Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

Разделы: Биология


Информационная карта урока

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Место проведения: актовый зал

Обучение

Познакомить с историей появления комнатных растений, значением комнатных растений

Развитие

Развить мышление, память, творчество.

Воспитание

Воспитать любовь к природе, чувство взаимопомощи

Содержание

1. Организационный момент

2. Мотивация

3. Работа в группах

4. Выступление представителей команд, демонстрация растений

5. Выставление оценок

6. Итог урока

7. Дозированное домашнее задание (видеофрагмент "Приготовление почвенной смеси")

Методический инструментарий

Методы

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ с элементами беседы

Средства

- Информационные справки (1-5)

- Схемы материков

- Географическая карта

- Комнатные растения

- Рисунки комнатных растений

- Выставка книг

- Телевизор

- Видеомагнитофон

- Видеофрагмент: "Приготовление почвенной смеси"

- Музыкальный центр

- Комнатные растения (на сцене, на столах)

- Выставки: "Садовый инвентарь", "Горшки для комнатных растений"

- Отвар из алоэ

- Лимон, апельсин

- Герб Мексики

3.jpg (11206 bytes)

- Лист оценки

Форма

групповая

Результаты

- объяснять значение комнатных растений,

- называть Родину комнатных растений

- характеризовать особенности разных групп комнатных растений

Содержание

- Интересно, каков путь появления растений в нашем доме?

- Чем они привлекли наше внимание?

В России первая теплица была построена во времена правления Петра I. Называлась она - "оранжерея" от французского слова апельсин. (На сцене - музыка, выходят учащиеся с комнатными растениями и рассаживаются за столы)

Первые оранжереи были деревянными или каменными строениями с увеличенным числом больших боковых окон и обычными непрозрачными крышами. Вместе с растениями в них размещались скульптуры, картины, мебель, создавались искусственные водопады. Они служили для развлечений. В настоящее время можно наблюдать большое разнообразие растений не только в оранжереях, но и в наших квартирах, школах, училище.

  • Откуда они попали к нам?
  • Почему так называются?
  • Чем полезны?

На эти вопросы нам и предстоит дать ответы.

Работа на уроке проходит в четырех командах по пять человек <Рисунок 1>, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа.

Каждая команда получает пакет с заданиями. Командам необходимо определить место происхождения отдельных растений, ознакомиться с историей их появления в России, определить значение, используя справочный материал. Подготовить сообщение и оформить плакат в виде материка с рисунками комнатных растений.

На работу в командах отводится 10 минут. Каждый член команды выполняет свое задание: руководитель готовит сообщение, историк находит исторические факты, врач определяет целебные свойства растений, оформитель оформляет плакат, географ определяет Родину комнатных растений.

После завершения работы, каждая команда делает сообщение по плану:

1. Названия географической области (карта)

2. Растения - перечислить и показать

3. Исторические факты

4. Целебные свойства некоторых растений,

демонстрирует комнатные растения и плакат.

 Представление комнатных растений

Вступительное слово преподавателя: - Первые горшки на окнах горожан были заняты полезными видами. Вот этот отвар, который можно использовать при лечении воспалительных заболеваний кожи (демонстрация отвара из алоэ) изготовлен из одного такого растения. Какого?

Рассказ команды № 1 "О комнатных растениях Африки" <Рисунок 2>

Преподаватель: - А как вы думаете, почему именно вот эти растения, плоды которых вы видите (демонстрация плодов апельсина, лимона) стали первыми выращивать в России? (они имели практический интерес для императорских кухонь)

Выступление команды: " О комнатных растениях Азии"

Преподаватель: - Со временем прямая польза отошла на второй план, и людям захотелось украсить свои жилища пестрой или резной листвой, красивыми или ароматными цветами. Именно такие растения пришли в наш дом из Южной и Центральной Америки.

Выступление команды: "О комнатных растениях Южной и Центральной Америки"

Преподаватель: А на гербе, какой страны изображено это растение? (демонстрация опунции) <Рисунок 3> <Рисунок 4>

 

Выступление команды: " О комнатных растениях Северной Америки"

Итоги урока

Преподаватель: Команды справились со своими заданиями, работали дружно, сплоченно, прозвучали интересные сообщения, а сейчас выводы.

Что вы узнали:

- Откуда и какие растения?

- Почему некоторые так называются, в чем их польза?

- Как работала ваша команда?

Поставьте на "листе оценок" оценку каждому (можно попросить прокомментировать некоторые из них)

Лист оценки работы на уроке

Фамилия, имя

Роль

Оценка

 

руководитель

 
 

историк

 
 

врач

 
 

оформитель

 
 

географ

 

Дозированное домашнее задание

"стандарт"

1. Подготовить рассказ о любом комнатном растении по плану:

  1. Название растения
  2. Родина
  3. Отношение к свету, воде, почве, минеральному питанию

"стандарт+хорошо"

2. Изучить состав почвосмесей для выращивания комнатных растений

"стандарт +отлично"

3. Сочинить стихотворение (сказку) о разнообразии комнатных растений

4. Выпустить "книжку-малышку" на темы:

  • Светолюбивые растения
  • Теплолюбивые растения

Материал для обсуждения
(на случай резервного времени)

1. Первыми берегов Европы достигли экземпляры комнатных растений, которые можно было везти в состоянии покоя: луковичные, клубневые, кактусы, алоэ; растения с долго хранящими семенами. Почему? (Так как целые растения было сложно перевозить, а луковицы и клубни удобно, кактусы и алоэ не прихотливы)

2. Могут ли растения влиять на психику человека (ответ в информационной справке № 2)

3. Сейчас в наших домах очень много синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества. Могут ли растения ослабить их влияние? (ответ в информационной справке № 1)

4. Алоэ помогает заживлению ран. Какое вещество этому способствует? (алоин-информационная справка № 5)


Справочный материал

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА № 1

"Зеленые целители"

Возможности "зеленых целителей" просто безграничны. В наш "безумный век" жителям больших городов просто не обойтись без них:

  • Хлорофитум может очистить воздух кухни от вредных газов и неприятных запахов (5-6 растений);
  • Сансевьера защитит от скопления вредных веществ, выделяемых линолеумом и мебельной синтетикой;
  • Папоротник, обитая на телевизоре, поглощает электромагнитные излучения, убирает часть вредной для человека энергии;
  • Традесканция способствует улучшению самочувствия;
  • Кактус помогает подкачаться энергией;
  • Герань, розмарин, эвкалипт, азалия очень активно очищают воздух, защищают нас от микробов;
  • Лианы способны рассеивать и ослаблять отрицательные биоизлучения.

"Зеленые защитники" дадут нам витамины, избавят от стрессов, повысят наш биологический и психологический иммунитет.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА № 2

Растения и комфорт

  • Установлено: даже очертания кроны, форма листьев и расцветка лепестков могут влиять на психику человека
  • Растения с широкой кроной, раскидистыми очертаниями оказывают бодрящее действие
  • Успокаивают те, что имеют овальный силуэт, форму зонтика или ниспадающие ветви
  • Цветками с ярко-красной окраской особенно полезно любоваться по утрам - они прогоняют сон, повышают работоспособность
  • Цветы с нежной розовой или сиреневой окраской помогут справиться с меланхолией
  • Вернут интерес к жизни, повысят "тонус" цветки с оранжевой окраской (настурция, ноготки)
  • Утомление с глаз снимет уголок психологической разгрузки. Пусть в нем сочетаются растения с густой листвой разных оттенков зелени. Можно добавить цветущие растения с лепестками голубых тонов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА № 3

Агава - из волокон этого растения ацтеки (индейцы, ХП-ХШ века) изготавливали бумагу, из мякоти мыло, из листьев, корней и стеблей выгоняли спирт.

Апельсин - во времена Петра I именно их стали выращивать первыми к царскому столу.

Алоэ - именно из-за этого растения Александр Македонский стремился завоевать остров Сокотра, где туземцы готовили из него очень целебный сгущенный сок.

Опунция - изображена на национальном гербе Мексики. Однажды уставшие от скитаний по горам племена ацтеков остановились на берегу озера. На небольшом островке они увидели орла, сидевшего на опунции и разрывающего змею. Это считалось хорошим предзнаменованием. Племена спустились с гор и основали здесь город. Сейчас здесь находится Мехико столица Мексики.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА № 4

Родина некоторых видов растений

Южная Африка

Аспарагус, хлорофитум, сансевьера, драцена, алоэ, толстянка, молочай, бегония, пеларгония (герань)

Южная и центральная Америка

Диффенбахия, гиппеаструм, агава, эхеверия, маранта, бегония, ананас

Азия

Апельсин, лимон, толстянка, сциндапсус, финиковая пальма, фикус, роза

Северная Америка

Опунция, традесканция, авокадо, апорокактус, очиток, монстера

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА № 5

Словарь терминов

Алоин - вещество содержащие в алоэ

Ампельное - растение со свисающими стеблями

Биотоп - естественное место распространения того или иного вида

Бонсай - японское садовое искусство, в котором растения выращивают такими методами, что их корневая система и крона приобретает карликовые формы

Выгонка - действия, провоцирующие ранее цветение растения, чем предполагает нормальный вегетативный цикл

Гумус - продукт разложения в почве органических веществ под действием микроорганизмов

Дренаж - система, позволяющая удалить избыток воды при поливе

Лианы - растения с длинными и гибкими стеблями

РН - показатель концентрации ионов водорода (кислотности)

Суккуленты - многолетние растения сухих мест обитании, сохраняющие запасы воды в сочных листьях (агавы, алоэ) или стеблях (кактусы, некоторые молочаи)

Эпифиты - растения, использующие в качестве опоры другие растения (орхидеи, бромелиевые)