Методические рекомендации при подготовке и проведении семинаров, мастер-классов, посвященных проектной технологии

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Актуальность семинара вызвана новыми требованиями к образованию, которые вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В настоящее время существуют два направления: модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода, в котором целью обучения является развитие у студентов творческого и критического мышления, опыт и инструментария учебно-исследовательской деятельности. "При этом очевидно, что продуктивное создание и эффективное использование технологий предполагает, прежде всего, переориентацию образования со знаниевого на компетентностный подход".

Одной из технологий, обеспечивающей реализацию компетентностного подхода, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя другие современные технологии. По словам П.Г. Щедровицкого, компетентность - это на самом деле опыт успешного проекта. "Очевидно, что организация проектной деятельности лежит в лоне компетентностно-ориентированного образования. Недаром проектирование относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества".

Осмысление и принятие преподавателем педагогических технологий проходит гораздо продуктивнее, если методические семинары проводить с показом или использованием той технологии, которую предстоит изучить, освоить, внедрить.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Сущность современных педагогических технологий в образовании. Проектная технология.

Цель: Осуществление повышения квалификации преподавателей по актуальным проблемам педагогики и методики, содействие внедрению современных образовательных технологий. Развитие навыков исследовательской, проектной деятельности.

Оснащение занятия: ПК, проектор, электронная презентация, раздаточный материал, маркеры, доска магнитная, листы бумаги формата А3, полоски бумаги высотой 5-7 см, анкета №1, памятка "Как создать проект".

Домашнее задание: Разработать проект по выбранной теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (5 минут)

Основной этап (80 минут)

Слайды 1,2 Приложение 1

Задание группе: Проанализируйте возможности проектной технологии. Выразите Ваши предположения относительно применения данной технологии и ее эффективности. На двух-трех полосках бумаги запишите Ваши мысли (одна мысль на одном отдельном листочке).

Листочки с "мыслями" собираются и выкладываются на отдельный стол. Каждому слушателю предлагается подойти к этому столу и выбрать "мысли" по одному из заданных критериев: "положительные" ( ), "отрицательные" ( ) и "нейтральные" ( ). (Каждому слушателю выдается заранее один из критериев. Это можно сделать с помощью карточек трех цветов или соответствующих "рожиц". (Приложение 2) Далее формируются группы по этим критериям:

1 группа, собравшая положительные "мысли"

2 группа, собравшая отрицательные "мысли"

3 группа, собравшая нейтральные "мысли"

Задание группам: Проанализируйте полученную информацию, систематизируйте ее определенным образом и представьте полученный результат (обязательно наглядно) остальным группам. Выберите для этого одного докладчика от группы.

Дается время на выполнение задания. Затем представители групп выходят с презентацией и защитой своего мини-проекта.

После каждого выступления идет обсуждение, остальным членам групп предлагается задать вопросы, выразить мнение, затем делается общий вывод. Оценивается работа друг друга в группе.

Слайды: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Задание группам: расположите этапы организации проекта в нужной последовательности. Сравните результат с эталоном. (Каждой группе выдается набор разрезных карточек. (Приложение 3).

Слайд: 10

Задание группам: определите содержание каждого этапа организации проекта, расположив в нужном порядке действия преподавателя и студентов.

Каждая группа выполняет задание полностью, но "отчитывается" по одному (двум) этапам. При этом идет обсуждение, дискуссия по поводу правильности выбора. Далее показываются слайды с правильным распределением этапов и действий.

Слайды: 11, 12, 13, 14, 15

Участникам семинара предлагается заполнить анкету № 1 (Приложение 4).

Далее слушателям предлагаются на выбор варианты итоговых (проектных) работ:

Разработать одно из учебных занятий по преподаваемой дисциплине с использованием проектной технологии.

Провести анализ сформированности проектных умений у студентов (используются данные анкеты №1)

Создать проект рекламы проектной технологии.

Участникам семинара раздаются памятки "Как создать проект" (Приложение 5)

Определяются группы по вариантам, разрабатываются цели, план работы над проектом, распределяются обязанности среди участников проекта. Преподаватели разрабатывают проекты в рамках самостоятельной работы (4 часа).

Заключительный этап

Слайды 16, 17

Подведение итогов работы.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Применение проектной технологии в образовательном процессе: обмен опытом.

Цель: Повышение методической компетентности, стимулирование творческой активности преподавателей.

Оснащение занятия: ПК, проектор, презентации, раздаточный материал, Анкета № 2, доска магнитная, буклет, индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (5 мин.)

Основной этап (80 мин.)

Презентация проектов группами преподавателей.

Обсуждение общих результатов проектирования, оценка, рефлексия.

Анкетирование. (Приложение 6)

Заключительный этап (5 мин.)

Программа семинара (Приложение7)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.
  4. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений/ В.И. Загвязинский. - М., 2006.