Тип урока: урок обобщение темы.
Форма урока: урок-игра.
Цели урока:
образовательные
- закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации "землетрясении";
- продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
- расширять представление об окружающем мире.
развивающие:
- развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ;
- развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю.
воспитательные:
- воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;
- формировать творческую активность, дисциплину, внимание.
Оборудование урока:
- видеоматериал,
- карточки с заданиями,
- ситуационные задачи,
- рисунки,
- наглядный бытовой материал (лекарство, одежда, фонарь, книга, вода, мыло, полотенце, документы и др),
надпись на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Просмотр фрагмента видеофильма "Землетрясение".
Ребята, с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках?
Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?
Нужно ли изучать характер этого явления, и какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?
Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по данной теме. И я предлагаю вам провести урок в форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения. Каждая игра - это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены фишки, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.
Итак, начнем!
Первый этап игры заключается в проверке ваших теоретических знаний.
"Блицтурнир".
1 команда | 2 команда |
1. Землетрясение - это:::: | 2. Главная причина землетрясений? |
3. Где чаще всего происходят землетрясения? | 4. Что называется эпицентром землетрясения? |
5. По каким признакам можно предсказать землетрясение? | 6. Назовите известные вам сейсмические шкалы, определяющие силу землетрясения? |
7. Как называется прибор для измерения силы землетрясения? | 8. Перечислите основные последствия землетрясения: природные и для людей? |
Ответы 1 команды -
1.тектонические движения земной коры;
3. на стыке литосферных плит;
5. беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, дохлые крысы на улицах города, запах газа, искрение электрических проводов;
7. сейсмограф.
Ответы 2 команды
2. тектонические процессы;
4. участок над очагом землетрясения;
6. Рихтера, Меркали;
8. гибель людей, травмы, разрушение зданий, плотин, пожары, образование оврагов, затопление прибрежных территорий и другие варианты.
(За каждый правильный ответ команда получает жетон)
Ребята, обратите внимание, у меня на доске, написана главная формула безопасности. Эта формула, к которой должен стремиться каждый человек.
Главная формула безопасности:
"Быть готовым к опасности.
При возможности - избежать.
При необходимости - действовать"
Не паниковать!
Можно ли предвидеть опасность, быть готовым к встрече с ней?
Второй этап.
1 команда: Составляет памятку "Советы жителям сейсмологических районов". Приложение 1.
2 команда: "Тревожный рюкзачок". Собирает необходимые вещи в сумку для жителя сейсмоопасного района.
В "тревожный рюкзачок" необходимо положить электрический фонарик с запасными батарейками, медикаменты, одежду, запас продуктов питания на 3 дня, воду, деньги, документы, предметы личной гигиены, спальный мешок.
(Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)
Возвращаемся к нашей формуле выживания. Итак, мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.
Третий этап.
Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм и может быть даже гибели в опасной ситуации. К доске приглашаются по одному человеку от команды. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям.
1 команда | 2 команда |
Безопасные места во время землетрясения | Опасные места во время землетрясения |
1. угол пересечения капитальных стен; 2. чугунная ванна; 3. дверной проем в капитальных стен; 4. проем балконной двери; 5. устойчивая массивная мебель; 6. открытая площадка на улице. |
1. лифт; 2. кирпичные перегородки; 3. парта ученическая; 4. кровать; 5. не устойчивая, незакрепленная мебель; 6. лестница; 7. мост; 8. электростолбы; 9. навесы, козырьки домов; 10. телевизор; 11. оборванные провода. |
Одновременно, с работающими ребятами у доски, ребята выполняют свои задания на местах письменно.
1 команда | 2 команда |
Если вас застало землетрясение в здании (дома). Ваши действия. | Если вас застало землетрясение на улице. Ваши действия |
(Проверка заданий).
Теперь мы знаем, что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая часть нашей формулы "При возможности - избежать".
Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно быстро. По моему сигналу "Внимание, землетрясение" займите безопасное место в нашем кабинете.
Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место защитит вас на 100% при землетрясении?
Я думаю, что если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то - да. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.
Четвертый этап.
1 команда | 2 команда |
Помогите своими рекомендациями человеку, оказавшемуся в завале? | Ваши действия после землетрясения?Чем вы можете помочь пострадавшим? |
Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения на практике. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.
Вывод делают учащиеся: Землетрясения являются очень опасным стихийным бедствием природного происхождения, которое влечет за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО может быть готовым к землетрясению, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.
Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ!
Я очень рада, что вы показали все свои знания и умения на уроке. И если возникнет опасная ситуация, я уверена, полученные знания на уроках ОБЖ, вам пригодятся, и вы будете действовать так, как действовали на уроке.
А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны и выявим победителя игры. Подводятся итоги, выставляются оценки.
Домашнее задание: подготовить интересный дополнительный материал к теме "Моретрясение. Цунами".