План урока.
Вся наша жизнь– функция.
Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
Этот урок актуален по нескольким причинам:
- содержательный аспект: значимость содержания, его проблематичность максимально приближают учащихся в изучении данной темы к жизненным ситуациям, показывает насколько часто применяется в жизни и науках данная тема;
- задачи развития: развитие способности к абстрагированию творческого воображения, ясности, правильности речи;
- задачами обучения на данном уроке будут формирование твердых учебных навыков построения и чтения графиков линейных функций, нахождения значений одной переменной по заданному значению другой, усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний по данной теме;
- адекватность урока возрастным особенностям школьников;
- учет индивидуальных особенностей детей, так как на уроке создается такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог, ценить мнение другого, менять свое мнение, если оно ошибочно, не конфликтовать, приходить к согласию в интересах общего дела.
Форма проведения: групповая работа
Методы обучения:
- проблемно поисковый (для 4–й группы),
- исследовательский (для 2-й и 3-й групп),
- репродуктивный (для 1-й группы).
Цели (для учителя):
- Стимулирование познавательного интереса учащихся;
- Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
- Практическое применение знаний;
- Развитие умственной деятельности, памяти, умения применять информационные технологии
Цели урока (для ученика):
Ученик должен убедить себя в том, что:
- Может справиться с решением предложенных задач;
- Хорошая команда – залог успеха;
- Решать творческие задачи интереснее.
Задачи урока:
Воспитательная:
- Развитие познавательного интереса учащихся,
- Развитие коммуникационного общения,
- Развитие уверенности в собственных силах,
- Возможность “найти себя”, “стать успешным”,
Учебная:
- Актуализировать субъектный опыт учащихся,
- Умение применять современные информационные технологии
Развивающая:
- Развитие приемов умственной деятельности, памяти (лучше запоминается то, что связано с преодолением затруднений)
- Активная деятельность способствует лучшему усвоению материала
Наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал
- - для каждой группы ноутбук,
- - компьютер для учителя
- - ватман для оформления ответов групп,
- - магниты для доски,
- - маркеры,
- - презентация-шпаргалка (Приложение№1),
- - пакеты документов для каждой группы (Приложения №2, №3, №4, №5),
- - учебник под редакцией А.Г.Мордковича,
- - Листы для разминки,
- - рабочие тетради.
Структура урока
- Подготовка к восприятию темы урока, постановка цели (2-3 минуты),
- Математический тренажер (4 минуты)
- Работа в группах (15 минут)
- Представление и защита результатов своей деятельности (по 3 минуты от группы- всего 12 минут)
- Оценивание своей деятельности (2-3 минуты)
- Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока
Учитель. Тема сегодняшнего занятия - “Линейная функция. Решение практических задач”. Исходя из формулировки темы, какие цели вы должны поставить перед собой на сегодняшний урок?
Ученики: необходимо повторить весь теоретический материал и применить его для решения задач.
(на доске появляется слайд с целями урока)
Для достижения целей урока будем идти следующим маршрутом (на доске появляется слайд с этапами урока)
Учитель:
Для разминки ума – Математический тренажер. Ответы дети пишут в тетрадь, в конце урока тетради сдаются.
В группе по 6 человек, поэтому каждый начинает работать со своего столбика и потом плавно переходит дальше…
Работа продолжается 3 минуты.
Учитель:. В конверте – пакет документов, прежде, чем выполнять задание, необходимо их изучить. Познакомьте с ними
(изучаются документы).
Учитель: Приступайте к выполнению задания:
- откройте папку на рабочем столе со шпаргалкой,
- просмотрите весь материал, который я для вас приготовила, и который поможет вам быстро вспомнить теоретический материал, который вам известен на сегодняшний день по данной теме.
(идет просмотр презентации (Приложение №1) 1-2 минуты)
(смотри презентацию в приложении )
Далее учащиеся выполняют предложенные задания (см. Приложения №2, №3, №4, №5)
Работа продолжается 12-15 минут.
Учитель:
Защита групп:
Для выступления 1 группы высвечивается слайд с предложенным ей заданием, и ученики у доски дают ответы;
Для выступления второй группы – слайд с их заданием;
Третья группа представляет свое решение на ватмане, прикрепив его на доску и после этого – слайд с вопросами для группы по построенному графику;
Четвертая группа выполняет задание на отдельных листах и представляет свою работу у доски.
Учитель:
Оцените себя, используя оценочные листы. (дается время)
А сейчас оцените свою работу в группе и старший в группе поставит вам баллы, которые вы заработали, учитывая ваше участие .
Откройте дневники, запишите домашнее задание: №№ 303(г),313 ,341
(дается дифференцированное домашнее задание)
Всем спасибо за урок!!!
Приложение №2 (Задание для 1 группы)
Маршрутный лист.(работа рассчитана на 12 минут)
- Откройте папку на рабочем столе “Шпаргалка” и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока
- Приступайте к выполнению заданий.
Задание№1
(Обсудите в группе и запишите каждый себе в тетрадь)
Какие из уравнений задают линейную функцию? Ответ необходимо обосновать.
- у=2х+3
- у= -х-6
- у=х3+4
- у=+1
- у= - 3х
- у=-4
Задание№2
Численность зубров в заповеднике может
быть найдена по формуле:
y = 50 +3t, где y - количество особей, а t - время (в
годах). Найдите сколько особей будет в данном
заповеднике через 3 года. Через сколько лет в этом
заповеднике особей будет 65 штук?
Ответ к этому заданию напишите на листе ватмана и оформите в виде таблицы
t | 3 | |
у | 65 |
Задание№3
(дополнительное, выполняется в тетрадях, если останется время,)
Постройте график функции у= 2х+5
3.Защита работы группы у доски в составе 2-х человек. Отвечать нужно только на первые два задания
4.В конце урока – самооценка и оценка группы, согласно внесенного вклада в общую работу
Приложение №3 (Задание для 2 группы)
Маршрутный лист.(работа рассчитана на 12 минут)
- Откройте папку на рабочем столе “Шпаргалка” и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока
- Приступайте к выполнению заданий.
Задание№1
Используя график зависимости веса М(г) рыбки от массы m(г) корма, ответьте на вопросы:
- Является ли функция М(m) линейной?
- Какой вес будет иметь рыбка, поедающая 15г сухого корма, и рыбка, поедающая 15г живого корма?
- Сделать вывод о зависимости М(m). Одинакова ли эта зависимость для рыбки на сухом корме и на живом корме?
Сформулируйте грамотные ответы и запишите их в тетрадь.
Задание№2
(Составьте математическую модель для решения задачи).
В организме человека всегда есть
определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во
время эпидемии гриппа, если больной не принимает
антибиотики, то количество бактерий в организме
каждый день увеличивается на 100 тысяч.
Сколько бактерий будет в организме человека
через 3 дня, через 5 дней?
Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующие вопросы:
- Будет ли данная зависимость линейной?
- Что вы можете сказать о поведении графика данной функции?
- Ответьте на поставленные вопросы
4. Защита работы группы у доски: задание №1 - по готовому слайду(слайд уже готов) . Модель к заданию №2 написать на доске и устно ответить на вопросы.
5. В конце урока – самооценка и оценка группы, согласно внесенного вклада в общую работу
Приложение №4 (Задание для 3 группы)
Маршрутный лист.(работа рассчитана на 12 минут)
- Откройте папку на рабочем столе “Шпаргалка” и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока
- Приступайте к выполнению задания.
Задание.
- составьте математическую модель для решения задачи(запишите в тетрадь)
Скалолаз находится на высоте 50 метров. Он начинает спуск со скоростью 5 метров в минуту. На каком расстоянии от земли скалолаз будет находиться через 4 минуты, через 8 минут? Через сколько минут он окажется на земле?
- постройте график данной зависимости (только на ватмане, предварительно обсудив все в группе)
- ответьте на следующие вопросы: (запишите ответы в тетрадь)
- Какие значения может принимать аргумент по условию задачи? Ответ запишите в виде числового промежутка.
- Как ведет себя функция при заданных значениях аргумента
- Дайте ответы на вопросы задачи
Подсказка для выполнения задания: выберите удачный масштаб и подумайте, что будете отмечать на оси Х(оси абсцисс) и соответственно на оси У
3. Защита группы. Свой ответ нужно оформить на листе ватмана (записать функцию и построить график). Все остальное можно в ходе рассуждения записывать на доске.
4.В конце урока – самооценка и оценка группы, согласно внесенного вклада в общую работу
Приложение №5 (Задание для 4 группы)
Маршрутный лист.(работа рассчитана на 12 минут)
- Откройте папку на рабочем столе “Шпаргалка” и повторите весь теоретический материал, необходимый для сегодняшнего урока
- Приступайте к выполнению задания (разделитесь внутри группы на две части и сразу делайте на ватмане, одна группа под а) вторая –б), предварительно обсудив решение).После этого внимательно рассмотрите все 4 графика и попробуйте сделать вывод(записывать ничего не нужно)
Задание.
- Постройте в одной системе координат
графики функций
у=х+1 и у = 0,5х - Постройте в одной системе координат
графики функций
у = -2х +3 и у = х
Сделайте выводы о взаимном расположении графиков на данных чертежах и подумайте: от чего это зависит?
3. Защита группы. Представление готовых чертежей и устные выводы.
4. В конце урока – самооценка и оценка группы, согласно внесенного вклада в общую работу