Данный элективный курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных и специализированных школ в системе дополнительного школьного образования. Курс рассчитан на учащихся 6-7 классов, планирующих сдавать международный экзамен по английскому языку в формате “KET” (Key English Test).
Цель курса: помочь учащимся подготовиться к сдаче Кембриджского экзамена по английскому языку на уровень A2 (Waystage) общеевропейской системы оценки владения иностранным языком (Common European Framework of Reference for Languages).
Задачи курса:
- сформировать элементарные коммуникативные знания для повседневного письменного и устного общения на английском языке;
- изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части экзамена;
- ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
- развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных задания;
- сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Структура и основное содержание курса
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю в 6 классе. Тематическое планирование составлено на 38 учебных часов в год. (Приложение 1)
Курс разработан на основе УМК “Objective KET” издательства Cambridge University Press (авторы Annette Capel, Wendy Sharp) предназначенного для подготовки учащихся к сдаче Кембриджского экзамена Key English Test. В состав данного УМК входят Student’s Book, Teacher’s Book, Set of 2 Cassettes, Workbook.
Характеристики УМК “Objective KET”:
- лексическо-тематический принцип организации уроков;
- превалирование обучающей функции над тестированием;
- создание дополнительной мотивации с помощью цветных иллюстраций;
- наличие разнообразных заданий обще-коммуникативного характера;
- разделение рецептивных и продуктивных навыков на более конкретные составляющие (subskills);
- грамматический материал в виде таблиц, правил и упражнений;
- рекомендации по тестовому заданию каждого типа;
- включение тестов и их разбора в Exam Folders и Writing Folders после каждого урока;
- дополнительная отработка языкового и тестового материала в рабочей тетради;
- включение ксерокопируемых тестов в книгу для учителя.
Курс состоит из 6 тематических блоков “Friends”, “Shopping”, “Food and Drink”, “Travel”, “Animals”, “Leisure and hobbies”, “Clothes”. Целесообразно придерживаться порядка тем в пособии.
На каждый тематический блок отводится 4 учебных часа. Каждый тематически организованный урок имеет четкую и логичную структуру построения. Содержание уроков системно. В каждом уроке есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями, подобными экзаменационному формату, задания на развитие навыков устной речи в парах, а также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики урока. Характерной чертой “Objective KET” является важная роль, придаваемая пониманию функционирования языковых единиц. Каждый урок содержит объяснительные таблицы по грамматике, орфографии и произношению, в которых формулируются правила.
В заключительную часть каждого из тематических блоков (Unit 1, Unit 2, Unit 3, Unit 5, Unit 6, Unit 7) включено одно или два задания экзаменационного формата “Exam Folder”, на которые выделяется 1 учебный час. Их цель – выработать у учащихся навыки внимательного прочтения текста задания, четкого выполнения самого задания, а также познакомить их с правилами занесения своих ответов. Рубрика “Exam Advice” включает практические советы и рекомендации учащимся по технике выполнения экзаменационных заданий.
Unit | Topic | Exam Skills | Task Type | Number of questions | Task Format |
1 | “Friends” | Paper 2 Listening: Part 1 | Multiple choice (A, B or C) |
5 | Answering five questions by choosing the correct picture, word or number. There are two speakers in each conversation. |
2 | “Shopping” | Paper 1 Reading and writing: Part 1 (Reading) | Matching | 5 | Matching five sentences to eight notices |
3 | “Food and Drink” | Paper 1 Reading and writing: Part 6 (Writing) | Word completion | 5 | Deciding the right words to complete eight spaces in a short text |
5 | “Animals” | Paper 1 Reading and writing: Part 2 (Reading) |
Multiple choice (A, B or C) |
2 | Choosing the right words to complete five sentences |
Part 5 (Reading) | 8 | Choosing the right words to complete eight spaces in a short text | |||
6 | “Leisure and hobbies” | Paper 2 Listening: Part 4 |
Gap fill |
5 | Completing five spaces in a set of notes. There are two speakers. |
Parts 5 | 5 | Completing five spaces in a set of notes. There is one speaker. | |||
7 | “Clothes” | Paper 11 Reading and writing: Part 7 (Writing) | Open cloze | 10 | Filling ten spaces in a text such as a postcard with single words, spelled correctly. |
Краткие рекомендации и указания к преподаванию курса
Задания “Reading and Writing”
Одной из трудностей в заданиях на понимание при чтении является нахождение нужной информации в тексте. Помощь учебника в постепенном развитии соответствующего навыка состоит в использовании цветового кодирования: вопрос и соответствующий ему абзац текста печатаются одним цветом.
Другая трудность чтения - “Reading and Writing Part 4”т.е. задания Right / Wrong / Doesn’t say. Особенно трудно отличить Doesn’t say от Wrong, т.к. отвечая на этот вопрос, учащиеся обычно пользуются здравым смыслом, а не текстом. Для развития необходимого навыка, кроме заданий в книге для учащегося и ответов с пояснениями в книге для учителя, важны рекомендации, приводимые в соответствующей рубрике “Exam Advice”.
Экзаменационные задания “Reading and Writing Part 3” отрабатываются в упражнениях на составление мини-диалогов путем выбора наиболее коммуникативно-приемлемой и вежливой реплики. Их большая легкость по сравнению с реальными заданиями экзамена состоит в следовании теме урока, тогда как на экзамене такого тематического единства не наблюдается.
При подготовке к KET особое внимание необходимо уделить развитию навыков письменной речи. В зарубежной методике считается, что между уровнями Elementary, Intermediate и Upper- Intermediate оно проходит три фазы: контролируемая, направляемая и свободная письменная речь. Особенность контролируемой письменной речи в заданиях “Objective KET” состоит в наличии контекста, заполняя лексические и грамматические пропуски в котором, учащийся осваивает особенности данного жанра (в данном случае – письмо другу). “Reading and Writing Part 7” предполагает заполнение пропусков в письмах, причем вариантов ответов не дается, однако в учебнике эти пропуски заполняются пройденным в уроке лексическим и грамматическим материалом, что облегчает дальнейшую работу с данным типом задания в тестовых материалах, а затем и на экзамене. В других упражнениях учебник помогает постепенному развитию того же навыка, предлагая выбор правильного слова из двух.
При работе над “Reading and Writing Part 9” учебник предлагает по два образца письма или открытки на одно и тоже задание, из которых учащиеся должны выбрать лучший, ответив на вопросы типа: How long is each answer? Does the writer answer all the three questions? Is there enough information?
Рекомендации по “Reading and Writing Part 9” (“Short messages”) - написание записки, электронного письма или открытки – приводятся в соответствующих “Exam advice”. Эти же рекомендации учителю удобно использовать при проверке выполнения заданий данного типа.
Задания “Speaking”
В заданиях на устную речь “Speaking” учащимся иногда бывает непонятно существо темы, следствием чего является отсутствие мыслей для ее развития даже при наличии необходимых коммуникативных компетенций. Преодолению этой трудности призваны способствовать задания на работу в парах, в которых предлагается обсудить проблемные ситуации, предполагающие наличие противоположных точек зрения.
Рубрика “Exam Advice”, которая включает практические советы и рекомендации учащимся по технике выполнения экзаменационных заданий, представлена на английском языке, что может вызвать затруднения в понимании выполнения задания. В этом вопросе, безусловно, неоценима помощь учителя.
Рекомендации к оцениванию знаний, навыков и умений
В ходе работы по данному элективному курсу осуществляется контроль:
1) текущий - позволяющий судить об успехах
учащихся (качество выполнения тренировочных
заданий в рабочей тетради);
2) промежуточный (Revision) по изучению
каждых четырех блоков и Exam Folder после
каждого блока, направленный на проверку степени
усвоения пройденного материала;
3) итоговый (Test 1, Teacher’s Book), дающий
возможность учителю оценить степень усвоения
пройденного материала за год.
Домашние задания предполагают ведение учащимися словаря, куда они выписывают тематическую лексику из лексических разделов, которая предварительно разбирается на уроке. Помимо этого, учащиеся выполняют дома упражнения на закрепление лексики и грамматики (пособие “Workbook”).
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
1. Овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий
- Reading and Writing (Первый этап тестирования) 1 час 10 минут
Проходя тест Reading, нужно продемонстрировать способность читать и понимать фактографические тексты, взятые из объявлений, брошюр, журналов и газет. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами. Задания этого теста включают в себя заполнение пропусков в тексте, выбор правильного варианта ответа и написание короткого текста, вроде записки или письма объемом 25 - 35 слов. При выполнении письменного задания Writing нужно продемонстрировать умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употребляя формулы речевого этикета.
- Listening (Второй этап тестирования) 30 минут
На тесте Listening нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке - диалоги и монологи нейтрального или неформального типа. Темп речи достаточно медленный, но естественный.
Необходимо уметь:
- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
- Speaking (Третий этап тестирования) 8 - 10 минут
Чтобы пройти тест Speaking, нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с экзаменатором и с другим кандидатом на сдачу экзамена.
Необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и.т.д.
2. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и культурных контактов в доступных пределах:
- уметь читать простые тексты, содержащие информацию, необходимую для выживания в чужой стране, а именно: уличные вывески, информацию на упаковке товаров, инструкции, объявления и.т.д.;
- понимать фразы и выражения, которые относятся к повседневной жизни, понимать на слух объявления в аэропорту и на железнодорожном вокзале, объявления на спортивных мероприятиях, концертах, представлениях;
- уметь объясниться в обыденных ситуациях, уметь выяснить стоимость товара, даты доставки; в телефонном разговоре уточнить некоторые детали; во время экскурсий задать несложный вопрос по ходу повествования;
- уметь написать записку, открытку, электронное письмо или другое сообщение в соответствии с коммуникативным заданием и с планом, данным в задании.
Ссылки на литературу:
- Annette Capel, Wendy Sharp. Objective KET.- Cambridge University Press, 2008
- Городецкая Л.А., Гуляева Г.В. Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку // Английский язык. – М: Первое сентября.-2008.-№20
- Новые государственные стандарты по иностранному языку. – М: Астрель.-2006