Для изучения этой темы в соответствии с программой я отвожу 5 уроков. При изучении темы придерживаюсь следующего плана:
1 урок (лекция)
Назначение и основные возможности программы MS EXCEL. Интерфейс программы. Основные элементы интерфейса. Понятие электронной таблицы, ячейки, строки, столбца, система адресации. Движение по табличному полю. Ввод данных. Типы данных. Редактирование содержимого ячейки. Изменение ширины и высоты ячейки. Свойства ячейки (команда «Формат ячеек»). Практическая работа по созданию таблицы «Список товаров». Сохранение табличного документа.
2 урок (практическое занятие)
Вычисление суммы значений строки или столбца (кнопка «Автосуммирование»). Перенос, копирование содержимого ячейки (кнопки – «Копировать», «Вырезать», «Вставить»). Понятие формулы в электронных таблицах. Ввод формул. Относительный и абсолютный адрес ячейки. Оформление столбца данных формата «Денежный». Практическая работа по созданию табличного документа «Средняя зарплата в США»
3 урок (практическое занятие)
Проверочная работа по созданию табличного документа «Счет». Построение диаграмм в электронных таблицах. Виды диаграмм. Работа с «Мастером диаграмм».
4 урок (практическое занятие)
Функции в электронных таблицах. Ввод формул, содержащих вызов функции. Логическая функция «ЕСЛИ». Практическая работа по решению квадратного уравнения с помощью электронных таблиц.
5 урок (итоговое занятие)
Разработка проекта по созданию таблицы «Расчет заработной платы»
Рассмотрим подробнее каждое из занятий:
Урок 1
Цель: Ознакомить учащихся с возможностями табличного процессора MS EXCEL, понятием «электронная таблица» (ячейка, строка, столбец, система адресации т. д.)
План лекции:
- Табличный процессор MS EXCEL относится к классу прикладных программ. С 1994 года это самый популярный табличный процессор в мире.
- Назначение программы – автоматизация расчетов, построение деловой графики, создание табличных документов, ведение баз данных.
- Возможности программы
- Запуск программы
- Интерфейс программы
- Движение по табличному полю
- Типы данных
- Ввод данных
- Редактирование данных
- Удаление содержимого ячейки
- Свойства ячейки
- Сохранение табличного документа
На этом же уроке выполняется практическая работа:
Создать таблицу «Список товаров», размерностью 4 x 10 по образцу, применить элементы оформления таблицы и заполнить 8 строк данными в столбцах: название товара, цена, количество:
Название товара | Цена | Количество | Сумма |
Урок 2
Цель: Ознакомить учащихся с понятием «формула в электронных таблицах», вводом формул, применением относительного и абсолютного адреса в формулах, возможностями суммирования значений нескольких ячеек.
План урока:
1. Тестирование «Основные понятия ЭТ».
Выберите верный ответ:
1) Электронная таблица – это:
а) устройство ввода графической информации в ЭВМ
б) компьютерный эквивалент обычной таблицы, в клетках которой записаны данные различных типов
в) устройство ввода числовой информации в ЭВМ
2) Укажите последовательность этапов работы с ЭТ:
а) вывод результатных данных на экран
б) формирование структуры таблицы
в) графическое представление данных
г) исследование сформированной таблицы
3) Основными элементами ЭТ являются:
а) пол
б) ячейка
в) данные
4) Адрес в ЭТ указывает координату:
а) клетки в блоке клеток
б) данных в строке
в) клетки в ЭТ
5) Данные в ЭТ могут быть:
а) текстом
б) числом
в) оператором
г) формулой
6) Команды редактирования в ЭТ выполняют функции:
а) перемещения, вставки, удаления, копирования, замены
б) сохранения файлов, загрузки файлов
в) выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий
7)Команды форматирования в ЭТ выполняют функции:
а) перемещения, вставки, удаления, копирования, замены
б) сохранения файлов, загрузки файлов
в) выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий
8) Панель управления ЭТ включает:
а) главное меню
б) микропроцессор
в) набор интерфейсов
г) вспомогательные области управления
д) строку ввода и подсказки
В этом вопросе укажите все верные ответы.
2. Изучение нового материала.
3. Практическая работа.
Урок 3
Цель: закрепить навыки оформления таблицы и применения формул для автоматизации расчета, ознакомить учащихся с возможностями построения разнообразных диаграмм и графиков в электронных таблицах.
План урока:
1. Проверочная работа.
Создать по образцу таблицу «Счет» и выполнить все необходимые расчеты, используя формулы, применить для соответствующих столбцов формат «Денежный».
Счет | ||||
Курс доллара | 28,5 | |||
Товар | Цена($) | Кол-во | Сумма($) | Сумма(руб) |
1.видеокамера TR-270 | 665 | 3 | ||
2.видеокамера TR-350E | 935 | 5 | ||
3.видеокамера TR-20СAE | 1015 | 12 | ||
4.видеокамера TR-202E | 1065 | 2 | ||
5.видеокамера TR-470E | 1295 | 2 | ||
Итого |
2.
Построение диаграмм в электронных таблицах (самостоятельная работа с
учебником)
3. Практическая работа.
Построить круговую диаграмму для таблицы «Виды предприятий»
Виды предприятий | Количество |
государственные | 457 |
акционерные | 1256 |
индивидуальные | 34781 |
Построить линейный график для таблицы «Спрос на духи»
Цена флакона в $ US | Желающие купить в тыс. чел. |
200 | 0,1 |
170 | 0,2 |
140 | 0,4 |
110 | 1 |
80 | 3 |
50 | 7 |
10 | 10 |
5 | 8 |
Построить столбиковую наложенную диаграмму для таблицы «Развитие стран»
Страна | С/x | Промышленность | Обслуживание |
США | 98 | 1473 | 3340 |
Россия | 537 | 1432 | 588 |
Китай | 180 | 194 | 66 |
Урок 4
Цель: ознакомить учащихся с понятием функции в электронных таблицах, с возможностями применения и вызова функций при выполнении расчетов, закрепить полученные знания при выполнении практических заданий, подготовить учащихся к выполнению зачетной работы.
План урока:
1. Изучение нового материала.
2. Работа с логической функцией «ЕСЛИ»
3. Практическая работа.
3.1 Заполнить десять строк столбцов А, С, Е произвольными двузначными числами.
Вычислить максимальное значение столбца А. Вычислить минимальное значение
столбца С. Вычислить среднее арифметическое значение столбца Е
3.2 Заполнить десять строк столбца А положительными и отрицательными числами и используя функцию ЕСЛИ заполнить столбец В соответственно 0, если соответственное число столбца А отрицательное и 1, если число положительное
3.3 Автоматизировать решение квадратного уравнения в электронных таблицах. Организовать ввод значений коэффициентов в соответствующих ячейках и вывод значений корней уравнения или сообщения «Корней нет».
Цель: закрепить полученные навыки и проверить степень усвоенности материала.
План урока:
1. Итоговое тестирование по теме «Работа с табличным процессором»
1) Укажите последовательность появления электронных таблиц:
a) Excel
б) Visual Cals
в) Quattro Pro
2) Электронная таблица – это:
а) устройство ввода графической информации в ЭВМ
б) компьютерный эквивалент обычной таблицы, в клетках которой записаны данные различных типов
в) устройство ввода числовой информации в ЭВМ
3) Современные программы дают возможность создавать электронные таблицы, которые содержат:
а) не более 1 млн.ячеек
б) более 5 млн. ячеек
в) 50 000 ячеек
4) Ячейка электронной таблицы определяется:
а) именами столбцов
б) областью пересечения строк и столбцов
в) номерами строк
5) Ссылка в ЭТ определяет:
а) способ указания адреса ячейки
б) ячейку на пересечении строки и столбца
в) блок ячеек
6) Блок ячеек ЭТ задается:
а) номерами строк первой и последней ячейки
б) именами столбцов первой и последней ячейки
в) указанием ссылок на первую и последнюю ячейку
7) Блок использованных ячеек ЭТ обозначается:
а) набором начального и конечного адресов блока
б) с помощью формул
в) выделением соответствующей части таблицы с помощью клавиш управления курсором.
8) К встроенным функциям табличных процессоров не относятся:
а) математические
б) статистические
в) расчетные
г) финансовые
9) Табличный процессор предназначен:
а) обеспечения работы с таблицами данных
б) управления большими информационными массивами
в) создания и редактирования текстов
10) Данные в ЭТ могут быть:
а) текстом
б) числом
в) оператором
г) формулой
11) Для переноса и копирования данных в ЭТ используется:
а) буфер промежуточного хранения
б) временный файл
в) системный файл
12) Команды для работы с файлами в ЭТ выполняют функции:
а) перемещения, вставки, удаления, копирования, замены
б) сохранения файлов, загрузки файлов
в) выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий.
13) Команды редактирования в ЭТ выполняют функции:
а) перемещения, вставки, удаления, копирования, замены
б) сохранения файлов, загрузки файлов
в) выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий
14) Команды форматирования в ЭТ выполняют функции:
а) перемещения, вставки, удаления, копирования, замены
б) сохранения файлов, загрузки файлов
в) выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий
15) Панель управления ЭТ включает:
а) главное меню
б) микропроцессор
в) набор интерфейсов
г) вспомогательные области управления
д) строку ввода и подсказки
16) Круговая диаграмма используется для:
а) изображения каждой переменной в виде ломаной линии
б) изображения значений каждой из переменных в виде слоев
в) графической интерпретации одной переменной.
17) Вертикальная столбиковая диаграмма используется для:
а) изображения значений каждой из переменных в виде слоев
б) графической интерпретации одной переменной
в) изображения значений переменной в виде вертикальных столбцов.
18) Линейный график используется для:
а) изображения каждой переменной в виде ломаной линии
б) изображения значений каждой из переменных в виде слоев
в) графической интерпретации одной переменной.
19) Ярусная диаграмма используется для:
а) изображения каждой переменной в виде ломаной линии
б) изображения значений каждой из переменных в виде слоев
в) графической интерпретации одной переменной.
20) Над данными в ЭТ выполняются действия:
а) ввод в таблицу
б) преобразование в блоках таблицы
в) манипулирование в блоках таблицы.
Примечание. В некоторых вопросах правильными являются несколько ответов.
2. Разработка проекта «Расчет заработной платы»:
Создать и оформить по образцу таблицу, выполнить все необходимые расчеты, оформить соответствующим столбцам денежный формат, использовать, где необходимо функции.
Ведомость на получение зарплаты | |||||
Премия | 15% | ||||
Фамилия | Тариф | Кол-во часов | К оплате | Налог | На руки |
1.Иванов | 20 | 60 | |||
2.Петров | 20 | 50 | |||
3.Сидоров | 20 | 100 | |||
4.Кузнецов | 20 | 45 | |||
5.Петрова | 20 | 45 | |||
Итого | |||||
Средняя зарплата | |||||
Максимальная зарплата | |||||
Минимальная зарплата |