I. Тип проекта
- По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
- По времени проведения: продолжительный
- По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
- Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.
II. Актуальность
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
III. Цель проекта
Заложить в каждом ребёнке основы духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
IV. Задачи проектной деятельности
- Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
- Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
- Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
- Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
V. Предполагаемый результат
Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.
VI. Методы проекта
Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.
VII . Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамах педагогической системы МДОУ №2 "Сказка":
- с детьми - в различных видах деятельности, не требует специально организованных занятий (материал по каждой теме включается в алгоритм недели);
- с педагогами - в условиях проведения методической работы;
- с родителями - в совместной деятельности.
VIII. Этапы управления проектом
1. Концептуальный (январь 2007) | Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта |
2. Исходно-диагностический (февраль 2007, сентябрь 2007). | Разработка диагностического инструментария. |
3. Формирующий (сентябрь 2007-май 2008, сентябрь 2008-май 2009) | Деятельность в соответствии с тематическим планированием. |
4. Итогово-диагностичекий (май 2008, май 2009). | Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений. |
IX. Содержание проектной деятельности
Представлено тематическим планированием формирующего этапа.
Содержание проекта по
нравственно-патриотическому воспитанию старших
дошкольников "С любовью к городу"
Старшая группа
№ | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями | Цели | Литература, дидактические пособия |
Дата проведения |
1. | 1. Беседа: "Где я живу". 2. Экскурсия по улице Ленина, на которой расположен детский сад. |
Изготовление карты-схемы "Дорога из
дома до детского сада". Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков города Мариинска. Викторина: "Люби и знай свой родной край". Семейный конкурс: "Природа и фантазия". |
Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. | Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Фотоальбом "Улицы нашего города". |
Сентябрь |
2. | 1.Занятие: "Достопримечательности
нашего города". 2.Целевые прогулки по улицам города. |
Конкурс рисунков: "Город, что сердцу
дорог". Экскурсии на автобусе по городу. Семейное чтение (Е. Ильвес "Мы живём на Кие"). Оформление альбома "Улицы нашего города". |
Знакомить детей с достопримечательностях нашего города, его традициями. | Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Фотоальбом "Улицы нашего города". Альбом "Мариинск - город-музей". |
Октябрь |
3. | Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым". | "История старых вещей". (рассказывание детям о семейных реликвиях). |
Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков. | Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Н.А.Алёшина "Ознакомление Дошкольников с социальной действительностью". Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра". |
Ноябрь |
4. | Занятие: "Был он славен, Мариинск, мастерами". (встреча с народным умельцем Ю.М. Михайловым). |
Посещение мастерской Ю.М.Михайлова. | Развивать интерес к русским традициям и
промыслам, приобщать к истокам народной
культуры. Учить детей видеть прекрасное. |
Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Картины Ю.М. Михайлова, изделия мастера из бересты. |
Декабрь |
5. | 1.Занятие: "Природа нашего края". | Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы". | Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны. | А.А.Мытарева "Наш край родной". Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра" (география края). Коллекции полезных ископаемых, гербарии. |
Январь |
6. | Занятие: "Животный мир родного
края". Целевая прогулка к реке. |
Семейное чтение рассказов о животных нашего края. | Познакомить с животными, птицами,
рыбами, обитающими в наших лесах, показать их
разнообразие. Воспитание бережного отношения к живой природе. |
Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Иллюстрации, альбом "Животные нашего края", видеофильмы, слайды, аудиозаписи голосов птиц. |
Февраль |
7. | 1. Беседа: "Моя семья". | Составление семейного древа
(родословная семьи). Герб семьи. Рассказы детей о своих мамах. Изготовление подарков для мам. |
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. | Н.А. Алёшина "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью". | Март |
8. | "Литературное наследие". - Целевая прогулка в музей писателя В.А.Чивилихина. - Экскурсия в городскую библиотеку имени В.А.Чивилихина. |
Семейное чтение произведений писателя В.А.Чивилихина, произведений Мариинских поэтов и писателей. | Познакомить детей с жизнью и
творчеством писателя-земляка В.А.Чивилихина, о
Мариинских писателях и поэтах. Воспитание любви к поэзии. |
Выставка произведений В.А.Чивилихина; портрет писателя. | Апрель |
9. | 1. "Мариинцы - ветераны ВО войны". Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Итоговое занятие: "Мариинск - моя малая Родина". |
Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков: "Мы за мир". Открытое занятие по данной теме. |
Подвести детей к пониманию того, что мы
победили потому, что любим свою страну. Систематизация знаний о родном городе. |
Иллюстрации, альбомы, слайды, фото и т.д.)
Выставка материала о родном городе. |
Май |
Подготовительная группа
№ | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями | Цели | Литература, дидактические пособия | Дата проведения |
1. | Беседа: 1. "С чего начинается
Родина?" 2.Занятие: "Введение в историю родного края". Чтение стихов о Родине, пословиц, поговорок. |
Оформление альбома "Родной город". Викторина: "Люби и знай свой родной край". Семейный конкурс: "Природа и фантазия". |
Довести до понимания детей, что Родина -
это не только та страна, в которой мы живём, но и
то место, где мы родились. Ознакомление детей с историей образования г. Мариинска из села Кийское. |
Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". М.Матусовский "С чего начинается Родина?" Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Аудиозапись песни "С чего начинается Родина?" Альбом "Мариинскгород музей" Фотоальбом "Улицы нашего города". |
Сентябрь |
2. | Занятие: "Достопримечательности
нашего города". Экскурсии, целевые прогулки по улицам города, к памятникам; пополнение альбома "Улицы нашего города". |
Конкурс рисунков: "Город, что сердцу
дорог". Экскурсии на автобусе по городу. Семейное чтение (Е. Ильвес "Мы живём на Кие"). |
Расширение знаний детей о достопримечательностях нашего города, о том, что город славен своей историей, традициями, лучшими людьми. | Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Фотоальбом "Улицы нашего города". Альбом "Мариинск - город музей" |
Октябрь |
3. | 1. Экскурсия в краеведческий музей
"Встреча с прошлым". 2. Занятие: "Предание старины глубокой". |
"Бабушкин сундук" (рассказывание
детям о семейных реликвиях). Оформление макета "Русская изба". |
Знакомство с бытом русского народа,
обогащение словарного запаса. Расширение знаний детей о жизни предков. Знакомство с приданиями о реке Кия и горе Арчекас. |
Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Н.А.Алёшина "Ознакомление Дошкольников с социальной действительностью". Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра". |
Ноябрь |
4. | 1.Занятие: "Был он славен, Мариинск, мастерами". (встреча с народным умельцем, автором герба Мариинска Ю.М.Михайловым). |
Посещение мастерской Ю.М.Михайлова. | Развивать интерес к русским традициям и
промыслам. Учить детей видеть прекрасное, сделанное руками простого человека. Познакомить с гербом Мариинска, его автором. |
Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Картины Ю.М. Михайлова, изделия мастера из бересты. |
Декабрь |
5. | 1.Занятие: "Мой город на карте
области". Игра-путешествие "Из нашего города - по родной стране". |
Изготовление макета: "Природные богатства края". | Формировать представления о
географическом расположении нашего края. Довести до понимания детей, что любой край, область, город - неповторимы. Воспитывать любовь к родному городу. |
"Атлас для школьников"
(Кемеровская область) "Кузбасс" (фотоальбом) Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". А.А.Мытарева "Наш край родной". Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра" (география края). Карта области, коллекции полезных ископаемых, гербарии |
Январь |
6. | 1.Занятие: "Животный мир родного леса". | Семейное чтение рассказов о животных нашего края. | Продолжить знакомство с животными и
птицами, обитающими в наших лесах, их
разнообразием. Воспитание бережного отношения к живой природе. |
Иллюстрации, альбом "Животные нашего края", видеофильмы, слайды, аудиозаписи голосов птиц. | Февраль |
7. | 1.Занятие: "Природа родной
глубинки". Беседа: "Арчекас - заповедник". |
Чтение книг о природе, пополнение
фотоальбома "Наш край". |
Знакомство с растительным миром родного края, с растениями, занесёнными в Красную книгу. Воспитание бережного отношения к природе, умения видеть и чувствовать красоту родного края. | Е. Ильвес "Мы живём на Кие". Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". Р.И.Жуковская "Родной край" |
Март |
8. | "Литературное наследие". - Целевая прогулка в музей писателя В.А.Чивилихина. - Экскурсия в городскую библиотеку имени В.А.Чивилихина. |
Семейное чтение произведений писателя В.А.Чивилихина, произведений Мариинских поэтов и писателей. | Расширение знаний детей о жизни и
творчестве В.А.Чивилихина, о Мариинских
писателях и поэтах. Воспитание любви к поэзии. |
Выставка произведений В.А.Чивилихина;
портрет писателя. Н.Терентьев "Сказание о Мариинске". |
Апрель |
9. | 1. "Мариинцы - ветераны ВО войны". Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Итоговое занятие: "Мариинск - моя малая Родина". |
Круглый стол. Встреча с ветераном ВО
войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков: "Мы за мир". Просмотр фильмов по военной тематике. Открытое занятие по данной теме. |
Подвести детей к пониманию того, что мы
победили потому, что любим свою страну. Обобщение и систематизация знаний о родном городе. |
Иллюстрации (Салют Победы,
воины-ветераны, альбомы, слайды, фото и т.д.) Выставка имеющегося материала о родном городе. |
Май |
Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
ФИ ребёнка | Родной город, символика | История народной культуры, традиции | Историко-географический и природный компоненты | Личностный компонент | ||||||||||||
Название города | Дом. адрес, адрес детского сада | Достоприме- чательности родного города |
Герб, города, его автор | Предметы быта, жилище человека | Русские народные праздники | Народные умельцы города | Народные игрушки, промыслы | Природные богатства города, края | Любимый уголок природы | Животные нашего края | Растит. мир | Отношение к окружающей природе | Забота о своих близких | Умение управлять своими чувствами | Умение анализировать свои и чужие поступки | |
В - высокий уровень
С - средний
Н - низкий
Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.