Эффективная реабилитация и социальная адаптация ребенка через УДО в среде нормально развивающихся сверстников

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Термин "дополнительное образование" введён в педагогический обиход Законом Российской Федерации "Об образовании". Этот вид образования возник в России в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные и призван обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития.

На занятиях в УДО я работаю с детьми в объединении "Конструирование игрушки" по дополнительной образовательной программе рассчитанной на один год обучения.

Так как в систему дополнительного образования абсолютно каждый ребёнок приходит добровольно, я не ставлю для детей каких либо ограничений при вступлении в объединение. Группы комплектую разновозрастные, контингент детей в группах различный. Занимаюсь на занятиях с учащимися начальной общеобразовательной школы, а так же детьми с ДЦП, с нарушениями интеллекта, детьми - сиротами.

Воспитание и обучение в объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Своё участие в создании школьником поделок и композиций осуществляю "сквозь" ребенка, т.е.ребёнок получает от меня информацию и примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

При осуществлении педагогической деятельности особое внимание обращаю на стиль общения с детьми - в его основе личностно - ориентированный подход.

Каждому маленькому, целеустремлённому ребёнку, который наперекор всему хочет стать здоровым, полноценным, успешным и счастливым предоставляется такая возможность.

С целью повышения эффективности мероприятий осуществляемых школой для реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, создаю на занятиях в моём объединении условия для эффективной реабилитации ребенка и его интеграции в общество. Ведь главное - это социальная адаптация ребенка в среде нормально развивающихся сверстников. Атмосфера доверия и поддержки - вот необходимые условия для полноценного общения разных категорий детей и реализации их творческого потенциала.

Занятия провожу с использованием различных форм работы: как традиционных, так и игровых технологий, ведь в основе занятий лежит творческая конструкторская деятельность, и как результат этой деятельности - оригинальные, разнообразные и интересные работы. Детям очень нравится, что выполняемые ими игрушки и поделки многофункциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Главная задача педагога при работе с детьми - это содействие в развитии инициативы, выдумки, творчества в атмосфере творчества и добра, использование в работе принципа поэтапности и повторяемости.

Стараниями детей из объединения организована выставка работ учащихся в библиотеке г. Канска. "Цветы, цветы:". На выставке представлены не только индивидуальные, но и коллективные работы учащихся первого года обучения: 1 и 2 классов. Космеи, астры, ромашки, разноцветные георгины, тюльпаны и многие другие цветы ребята выполнили из бумаги и картона с использованием различных техник работы с такими материалами.

Коллективные работы незаменимы для объединения детского коллектива, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Учащиеся объединения приняли активное участие в акции "Библиодесант - Создаём красоту своими руками" организованной объединением из ЦТТ и библиотекой.

Целью акции было приобщение детей к прекрасному - через посещение библиотеки, просмотр тематических презентаций, изучение соответствующей литературы и изготовление игрушек посредством конструирования из бумаги. И как результат - множество прекрасных детских работ: открытки, игрушки из полосок бумаги, спичечных коробков, новогодние маски, летающие модели, модели техники из пластиковых бутылок, вырезки, аппликации, оригами и игрушки - мобиле (с подвижными деталями).

Доброжелательная, творческая обстановка в детском коллективе способствует выявлению индивидуальности каждого ребёнка. А посещение выставок, участие в конкурсах и выставках - является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Мы часто забываем, что рядом с нами находятся немало людей с ограниченными возможностями. Им так необходима наша помощь - совсем небольшая, просто понимание, а иногда, достаточно одной улыбки - чтобы облегчить страдание человека, дать ему понять, что он не одинок, ему помогут. Станем же чуточку внимательнее к таким людям - а особенно, к детям!