Тема: «Число 9. Цифра 9»
Цели: Ввести число 9 и цифру 9, закрепить состав числа 9, отрабатывать взаимосвязь между частью и целым; развивать внимание, мышление, память.
Ход урока
1. Организационный момент
Внимание!
Входит учитель -
Мечтатель,
А также мыслитель.
Всем -
Ушки держать на макушке!
Пожалуйста, будьте добры!
Школа - необычный, удивительный мир, который мы с вами продолжаем открывать. И сегодня вместе с нами будут делать новые открытия наши друзья - зверюшки из лесной школы, которые пришли к нам в гости с Доктором Айболитом.
2. Работа над темой
1) Давайте их рассадим по местам, то есть расселим в «Теремке».
3 - слонёнок, 4 - тигрёнок, 5 - лисичка, 6 - медвежонок, 7 - зайчонок, - белочка.
Вот так ситуация! Одного из оставшихся гостей, мы обязательно должны поместить в Теремок. Кого же? И как это сделать? Вам поможет отгадка. Послушайте загадку.
2) Загадка:
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
Кто назовёт тему нашего урока? Что вы можете рассказать о числе 9?
3) Послушайте, что я вам сообщу об этом числе.
МАГИЯ ЧИСЛА
Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие - не добрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. Известная картина И. К.Айвазовского «Девятый вал» напоминает о грозных силах природы (иллюстрация к картине).
Эти поверья возникали, вероятно, тогда, когда пределом счёта было число 8, а за ним - что-то таинственное, странное.
В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридевятом государстве», за «тридевять земель» и т. д.
У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, существовало девять муз – покровительниц наук и искусств.
Почему греки относились так к числу 9?
Просто они уже давно умели считать до девяти, и поэтому это число их больше не пугало. Оно было олицетворением полноты, достатка, а не чем-то неизвестным, тёмным.
И мы с вами тоже уже умеем считать до девяти.
3. Физминутка
Сколько ягодок на веточках у нас?
Столько и подпрыгнем раз.(9)
А сколько точек в круге?
Столько раз поднимем и опустим руки. (5).
4. Закрепление материала
1) Установите закономерность и продолжите ряд чисел на 3 числа:
1 | 4 | 5 | 8 | (9 12 13) |
2) Письмо цифры 9. Показ учителем на доске.
3) Установите закономерность и найдите число.
Назовите части числа 9.
Какое разбиение числа 9 в таблице отсутствует? (8+1)
4) Составим все возможные равенства.
5) Ребята, а что вы заметили в «Теремке»? (Последующее равенство начинается с того числа, которым заканчивается предыдущее равенство).
Какое выражение мы должны записать, чтобы продолжить эту закономерность? (9-8 или 9-6)
5. Физминутка
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.Руки поднимем,
Потом разведём.
И глубоко
Всей грудью вздохнём.
6. Работа по закреплению материала
1) Задача в стихах:
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
Составить выражение.
2) Составить выражение по картинке. (9-2).
3) Составить задачу по картинке и данному выражению. Найдите ответ.
4) Игра «Прятки» (с нашими гостями - зверями).
1+8-5= 8-1-6= 2+7-6= 9-5+3= |
4+2+2= 8-4+5= 7-3-2= 9-2+3= |
Кто будет водить? (Решаем 1-ый пример)
Кто голить? (Решаем 2-ой пример)
Кто ещё не спрятался?
Кого нашли первого?
Кто прибежал впереди голящего?
Кто-то упал и ему нужна помощь Доктора Айболита.
Кого долго не могли найти?
И кто же выиграл?
7. Подведение итогов урока
Какая цифра приходила к нам в гости?
Что нового вы узнали о числе 9?
Вам понравилась игра в «Прятки»?
Зверям тоже, они вам говорят СПАСИБО!
И я вам тоже говорю спасибо за урок.