Класс: 10
Главная цель урока:
- получение навыка вычисления при переводе чисел в десятичную систему счисления, речевое развитие учащихся;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие устойчивого познавательного интереса у школьников;
- развитие коммуникации.
Дидактическая цель: усвоение материала по теме "Перевод чисел в десятичную систему счисления".
Тип урока: смешанный.
Основные методы обучения на уроке: репродуктивный и объяснительно-иллюстративный.
Основные организационные формы обучения на уроке: групповая и фронтальная.
Средства обучения:
- доска SNARTBoard,
- компьютер,
- проектор,
- тетради, учебники,
- карточки с практическими заданиями.
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин)
- Повторение и закрепление пройденного материала (20 мин)
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала (1-2 мин)
- Объяснение нового материала и закрепление новых знаний (15 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
Список используемой литературы:
- Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Заславская О. Ю., Левченко И. В. Информатика и ИКТ. Часть 1 . Сборник учебных задач: Для учащихся средних школ и средних профессиональных учебных учреждений.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационная технология. Учебник для 10-11 класса.
- Левченко И. В. Частные вопросы методики обучения теоретическим основам информатики в средней школе.
Ход урока
I этап
1. Учитель приветствует ребят, отмечает отсутствующих.
2. Учитель. Ребята на прошлом уроке мы познакомились с понятием "Система счисления". Давайте вспомним, что это такое.
Учащиеся отвечают, что такое система счисления, чем отличается число от цифры, что такое алфавит чисел. На вопрос, какие бывают системы счисления, ребята отвечают: позиционные и непозиционные и объясняют, чем они отличаются. Приводят примеры.
3. Демонстрируется слайд 1, на котором записано задание. Один из учеников выходит к доске и выполняет его.
4. Учитель. А теперь вспомним, какие самые распространённые позиционные системы счисления вы знаете.
5. После ответа детей демонстрируется слайд 2 с таблицей, которую надо заполнить. Одновременно, детям раздаются карточки с такой же таблицей.
Время выполнения 4 минуты.
Один из учеников заполняет её на доске.
II этап
Групповая работа.
Учитель. А теперь мы выполним самостоятельную работу "Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Задания выполнять прямо на карточке. Время выполнения 7 минут.
Ребята делятся на группы (2 человека) и получают задания, на которых тут же пишут ответ. Через 7 минут карточки сдаются учителю. (Приложение1).
III этап
1. Учитель. Ребята, сегодня мы научимся делать перевод в десятичную систему счисления из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления.
2. Слайд 4. Учащиеся записывают тему урока "Перевод чисел в десятичную систему счисления" в тетрадь.
Примечание. (Слайд 3 - пустой, но с таким же фоном, чтобы отделить повторение от новой темы).
3.Учитель. Преобразование чисел, представленных в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления в десятичную довольно легко. Для этого необходимо записать число в развёрнутой форме и вычислить его значение.
4. Демонстрируется слайд 5, на котором учитель выполняет примеры и объясняет их решение. Ребята работают вместе с ним. (Ещё раз обращаю внимание - демонстрируется не готовое решение, а только задание. Само решение учитель приводит сам. Это делается, благодаря техническим возможностям доски SNARTBoard). Обращается внимание, чему равно число, умноженное на ноль и число, возведённое в нулевую степень.
5. Слайд 6.
6. Слайд 7. Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Ребята пробуют делать задание самостоятельно. Учитель подходит к каждому и при необходимости помогает учащемуся.
IV этап.
Подведение итогов.
Учитель. Ребята, сегодня мы вспомнили, что такое система счисления и как представить числовую информацию с помощью систем счисления, а также вы научились переводить числа в десятичную систему счисления.
Домашнее задание.
Задание раздаётся на карточках (чтобы сэкономить учебное время), которое необходимо выполнить в своих рабочих тетрадях. (Приложение 2).
Выставляются оценки, с добрыми пожеланиями урок заканчивается.