Цель:
- формирование знаний учащихся о полноценном питании как важном факторе нормального развития школьника, его здоровья;
- развитие коммуникативных навыков: умение общаться, принимать правильное решение.
Оборудование:
- крупяные изделия,
- овощи,
- фрукты,
- столовые приборы,
- таблицы,
- плакаты.
Ход игры
Организация класса. Актуализация знаний.
1. - Здравствуйте, ребята, начинаем работу в группе продленного дня. Сегодня у нас вторник, день занятий по Азбуке здоровья.
- Елена Николаевна, можно я сбегаю куплю булочку, я кушать хочу.
- А мне мама дала шоколадку, а я чипсы купил, а я пить хочу, у меня лимонад, а я резинку пожую.
- Ребята, положите, пожалуйста, все, что у вас есть вот на этот стол.
- Андрей, а ты что делаешь?
- А я рисую человека, посмотрите.
2. Сценка "Как устроен человек".
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик.
Вот и вышел человечек.Ест ли он морковку с грядки?
Как он делает зарядку?
Где он спит? Во что играет?
Книжки он про что читает?Человек на свет родился.
Встал на ножки и пошел,
С ветром солнцем подружился
Чтоб дышалось хорошо,
(рисует румянец человеку)
Приучал себя к порядку,
Рано утром я вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
(рисует солнышко над головой)
Он к зубным врачам, представьте.
Не боясь совсем, пришел
Он ведь чистил зубы пастой.
Чистил зубы порошком.
(рисует улыбку)
Человек за обедом черный хлеб и кашу ел,
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.
Спать ложился ровно в девять,
Очень быстро засыпал
С интересом шел учиться
И пятерки получал.
(рисует человеку 5 в руке)
- Каким был этот человек?
- Конечно здоровым.
- Можете ли вы сказать о себе, что я здоров?
3. Результаты анкеты.
4. Появление школьной медсестры.
Диалог с ребятами и учителем.
- Здравствуйте, 4 В класс. О чем это у вас идет спор?
- Немало у нас проблем и разногласий, Лариса Петровна. Нарисовали мы здорового человек, завидно нам стало, мы совсем не такие. И режим соблюдаем, и на прогулки ходим, и физкультуру очень любим...
- А питаетесь вы как? В столовой за обедом все съедаете?
- Вот посмотрите на этот стол Лариса Петровна, вот что любят наши дети.
- Так ведь это продукты, которые запрещены в школьном питании.
- И я говорю ребятам об этом, но пока результата нет, и настало время серьезно поговорить о том, почему нельзя употреблять такие продукты как чипсы, лимонад, шоколад, что нужно кушать и когда.
В этом разговоре примут участие и наши гости: школьная медсестра, заведующая нашей столовой, родители и учителя нашей школы.
Основная часть игры "Секреты правильного питания"
1. Выступление школьной медсестры о продуктах исключенных из школьного питания.
2. Сообщение учителя.
А) Детское питание должно быть четырехразовым. Это завтрак, обед, полдник, ужин. И, если всю энергию от пищи представить в виде вот этого яблока, то 1/4 часть этих калорий мы должны получить за завтраком, он должен быть довольно плотным.
- А почему, как вы думаете ребята?
Самый лучший завтрак - это каша. Каша - исконно русское блюдо. Самые древние каши - пшеничная, манная, овсяная (геркулес). Они полезны тем, что именно в них содержатся углеводы, регулирующие расход энергии. Неслучайно про хилых людей в народе говорят "Мало каши ел".
- Кто из вас по утрам ест кашу?
- Кто ее любит?
Вот вам первый урок - полюбить кашу, (плакат)
1 задание: Определить, какие крупы находятся в тарелочках (пшено, рис, гречка, перловка), чем больше назовете, тем лучше.
- Правильность выполнения задания определит наш главный повар.
Б) - Какая же еда без хлеба? Утром можно съесть и бутерброд, и булочку, и просто ломтик хлеба.
Хлеб на стол, так и стол - престол.
(плакат - оформление класса)
Чтение стихов о хлебе, обсуждение.
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
Второй урок - беречь хлеб. ( плакат)
2 задание: Найти в книге загадок, пословиц и поговорок пословицы о хлебе.
В) Физминутка.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
3. Но время идет вперед. Все ближе победа - наступает время обеда.
Половину суточных калорий человек получает за обедом.
Вопрос заведующей столовой:
- Любовь Ивановна, как вы составляете меню на обед, что вы при этом учитываете
- Обед состоит из 3 блюд: салат, 1-е блюдо, 2-е блюдо, напитки. Салат приглашает аппетит, 1-е блюдо очень важно для лучшего пищеварения, 2-е блюдо - мясное или рыбное. А мясо и рыба - это белки, из которых строится наш организм.
- Очень много витаминов, полезных веществ в овощах и фруктах. Они способствуют выделению желудочного сока, "приглашают аппетит" и при этом другие блюда лучше усваиваются.
Третий урок - Очень полезны овощи и фрукты.
3 задание: Приготовить салат:
- 1 команда - из овощей
- 2 команда - из фруктов
Подобрать название, соблюдать технику безопасности, личную гигиену
(фартук, салфетка, нож, доска).
Продукты: овощи, фрукты, соль, перец, растительное масло, майонез, йогурт
Музыкальный номер. Песня.
Рецепт рассольника (от Любови Ивановны)
- Так как обед обычно состоит из трех блюд, важно рассчитать их объем, количество съеденных калорий.
Четвертый урок - Есть в меру.
Переедание ведет к лишнему весу и приобретению опасных болезней. Лучше съесть 1-е блюдо, чем 2 - вторых. Добавку в обед брать нежелательно.
4. А) После обеда в группе продленного дня мы занимаемся подготовкой домашнего задания. Работа очень напряженная.
- математика. Посчитай количество калорий в рационе нашего обеда
(по меню на обед).
- любим мы ходить в библиотеку, часто читаем. Недавно мы познакомились с детскими писателями Драгунским и Н. Носовым. Один небольшой отрывок мы инсценировали и покажем вам.
- Из какого он рассказа?
Б) А вот уже и полдник. Можно "заморить червяка" если мы еще не хотим, а пить хочется.
Человек на 70% состоит из воды (3/4 части). Потребность в сутки около 2 литров.
- Какие напитки вы знаете?
- Какой самый распространенный?
Чаю уже более 5000 лет. Его родина - Китай. На Руси много лет назад любили пить морсы, квасы, кисели. Они готовились из ягод, фруктов и, безусловно, были очень полезны.
- Какой напиток является самым полезным для детей? Почему? Рекламная пауза. Дети рекламируют свой любимый сок.
4 задание: для команд. Наши повара подготовили на полдник разные соки. Ваша задача, определить какой сок в вашем стакане. Правила употребления сока.
- пить маленькими глотками;
- не пить за один раз много.
Пятый урок - Пейте соки.
В) Всякому нужен и обед и ужин.
От нашего яблока осталась 1/4 часть. Разделим ее на половину, и получится 1/8 часть.
Ужин должен быть легким и не позже, чем за 2 часа до сна. На ужин можно приготовить запеканку из овощей или из молочных продуктов. Можно просто выпить стакан молока. Важно чтобы ужин прошел в теплой семейной обстановке.
А мы сейчас споем для гостей песню.
Подведение итогов игры.
- Какие основные уроки мы должны запомнить.
1. Полюбить кашу.
2. Очень полезны овощи и фрукты.
3. Беречь хлеб.
4. Есть в меру.
5. Пить соки.
- Какими будут полезные продукты в нашем рационе?
- Фрукты и овощи, мясо и рыба, крупы, хлеб, соки.
- Достаточно много полезных продуктов, а что же тогда вредно?
- Лимонад, чипсы, жевательные резинки.
- Что можно употреблять, но не очень часто?
- Сладости, шоколад, торты.
Давайте положим вредные продукты в пакет и наклеим на него слово ВРЕДНО.
- Прочитайте название игры: "КУШАТЬ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ"
- Что вы добываете в школе?
- Я желаю вам успехов в учебе, крепкого здоровья, благодарю гостей за участие в нашей игре.