Выбор профессии

Разделы: Иностранные языки


Цели урока:

  1. Образовательная цель: совершенствование речевой компетентности – коммуникативные умения учащихся в монологической, диалогической речи, аудировании и письме:
    • контроль аудирования с извлечением необходимой информации;
    • активизация пройденного языкового материала профессиональной направленности.
  2. Развивающая цель: развитие личности ребенка, его речевых способностей, произвольного внимания, логического мышления, памяти, языковой догадки, развитие навыков работы на ПК.
  3. Воспитательная цель: расширение представлений учащихся о мире профессий; нацеливание на выбор будущей профессии.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Формы работы: фронтальная, коллективная (парная, групповая), индивидуальная.

Методы работы: вербальный, наглядный (по источнику информации); самостоятельная работа, У-ль - Уч, Уч - Уч (по степени взаимодействия), иллюстративный (визуальные опоры), поисковый (по характеру деятельности).

Оборудование к уроку: 

  • Раздаточный материал: карточки с индивидуальным заданием; карточки-задания для групповой и индивидуальной работы.
  • Компьютер, проектор, магнитофон, аудиозапись.
  • Программное обеспечение: презентация к уроку, созданная в программе MS PowerPoint, тест к аудированию «Интервью с Кристиной», созданный в программе MS Excel.

План урока:

  1. Актуализация учебного материала (ознакомить учащихся с темой урока, объяснение задач урока.)
  2. Речевая зарядка (блиц-турнир).
  3. Обобщение знаний по теме (работа в паре).
  4. Презентация учащимися домашнего задания (мини-проекты по заданным темам).
  5. Поисковая работа в сети Интернет.
  6. Проведение викторины по теме «Профессии».
  7. Проверка навыков аудирования в Microsoft Excel.
  8. Ролевая игра «Рынок труда» с применением Интернет-технологий.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент (объяснение общей задачи урока)

Учитель (Lehrer): Guten Tag, liebe Mädchen und Jungen! Wir beginnen jetzt unsere Stunde: „Wie steht mit der Berufswahl?“. Wir wiederholen alles, was wir über die Berufe erfahren haben. Ihr erfahrt auch in der Stunde etwas Neues. (Презентация – Приложение 1)

Das Ziel der Stunde ist:

  • mehr über die Berufe durch Internet zu erfahren;
  • unsere Weltanschauung zu verbreitern;
  • unsere Kenntnisse zum Thema zu systematisieren.

So sieht der Plan heutiger Stunde aus. Ich wünsche euch viel Erfolg bei der Arbeit!

II. Речевая зарядка

1. Составить ассоциограмму: (слайд 2).

Учитель: Schreiben sie das Wort «Berufswahl» und ihre Assoziationen dazu.

2. Блиц-турнир.

Учитель : Jeder Mensch hat seine Plaene fuer die Zukunft. Die Zukunft beginnt schon jetzt. In der Zukunft waehlt jeder Mensch sein Traumberuf. Wie viel Berufe gibt es auf der Erde? Hundert? Tausend? Niemand weiss es genau. Jeder Mensch waehlt einen Beruf, den er liebt. Alle Berufe sind gut, denn sie bringen den Menschen Nutzen.

Блиц-турнир - кто быстрее и правильнее напишет названия профессий: 2 человека у доски, а остальные в тетрадях. Учитель задает вопросы устно. Проверка на слайде (слайд 3).

Und jetzt ratet bitte Berufe richtig. (Отгадайте профессию).

  • Wer heilt die Menschen? - врач (der Arzt);
  • Wer baut Haeuser? - рабочий (der Arbeiter);
  • Wer schreibt Buecher? - писатель (der Schriftsteller);
  • Wer projektiert die neuen Gebaeude? – архитектор (der Architekt);
  • Wer lehrt die Kinder? – учитель (der Lehrer);
  • Wer faehrt den Bus? - водитель (der Fahrer);
  • Wer verkauft die Wahren im Lebensmittelgeschaeft? - продавец (der Verkaeufer);
  • Wer malt Bilder? - художник (der Mahler);
  • Wer modeliert Gesichtsmasken? - гример (der Maskenbildner).

3. Beantworten Sie meine Fragen:

  • Welche Berufe sind fuer dich besonders attraktiv?
  • Wie ist dein Traumberuf?
  • Warum hast du diesen Beruf gewaelt?

III. Обобщение знаний по теме (работа в паре)

Учитель: Какими качествами должен обладать человек при выборе той или иной профессии? Соотнесите профессию и качество: на компьютере соединить стрелками.

Lehrer: Jeder Mensch soll bestimmte Faehigkeiten haben. Sagt bitte, welche Faehigkeiten braucht man fuer folgende Berufe?

Учащиеся меняются местами и проверяют друг друга. 

Welche Faehigkeiten braucht man fuer folgende Berufe ? (слайд 4)

 

IV. Презентация учащимися домашнего задания

(мини-проекты по заданным темам – Приложение 2).

  • Профессиональное образование в Германии (de.wikipedia.org/wiki/Student#Deutschland);
  • Профессии, предпочитаемые юношами и девушками в Германии (слайд 5);
  • Ситуация на рынке труда в России (www.ucheba.ru/vuz-rating/2516.html – слайд 6).

Вопросы учителя к классу на проверку усвоения материала, подготовленного учащимися:

  • Und welche Bildungsauswege gibt es in Deutschland?
  • Welche Berufe bevorzugen Maedchen und Jungen in Deutschland?
  • Also, und wie steht mit der Berufswahl in Russland? Was sagt uns Statistik?

V. Поисковая работа в сети Интернет

Lehrer: Also, es gibt viele verschiedene Berufe. Welche kreative (gefaehrliche, hochbezahlte, Lehr – und Pflege) Berufe kennen Sie? (слайд 7-12)

Учащиеся называют эти профессии, а затем проверяют себя на слайде в компьютерной презентации.

Учитель: Heute gibt es viele neue Berufe. Das sind: На сегодняшний день существует много новых профессий. Это: (слайд 13)

  • Web-Programmierer
  • Florist
  • Multimedia-Elektroniker
  • Manager
  • Marketingleiter
  • Logistik
  • Image-Berater
  • Modelleur (Stilist)

Учитель: Finden Sie diese neue Berufe im Internet: Найдите эти профессии в Интернете.

Ученики находят информацию о новых профессиях в Интернете и дают краткую характеристику выбранным профессиям на немецком языке: (www.va-bruecke.de/?P=fach)

  • Заработная плата;
  • Необходимые качества, черты характера;
  • Образование;
  • Место работы.

VI. Проведение викторины по теме «Профессии»

(письменная работа в группе)

Викторина. Wissenstoto. Wer sagt richtig? (слайд 14)

  1. Wie lange dauert die Ausbildung gewoehnlich?
  2. Welche Berufe sind besonders populaer in Russland?
  3. Was ist besonders wichtig bei der Berufswahl ?
  4. Welche neue Berufe existieren heute in der Welt?
  5. Stimmt das? “ Florist bildet ein individuellen Still fur die Personen”
  6. Was macht Image-Berater?

Проверка выполненной работы (ответы на слайде 15).

VII. Проверка навыков аудирования

(Слайд 16-17)

Тестирование на компьютере, в программе MS Excel.

Учитель: Что говорит Кристина о своей будущей профессии?

Hoeren Sie ein Interview. Was erzaehlt Christine von ihrem Traumberuf, wie sind ihre Plaene? Hoert bitte aufmerksam zu! (Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ немецкий язык, 2005 год – Приложение 3)

Проверка навыков аудирования на компьютере (тест – Приложение 4).

VIII. Творческая работа

(Составление писем-резюме в рамках ролевой игры «Рынок труда»).

Учитель: Проведем ролевую игру. Делимся на пары: «работодатели» и «желающие получить работу». Каждая пара получает задание написать либо резюме, либо объявление, где предлагается работа:

  1. строителя;
  2. с животными;
  3. с детьми;
  4. фотомодели;
  5. по продаже телефонов;
  6. программиста.

Объявления и резюме учащиеся отсылают друг другу на электронный ящик, который они заранее создали.

Первая пара, которая быстрее других справится с заданием, выступит перед классом.

(Слайд 18-19)

Остальные работы будут проверены учителем и прокомментированы на следующем занятии. Для написания резюме используйте шаблон на сайте (www.thieme.de/viamedici/bewerbung/muster/lebenslauf.html) и данные образцы для написания объявления (Приложение 5).

Учитель: Wie Lebenslauf schreiben? Hier finden Sie Informationen zum Lebenslauf, Format, Aufbau des Lebenslaufs, ein Muster als Vorlage und Anleitung fur Ihren Lebenslauf als Teil von Bewerbungstipps. Wahlt bitte einen irgendwelchen Werbeplakat und schreibt ein Lebenslauf.

(www.mygeo.info/downloads/tabellarischer_lebenslauf_deutsch_mygeo.doc
www.kas-wenden.de/nexercise/Deutsch/gewusst%20wie/Lebenslauf/Lebenslaufvorlage.doc)

(Слайд 20)

IX. Подведение итогов урока

(Слайд 21)

Учитель благодарит учащихся за хорошую и активную работу, комментирует оценки. Что вы узнали нового на уроке? Что нужно знать, чтобы быть успешным в жизни?

  • Выбрать профессию;
  • Ориентироваться в мире профессий;
  • Написать правильно резюме; и т.д.

Учитель: Liebe Freunde! Unsere Stunde geht zu Ende. Sie haben heute viel uebersetzt,erzaehlt, gehoert. Ich bin zufrieden. Ich danke Ihnen fuer gute Arbeit.

Was haben Sie Neues erfahren?
Was hat Ihnen besonders gefallen?
Womit sind Sie zufrieden?
Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen.

X. Домашнее задание

Учащиеся должны дома составить рекламу выбранной профессии и отослать на почтовый ящик учителя.

Литература:

  1. Г.И. Воронина, И.В. Карелина «Немецкий язык, контакты». М.: Просвещение 2002.
  2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Немецкий язык, «Интеллект-Центр», 2005.
  3. Поурочные планы по учебнику Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык, контакты», 2004.
  4. www.magazine-deutschland.de/issue/Aufschlag_5-06.php?&lang=deu
  5. www.ucheba.ru/vuz-rating/2516.html
  6. www.thieme.de/viamedici/bewerbung/muster/lebenslauf.html
  7. www.mygeo.info/downloads/tabellarischer_lebenslauf_deutsch_mygeo.doc
  8. www.kas-wenden.de/nexercise/Deutsch/gewusst%20wie/Lebenslauf/Lebenslaufvorlage.doc
  9. www.va-bruecke.de/?P=fach – справочник профессий
  10. www.prostudentov.ru/1/5347/p0/
  11. vakant.ru/cat
  12. www.cmpk.ru/info/special/190/

Презентация – Приложение 1, мини-проекты по заданным темам – Приложение 2, диалог с Кристиной – Приложение 3, проверка навыков аудирования на компьютере – Приложение 4, образцы для написания объявления – Приложение 5, образец написания биографии – Приложение 6.