? Неряха, грязнуля.

3) Почему посуда вернулась?Ей стало жалко бедную бабу.

4)Когда же пришла радость к Федоре? Федора стала трудиться и труд принёс ей радость: вся посуда засверкала, засияла, стала чистой. На такой кухне, с такой посудой радостно жить.

4)Как можно теперь назвать это произведение?

инсценировка отрывков сказки

Вывод:

Где труд, там и радость.

Порядок - душа всякого дела.

Физминутка Музыкально- ритмические упражнения

Сл. и муз. О. Газманова “Москва”.

Новая тема: А.П. Гайдар “ Совесть”.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Знакомство с выставкой книг А.П.Гайдара
  • Рассказ очень маленький, но писатель А.Гайдар сумел многое рассказать. Только надо уметь вслушиваться в текст, уметь его понимать.
  • Работа за столом “Мудрости”
    дети рассказывают о писателе

Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьм.

Проверка восприятия:

  • Что хотел рассказать нам А.П. Гайдар?
  • Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ?

Повторное чтение рассказа

  1. Почему у Нины было так
    тяжело на сердце?
  2. Почему она не пошла в
    школу?
  3. Почему Нина решила,
    что малыш тоже
    прогульщик?
  4. Каким он вам показался?
  5. Как Нина с ним
    разговаривала?
  6. в каких строчках
    заключается основная мысль?
  1. Поленилась и испугалась, а трусость живёт рядом с ложью.
  2. Не выучила уроки. Где лень, там и ложь.
  3. В учебное время он гулял в роще
  4. У него добрые доверчивые глаза Он смешной и добродушный.
  5. Нахмурилась. Она хотела посмеяться над ним, построжиться.
  6. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Нина сравнила себя с этим добродушным мальчиком. Ей стыдно перед малышом.

Вывод:

  • Совесть без зубов, а кусается.
  • На обмане далеко не уедешь.

Задание на дом: научиться выразительно читать рассказ А.П.Гайдара.

Литературная викторина.

(Читают отрывки из произведений. Карточки берут из “волшебного сундучка”.)

Зачитывается отрывок из сказки А.Пушкина “Сказка о царе Салтане”.

Дети рассказывают о том, какие злодеяния совершили три сестрицы.

Узнав о том, что всё это было обманом, гонец доставляет телеграмму:

Казнить нельзя помиловать.

Но в пути запятая потерялась.

  1. Казнить нельзя, помиловать!
  2. Казнить, нельзя помиловать!

Уточняются смысловые варианты.

Поставим запятую-  ситуативная оценка

Голосуем:

  1. вариант?
  2. вариант?

Мудрая мысль

Доброта спасёт мир.

  • нельзя отвечать злом на зло;
  • можно наказывать добром;
  • добро всегда побеждает зло.

Составьте новые предложения, заменив слово “доброта” другим.

Прочитайте ваши предложения.

  • Честность спасёт мир.
  • Справедливость спасёт мир.

Приводят примеры добрых дел.

Чтение стихотворения. А. Чепуров “ Доброта”

Давайте поклоняться доброте!
Давай с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра! Она дарит нас хлебом
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!

Итог урока.

Ситуативная оценка работы класса.

-Я хочу, чтобы вы помнили всё доброе и хорошее, чему учит вас школа. Никогда не поступали плохо. И тогда сама ЖИЗНЬ поставит вам самую честную и справедливую оценку.