Классный час в 3-м классе по теме "Ответственность"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  1. Дать представление о понятии “Ответственность”.
  2. Заставить задуматься о собственных поступках.
  3. Учить оценивать собственные действия.

Задачи.

  1. Показать, что не всегда нужно руководствоваться только своими желаниями.
  2. Показать влияние своих поступков на самого себя и окружающих нас людей.
  3. Способствовать воспитанию ответственного поведения.

Оборудование: рассказ Н.Н. Носова “На горке”, карточки с ситуациями, диск с презентацией к занятию.

Учащиеся предварительно делятся на группы.

Вступительное слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

Беседа об услышанном

 

 

Разбор ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Тема нашего классного часа – ответственность (Приложение 1: слайд2)

- Что такое ответственность?

В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.

Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?

(Инсценировка ситуации с детьми из другого класса).

- Как повлиял ваш поступок на другого человека?
- Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
- Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.

Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.

Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 3).

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

  1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
  2. Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

А сейчас послушайте рассказ знаменитого детского писателя Н. Н. Носова “На горке”.

Учитель читает рассказ, сопровождая его показом слайдов 4-8.

- Что делали ребята? Для чего?
- Как поступил Котька? Почему? (Ему хотелось кататься с горки)
- Что произошло в результате его поступка?
- На кого повлиял его поступок? Как?
- Подумал ли Котька о последствиях?
- Ответственно ли он поступил?
- Пришлось ли ему за это ответить? Как?

Представьте себе такую ситуацию. Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток. Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв об уроках. (Приложение 1: слайд 9)

- Как повлияет этот поступок на самого ученика?
- Подумал ли мальчик о последствиях?
- Можно ли назвать этот поступок ответственным?
- Как нужно было поступить?

Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно и почему. (Приложение 1: слайд10).

  1. Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
  2. Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кого можно назвать ответственным? Почему?
- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
- Кого из них можно назвать самостоятельным?

Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”. (Приложение 1: слайд11)

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

- Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.

Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.

Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.

- Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

- А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.

1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.

Как вы поступите:

а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.

Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.

3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.

Как вы поступите:

а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в)пойду гулять, а потом помою посуду.

4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.

Как вы поступите:

а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Обсуждение ответов.

- Что такое ответственность?
- Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод. (Приложение 1: слайд 12).

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

- Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

Используемая литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: “ВАКО”, 2003, 240 с.
  2. Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов: Пособие по работе с Книгой для размышления “Я в мире других”. – СПб.: Специальная литература, 2003. – 271с.
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 256 с.