Конспект урока по литературному чтению "Богатырская сказка про Илью Муромца"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой; репродукция картины В.Васнецова "Богатыри"; аудиозапись М.Мусоргского "Богатырские ворота"; толковый словарь, книжная выставка "Дива былинные",презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний.

1.Упражнение в технике чтения. Задание 1 на стр.26 тетради.

-Собери и прочитай скороговорку. ( От топота копыт пыль по полю летит)

Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

  • испугом
  • восторгом
  • хвастаясь

2. Проверка домашнего задания. Рассказ учеников о былине.

  1. Что такое былина?
  2. О чем рассказывается в былинах?
  3. Назовите героев русских былин.
  4. О каких подвигах богатырей вы знаете?

( Слайды "Русские богатыри") Приложение1

II. Введение в тему урока.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

Сказка - это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

Дети. Пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины.

III. Работа над "Сказкой про Илью Муромца".

Постановка проблемы.

Учитель. Что мы будем сегодня читать? Прочитайте заглавие.

- Если вспомнить название раздела, то о чем будет произведение?

- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими).

- Кто такой Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю:Как одно - то на небе красно солнышко. А один - то на Руси Илья Муромец:(слайд)

Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Слайд)

":Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей.." :Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись - "Илья из города Мурома".

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (слайд)

(Сообщения детей, слайды)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Назовите на ней те предметы, которые говорят о древности сказки. (одежда, прически, изба:)

- Где Илья? Как вы догадались?

Чтение сказки по частям с комментированием.

После 1-й части:

- Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)

- Что огорчило родителей?

Физкультминутка

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского "Богатырские ворота" :

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Чтение 2-й части . Словарная работа. Объяснение слов и выражений по ходу чтения:

- Как понимаете "есть сын, да никуда не годящий?"

- Кто такой "странник"? ( Человек, который ходит пешком, странствует).

- Сколько это "чаша в полтора ведра"?

- Как понимаете "не прекословил" (не спорил), "тын" (забор из бревен или жердей).

Вопросы после второй части:

- Какое чудо сотворили странники с Ильей?

- Какой наказ они ему дали?

IV. Беседа о сюжете произведения.

- Где и когда происходили события?

- С чего все началось?

- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.

ЦОР "Перетащи картинки" Приложение2

V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие события были главными?

- Что вас удивило?

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание:

Задание 2 в тетради на стр.26. Прочитать 3-ю часть.

Найти пословицы о Родине (3-я группа)

Рассказ учеников о былинах

Былины название своё получили от слов "быль", "было". В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич:

Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте.

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло - одним человеком; в южных районах России (например, у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством.

Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

Былины - это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых "черным-черно, как черных воронов": Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман:

Былина - это произведение народного творчества исторического содержания, которое нараспев сказывали в старину. Иногда былины называют "старинами", т.е. песнями о старине. Есть былины героические или богатырские. Они рассказывают о борьбе русского народа с врагами. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси. Из уст в уста передавались былины из одного поколения к другому. На званых пирах, на веселых торгах, на городских площадях и перекрестках дорог сказители-старцы вели свои рассказы о славной истории земли русской.