Урок "Построение плана местности на краеведческой основе с использованием курсов сети Интернет"

29.01.2009

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, УМК “Сферы” материалы с Интернет.

Цель урока:

  • сформировать навыки составления плана местности
  • способами полярной и маршрутной съемки.

Задачи урока:

  • определить необходимые инструменты для выполнения съемок при составлении плана местности;
  • освоить способы съемки местности с помощью УМК “Сферы”;
  • составить план местности способами полярной и маршрутной съемки;
  • закрепить навыки работы с планом местности, используя материалы интернет-ресурсов (фотоснимок из космоса и топографический план своей местности).

I этап. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы сегодня не просто ученики, вы ? великие ученые, знаменитые геодезисты, топографы и картографы. И мы будем выполнять государственный заказ: составим картографический план местности двумя способами. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока: Построение плана местности.

II этап. Повторение.

- Но, прежде чем отправиться в экспедицию, нам надо тщательно подготовиться. Помогите собрать необходимые инструменты и принадлежности.

1. Что необходимо для измерения расстояния? (рулетка, землемерный циркуль, длина шага, спидометр, часы, дальномер)
2. С помощью какого прибора можно измерить превышение одной точки местности над другой? (нивелир)
3. Какой прибор поможет нам определить стороны горизонта? (компас)
4. Ребята, мы собрали все, что нужно для съемки местности, а что нам понадобится для составления плана? (планшет, карандаш, линейка, ластик, транспортир)

- Инструменты мы собрали, а как ими пользоваться?

5. Как устроен компас? (магнитная стрелка на игле, циферблат и корпус)
6. Что значит сориентировать компас?(установить компас так, чтобы, синий конец стрелки указывал на букву С)
7. Что означает азимут? (угол, измеренный в градусах от 0 до 360, между направлением на север магнитной стрелки компаса и направлением на объект по часовой стрелке)

III этап. Изучение нового материала. Теоретическая часть.

- Дорогие мои ученые, давайте продолжим наши научные исследования и выясним, основные способы съемки местности и построения плана. Для этого откройте §5 учебника География: планета Земля : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Лобжанидзе ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М.: Просвещение, 2006. – 143, [1] с.: ил., карт. ? (Академический школьный учебник) (УМК “Сферы”) на стр. 16 и 17.

(этот же параграф открыть на электронном приложении ЭП)

  1. О способах съемки местности нам прочитает сообщение знаменитый топограф __________ (имя ученика) (читает текст учебника “Способы съемки местности” стр.16)
  2. Научный доклад о полярной съемке нам подготовил(а) выдающийся картограф ___________ (имя ученика) (читает текст учебника “Полярная съемка” стр.17)
  3. С маршрутной съемкой нас ознакомит опытный геодезист ____________ (имя ученика) (читает текст учебника “Маршрутная съемка” стр.17)

- Вы узнали, что съемка местности бывает полярная и маршрутная, чем они отличаются? (Маршрутная съемка ведется на протяжении целого маршрута, а полярная — от заданной точки)

IV этап. Практическая часть.

- Начнем нашу экспедицию с составления полярной съемки местности. Первый этап экспедиции возглавит главный картограф _____________(имя), который составит азимутальный план местности (ученик выполняет работу на ЭП “Мои географические исследования” Задание: Постройте план участка местности с помощью полярной съемки. Стр.16 учебника, рис. 1.16) см. Приложение 1.

Поблагодарим главного картографа (похлопать в ладоши).

- Экспедиция продолжается. Маршрутную съемку мы проведем все вместе. Для этого откройте Тетрадь-тренажёр на стр.6 №2. А контрольный план составит помощник руководителя, научный сотрудник ___________ (имя ученика)

(ученик выполняет работу на доске, а остальные учащиеся выполняют задание №2 на стр.6 в Тетради-тренажёре) см. Приложение 2.

Поблагодарим __________ (имя) (похлопать в ладоши)

V Этап. Закрепление пройденного. Краеведческая работа.

- Мы прошли долгий сложный путь, проделали огромную научно-исследовательскую работу. Теперь, мои дорогие исследователи, я приглашаю вас совершить маленькое космическое путешествие и посмотреть, как выглядит наша местность из космоса. А затем, по плану местности определим азимуты сел, ближайших к селу Березовка.

См. Приложение 3.

Учитель предлагает ученикам презентацию из 4-х слайдов содержащих спутниковые снимки с сайта http://maps.google.ru.

На первом слайде изображен спутниковый снимок северо-западной части Самарской обл. с Самарской лукой, на котором щелчком мыши показывается расположение с.Березовка.

На следующем слайде представлена территория Елховского района Самарской области. С этого слайда можно перейти к крупномасштабному снимку с.Березовка или к плану этой местности.

На слайде с планом местности дети отрабатывают навыки по определению азимута соседних сел по отношению к с.Березовка.

V Этап. Заключительный.

- Я вижу, что все вы - настоящие географы-путешественники. Вы успешно справились с программой нашей экспедиции. Вы заслужили только отличные оценки. В качестве домашнего задания я предлагаю вам самостоятельно провести еще одну исследовательскую работу и составить маршрутный план местности от вашего дома до школы. Получите инструкции по составлению плана местности способом маршрутной съемки.

(раздать инструкции)

Инструкция:

  1. Обозначить первый объект плана (ваш дом).
  2. Выбрать маршрут и, следуя по нему, записать все, что видите по обеим сторонам движения (до школы).
  3. Обозначить особые объекты, которые встречаются по пути (башни, строения, пересечения улиц, отдельно стоящие деревья и др.)
  4. Придерживаясь направления движения, измерить шагами пройденное расстояние от одного объекта до другого или от одного поворота до другого.
  5. Выбрать масштаб.
  6. Используя результаты прохождения маршрута и специальные условные топографические знаки составить схему маршрута.

- Выполнив эту работу, вы сможете принять участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Информацию о фестивале вы можете получить на сайте http://portfolio.1sept.ru

- Мы завершили наше путешествие. Спасибо за урок.


aid: 520036