Введение.
На совете Цветочного города учащимся начальных классов было предложено украсить коридоры начальной школы. Группа ребят стала работать над проектом "Озеленение школы", а мы, учащиеся из 3 классов объединились в инициативную группу и выбрали проект "Малая картинная галерея". Перед началом своей работы с целью изучения значимости искусства для учащихся начальных классов нами была проведена анкета (Приложение 1).
Результаты анкетирования показали, что учащиеся начальных классов в основном знают 1 - 3 художников, помнят фрагменты картин и хотели бы видеть картины на стенах своей школы.
Восточная мудрость гласит: "Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют стихи, песни, картины - ты болен, тебя надо лечить".
Среди множества видов искусства есть три особых, пожалуй, их можно назвать главными: литература, музыка и изобразительное искусство.
Музыку слушают, героев литературных произведений представляют себе мысленно. А вот произведение изобразительного искусства мы видим глазами, ещё его называют "видимым" искусством. Оно - самое древнее. Люди ещё не умели говорить, а изображение уже создавали (например, наскальные рисунки). Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, всё то, что удивляло его, радовало и останавливало взгляд.
Изобразительное искусство отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит.
Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем, через изображенное на них мы узнаем о его мыслях и чувствах.
Актуальность.
Сегодня в мире так много жестокости и зла. Своё свободное время ребята проводят за компьютером или наблюдают за событиями очередного боевики.
Роль живописи в наши дни возрастает. Живопись не только отражает жизнь, но и формирует её. Она взывает нас к совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем, делает человеческую душу богаче, обращает к красоте. А красота, словно магнитное поле стрелку компаса, ведёт человека к доброте. Мы ничуть не сомневаемся в словах Достоевского: "Красота спасёт мир".
Люди едут за тысячи километров, чтобы своими глазами увидеть великие произведения мирового искусства. У нас не всегда есть возможность побывать в музее, и встретится с настоящим искусством. Вот поэтому в своей школе мы создали "Малую картинную галерею".
Цель проекта: Разработать модель "Малая картинная галерея" и проводить в ней экскурсии, беседы, выставки юных художников.
Задачи:
- Собрать репродукции картин.
- Реставрировать картины, изготовить для них рамочки, разместить на стене.
- Собрать сведения о художниках и картинах.
- Подготовить экскурсии.
Методический паспорт проекта.
Адресация: проект адресован учителям и учащимся МОУ "Чистогорская средняя общеобразовательная школа".
Учебный предмет: изобразительное искусство
Класс: 4.
Количество учащихся: 12 человек.
Время работы: 9 месяцев.
Форма работы: внеурочная, групповая.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Заказчик проекта: совет детской организации "Цветочный город"
Информационно-техническое обеспечение: открытки, репродукции, рисунки, справочники, журналы, фотографии, компьютер.
Осуществление проекта.
1 этап. Организационный.
Мы, учащиеся 3 классов стали разрабатывать проект "Малая картинная галерея". Определили тему и цели проекта, сформулировали задачи, выработали план действий (Приложение 2).
На разных этапах работы над проектом мы были: искателями, реставраторами - оформителями, дизайнерами, экскурсоводами.
2 этап. Поисково-оформительский.
Мы обратились ко всем ребятам школы, учителям, родителям, знакомым с просьбой помочь найти репродукции картин русских художников.
На эту просьбу откликнулись многие жители посёлка, ребята и учителя. И уже через месяц у нас появились первые репродукции картин.
Следующим этапом нашей работы была реставрация картин. Нам пришлось не мало потрудиться. Многие картины хранились в гаражах, висели в дачных домиках, пылились на шкафах.
Мы выбрали место для размещения репродукций, обсудили варианты размещения картин на стене, сделали эскизы. В ходе обсуждения всех эскизов выбрали наиболее удачный вариант. (Приложение 3).
На помощь пришли родители. Они сделали отверстия для гвоздей, помогли повесить картины. Вот так выглядит наша картинная галерея (Приложение 4).
Очередной этап нашей работы - поиск открыток, книг, статей об известных художниках и картинах-шедеврах русской живописи. Было собрано большое количество материала. Из журнальных статей оформили альбом.
Наша творческая группа составила сценарий открытия картинной галереи. (Приложение 5). И в ноябре состоялся праздник встречи с картинами и художниками
Заключительным этапом нашей работы стали экскурсии по картинной галерее. Для 1-2 классов приготовили экскурсию "Сказочные образы в изобразительном искусстве" (по картине В. М. Васнецова "Алёнушка"). Для 3-4 классов "Мир русской природы в произведениях русских художников" (И. И. Шишкин "Рожь", "Корабельная роща"). (Приложение 6)
3 этап. Презентация проекта.
Встреча открылась звучанием музыки П.И.Чайковского. Затем ведущие рассказали об идее создания картинной галереи. Ребята - экскурсоводы познакомили гостей с такими жанрами изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, натюрморт, показали картины, которые относятся к тому или иному жанру изобразительного искусства. Инсценировали отрывок из русской народной сказки. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", исполнялся романс "Осень" на музыку Чайковского, слова А.Н.Плещеева. Среди "оживших картин" зрители увидели и узнали картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели", В.Г. Перова "Рыболов", "Охотники на привале", В.Маковского "Дети, бегущие от грозы", К.П.Брюллова "Итальянский полдень". Встреча завершилась награждением ребят - активных участников проекта.
Родители поблагодарили ребят и учителей за интересную встречу с искусством.
Заключение.
В целом, по отзывам детей, высказываниям учителей, родителей, наш проект нашёл у них положительный отклик.
Картинная галерея дарит детям и взрослым возможность соприкоснуться с прекрасным, испытать радость от красоты произведений живописи.
Учителя используют картины на уроках изобразительного искусства, музыки, русского языка, литературного чтения.
Мы планируем продолжить работу картиной галереи: пополнить галерею репродукциями других картин, разместить их по жанрам изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), подобрать материал и подготовить экскурсии по темам "Портрет", "Пейзаж", "Искусство натюрморта".
Литература.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 2005. - 240 с. ил.
- Самин Д. К. 100 великих художников. М.: Вече, 2005. - 480 с.
- Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия в трех томах.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство XVII-XX веков. М.: Аванта +, 2003.
Приложение 3. Эскиз картинной галереи
Приложение 4. Малая картинная галерея (фото)