Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 6 класса "Физика и жизнь", 68 часов, 2 часа в неделю.
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 6 класса средней школы с широким кругом явлений физики и является логическим продолжением курса начатого в 5 классе. В данном курсе изучаются те явления, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Работа в данном курсе должна способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения.
Изложение материала в данном курсе имеет нетрадиционный характер, учитывая особенности данного детского возраста, все уроки представлены в виде компьютерных презентаций, а разговор с детьми построен на игре.
Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить небольшое количество лабораторных работ и изготовить ряд самодельных приборов.
Предполагаемые формы контроля.
В качестве контроля предполагается написание мини проектов по предложенным темам:
- Электрический ток на службе человека.
- Очки.
- Солнечные и лунные затмения и их влияние на жизнь людей.
- Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду.
- Вредные выбросы производства.
- Необходимость контроля над состоянием атмосферы и основные способы его осуществления.
- Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий.
График работы над проектами.
Время работы | Содержание работы |
Сентябрь | Выбор тем проектов |
Октябрь | Консультации по выбранным темам |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь | Предзащита проектов |
Февраль | Консультации и доработка проектов |
Март | |
Апрель | Защита проектов |
Май |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Электромагнитные явления | 12 |
2. | Световые явления | 12 |
3. | Земля - планета Солнечной системы | 9 |
4. | Земля - место обитания человека | 9 |
5. | Человек дополняет природу | 16 |
6. | Беречь природу | 6 |
7. | Подведение итогов | 4 |
Всего | 68 |
Поурочное планирование элективного курса.
Электромагнитные явления (12ч).
Урок 1 /1. Электрический ток. Напряжение.
Основной материал. Вводный инструктаж по ТБ. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие возникновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока.
Урок 2 /2. Напряжение. Источники тока.
Основной материал. Сила тока, единица измерения силы тока - 1 Ампер (А). Примеры различных значений силы тока. Напряжение, единица измерения напряжения - 1 Вольт (В). Примеры различных значений напряжения. Амперметр и вольтметр, и их подключение к электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения.
Урок 3/3. Электрическое сопротивление.
Основной материал. Электрическое сопротивление, единица измерения сопротивления - 1 Ом (Ом). Зависимость сопротивления проводника от его длины, толщины и материала, из которого сделан проводник.
Урок 4/4. Закон Ома для участка цепи.
Основной материал. Закон Ома для участка цепи и его применение для решения задач.
Урок 5/5 -6/6. Электрические цепи.
Основной материал. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме.
Урок 7/7. Последовательное и параллельное соединение цепей.
Основной материал. Последовательное и параллельное соединение проводников, их отличия, использование в различных цепях.
Урок 8/8. Лабораторная работа " Изучение последовательного соединения проводников".
Урок 9/9. Лабораторная работа " Изучение параллельного соединения проводников".
Урок 10/10. Действие тока.
Основной материал. Нагревательное действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение.
Урок 11/11-12/12 . Итоговый урок по теме "Электромагнитные явления".
Световые явления (12 ч).
Урок 13/1. Свет. Источники света.
Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные.
Урок 14/2. Свет и тень.
Основной материал. Образование тени от преграды. Прохождение света сквозь отверстие. Объяснение солнечных и лунных затмений.
Урок 15/3. Отражение света.
Основной материал. Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские выпуклые и вогнутые. Использование зеркал
Урок 16/4. Изображение в плоском зеркале.
Основной материал. Характер изображения в плоском зеркале. Объяснение возникновения мнимого изображения с помощью построения.
Урок 17/5. Преломление света.
Основной материал. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.
Урок 18/6. Линзы.
Основной материал. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы.
Урок 19/7. Лабораторная работа №1 " Наблюдение изображений предмета в линзе в зависимости от их взаимного расположения".
Урок 20/8. Оптические приборы.
Основной материал. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, микроскопа, телескопа.
Урок 21/9. Глаз и очки.
Основной материал. Строение глаза, некоторые функции его отдельных частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения: дальнозоркость и близорукость, использование очков для их исправления.
Урок 22/10. Разложение белого света в спектр.
Основной материал. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.
Урок 23/11 -24/12 . Итоговый урок по теме "Световые явления".
Земля - планета Солнечной системы (9 ч).
Урок 25/1. Древняя наука астрономия. В мире звезд.
Основной материал. Задачи, которые решает астрономия, знакомство с звездным небом, созвездия. Древние астрономические инструменты и современные методы астрономических исследований.
Урок 26/2. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.
Основной материал. Карта звездного неба. Нахождение на карте созвездий и наиболее ярких звезд. Азимут и высота светил.
Урок 27/3. Солнце. Солнечная система.
Основной материал. Солнце. Первые представления о его составе и температуре. Изменения солнечной активности. Солнце и жизнь на Земле. Солнечная система и ее строение.
Урок 28/4-29/5. Планеты солнечной системы.
Основной материал. Краткая характеристика планет Солнечной системы.
Урок 30/6. Годичное и суточное движение Земли.
Основной материал. Движение Земли: вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, времен года.
Урок 31/7. Луна - естественный спутник Земли.
Основной материал. Луна - естественный спутник Земли. Движения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Отсутствие атмосферы и связанные с этим физические условия на Луне. Фазы Луны.
Урок 32/8. Космические исследования.
Основной материал. Основные этапы космических исследований.
Урок 33/9. Обобщающий урок по теме " Земля - планета Солнечной системы".
Земля - место обитания человека (9 ч).
Урок 34/1.Строение земного шара.
Основной материал. Строение земного шара. Увеличение плотности и температуры с глубиной. Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни на Земле. Исследования морских глубин. Судоходство. Процессы, происходящие в земных недрах и в гидросфере, их влияние на жизнь людей, необходимость их изучения.
Урок 35/2. Атмосфера.
Основной материал. Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.
Урок 36/3. Измерение атмосферного давления. Барометры.
Основной материал. Барометры: ртутный и анероид, их принцип действия. Единицы измерения атмосферного давления.
Урок 37/4. Влажность.
Основной материал. Содержание водяного пара в атмосфере. Ненасыщенный и насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. С помощью гигрометров и психрометров.
Урок 38/5. Атмосферные явления.
Основной материал. Туман, облака, дождь, роса - объяснение причин их возникновения. Гроза, молниеотвод.
Урок 39/6-40/7. Из истории развития авиации.
Основной материал. Этапы становления и развития авиации. Выдающиеся летчики и конструкторы самолетов.
Урок 41/8. Освоение космического пространства.
Основной материал. Основные этапы освоения космического пространства. Подготовка к полетам в космос.
Урок 42/9. Обобщающий урок по теме "Земля - местообитания человека".
Человек дополняет природу (16 ч).
Урок 43/1. Простые механизмы.
Основной материал. Простые механизмы - рычаг, наклонная плоскость, блок. Назначение простых механизмов.
Урок 44/2. Лабораторная работа № 2 по теме "Знакомство с простыми механизмами".
Урок 45/3. Лабораторная работа № 3 по теме "Знакомство с простыми механизмами".
Урок 46/4.Механическая работа.
Основной материал. Определение механической работы. Единицы работы.
Урок 47/5. Решение задач на вычисление механической работы.
Урок 48/6. Энергия.
Основной материал. Виды энергии. От чего зависят виды энергии?
Урок 49/7. Источники энергии.
Основной материал. Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Восполняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Урок 50/8. Тепловые двигатели.
Основной материал. Тепловые двигатели - машины, преобразующие энергию топлива в энергию движения. Из истории тепловых двигателей. Паровые машины Дж. Уатта, И.И. Ползунова. Применение современных тепловых двигателей.
Урок 51/9. Двигатель внутреннего сгорания.
Основной материал. Двигатель внутреннего сгорания. Принцип его действия и его использование.
Урок 52/10. Электростанции.
Основной материал. Роль электроэнергии в жизни общества. Виды электростанций.
Урок 53/11. Ядерная энергетика. Радиация.
Основной материал. Проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках. Новые виды оружия. Воздействие радиации на организм человека.
Урок 54/12. Автоматика в нашей жизни.
Основной материал. Что такое автоматическое устройство. Иллюстрация действия автоматов на конкретных примерах на производстве и в быту.
Урок 55/13. Средства связи.
Основной материал. Средства связи. Сведения из истории их развития. Телеграф. Телефон. Радио и телевидение.
Урок 56/14. Наука в жизни общества.
Основной материал. Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области физики.
Урок 57/15. Материалы для современной техники.
Основной материал. Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, жидкие кристаллы и т.д.
Урок 58/16. Обобщающий урок по теме "Человек дополняет природу".
Беречь природу (6 ч).
Урок 59/1-60/2. Влияние человека на окружающую среду.
Основной материал. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля над состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий.
Урок 61/3-62/4. Экология.
Основной материал. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды. Обсуждение экологического состояния в школе и на территории, прилегающей к ней.
Урок 63/5-64/6. Конференция, посвященная проблемам экологии.
Урок 65/1-66/2. Защита проектов.
Урок 67/3-68/4. Подведение итогов.
Литература для учителя.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. - М.:Просвещение,1994.
- Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики в средней школы. -М.:Просвещение,1983.
- Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.:Просвещение,1982.
- Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе.-М.:Просвещение,1981.
- Спасский Б.И. История физики. - М.: Высшая школа, 1977, ч 1,2.
- Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.:Наука,1983.
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.:Просвещение,2000.
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 класса в средней школе. - М.:Просвещение, 2005
- Детская энциклопедия. - М.:Педагогика,2001.
- Хрестоматия по физике/Под редакцией Б.И.Спасского.-М.:Просвещение,1982.
- Блудов М.И. Беседы по физике. - М.:Просвещение,1984.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: Детская литература,2005.
- Бесчастная Н.С. Физика в рисунках. - М.:Просвещение,1981.
- Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы / Сост. И.Г.Кириллова.- М.:Просвещение,1986.