Деловая игра "Составление расходной статьи бюджета"

Разделы: Начальная школа


Цели. Расширение кругозора школьников о государстве, обогащение словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики и права, воспитание налогового правосознания.

Оборудование. Таблицы, диаграмма, иллюстрации с изображением видов города, бейджики, пословицы, кроссворд.

I. Организационный момент. Дети делятся на три группы, каждая группа - это депутаты во главе с председателем.

II. Экономическая разминка.

1) - Выберите только те пословицы, которые относятся к теме "Бережливость", "Труд", "Деньги".

1 группа - "Бережливость"

1. И колодезь вычерпывается.

2. Не для шапки только голова.

3. Бережливость лучше богатства.

4. Пушинка к пушинке и выйдет перинка.

5. У него семь пятниц на неделе.

 2 группа - "Труд"

1. Чего немножко, того не мечи в окошко.

2. Под лежачий камень вода не течёт.

3. Работать абы как - абы как и получится.

4. В умной беседе быть - ума прикупить.

5. Не будет пахатника - не станет и бархатника.

 3 группа - "Деньги".

1. Крепко царство казною.

2. И колодезь вычерпывается.

3. Не в счете деньги а в цене.

4. Без казны и город не стоит.

5. Доброе братство милее богатства.

 Дети работают в группах, выбор обосновывают, и один ученик из группы выступает.

2) - Разгадайте кроссворд.

  1. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются все финансовые операции с ними (банк).
  2. Денежная единица какой-либо страны (валюта).
  3. Металлические и бумажные знаки, которыми расплачиваются при купле - продаже (деньги).
  4. Учреждение, где осуществляются финансовые операции с ценными бумагами (биржа).
  5. Агент, посредничающий при купле - продаже ценных бумаг, товаров (брокер).
  6. Монета в 50 копеек, половина рубля (полтина).

3) - Какое ключевое слово у вас получилось? (бюджет).

 

III. Сообщение цели.

- Сегодня мы с вами проведём деловую игру, цель которой: составление расходной статьи бюджета.

На доске диаграмма:

- Что такое бюджет? (Это список доходов и расходов, составленный на какой-то определённый срок).

- Кто готовит проект бюджета города? (Администрация города по инициативе главы города).

- Затем готовый проект предлагается на обсуждение Депутатам Городской Думы и утверждение Председателем городского Собрания.

- Мы с вами сегодня будем играть роль Депутатов Городской Думы во главе с Председателем городского Собрания. (Каждая группа выбирает председателя).

V Ход игры.

а) - Каждая группа получает готовый список направлений, куда необходимо выделить бюджетные деньги (выбрать нужно только 5 направлений и установить очерёдность цифрой)

  • КУЛЬТУРА
  • ТРАНСПОРТ
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО
  • ЭКОЛОГИЯ
  • СПОРТ
  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  • ПЕНСИИ
  • БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ
  • МИЛИЦИЯ

- Ваша задача - подумать, на что дать деньги в первую очередь и объяснить свой выбор. Помните, от вашего решения зависит, каким будет наш город и благосостояние его жителей.

б) Работа в группах, обсуждение.

в) Председатель представляет подготовленный список и объясняет выбор.

г) Голосование и занесение результатов в таблицу:

  1 группа 2 группа 3 группа
"за"      
"против"      
"воздержались"      

д) Подведение итогов голосования и принятие расходной статьи бюджета.

  1. Здравоохранение (современная медицинская техника, грамотные врачи, здоровые жители города).
  2. Образование ( школы необходимо обеспечить современной мебелью, компьютерными классами, пополнить библиотечный фонд).
  3. Экология ( город должен быть чистым, а его жители здоровыми).
  4. Пенсии ( достойное проживание пожилым людям).
  5. Милиция ( порядок в городе, борьба с преступностью).

V Вопрос: Откуда взять деньги на финансирование расходной статьи бюджета? ( надо платить налоги).

Дополнительные вопросы:

- Что такое: налоги ( обязательные платежи государству)

  • налоговая инспекция ( организация, куда поступают сведения о доходах)
  • налоговая полиция ( борется с теми, кто уклоняется от уплаты налогов)
  • совокупный доход ( сумма всех доходов)
  • декларация о доходах (специальный финансовый документ, в котором нужно указать доходы, и сдать его в налоговые ор ганы)
  • эмиссия ( печатание денег и прочих ценных бумаг)
  • инфляция ( обесценивание денег, повышение цен на товары)
  • дефицит ( расходы превышают доходы)
  • профицит ( доходы превышают расходы)

- Кто такие: налогоплательщики ( те, кто платит налоги)

  • юридические лица ( люди, которые представляют организации, предпрятия и пр.)
  • физические лица ( люди, представляющие самих себя)

- Одинаковую ли сумму налогов платят граждане? (нет)

- А дети должны платить налоги? (нет)

- Почему? (они ещё не работают и не имеют доходов)

- Как вы понимаете высказывание: "Не то беда, что налоги платить надобно, а то беда, коли их платить никто не станет. Беда для государства, а значит для всех нас!" (что бы жить в благоустроенном государстве и пользоваться общественными благами, каждый гражданин должен платить налоги вовремя)

VI Итог игры: Спасибо, вы сегодня хорошо потрудились, и будем верить, что наш город будет расти и развиваться, а новоуренгойцы будут жить ещё лучше.