Цели. Расширение кругозора школьников о государстве, обогащение словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики и права, воспитание налогового правосознания.
Оборудование. Таблицы, диаграмма, иллюстрации с изображением видов города, бейджики, пословицы, кроссворд.
I. Организационный момент. Дети делятся на три группы, каждая группа - это депутаты во главе с председателем.
II. Экономическая разминка.
1) - Выберите только те пословицы, которые относятся к теме "Бережливость", "Труд", "Деньги".
1 группа - "Бережливость"
1. И колодезь вычерпывается. 2. Не для шапки только голова. 3. Бережливость лучше богатства. 4. Пушинка к пушинке и выйдет перинка. 5. У него семь пятниц на неделе. |
2 группа - "Труд"
1. Чего немножко, того не мечи в окошко. 2. Под лежачий камень вода не течёт. 3. Работать абы как - абы как и получится. 4. В умной беседе быть - ума прикупить. 5. Не будет пахатника - не станет и бархатника. |
3 группа - "Деньги".
1. Крепко царство казною. 2. И колодезь вычерпывается. 3. Не в счете деньги а в цене. 4. Без казны и город не стоит. 5. Доброе братство милее богатства. |
Дети работают в группах, выбор обосновывают, и один ученик из группы выступает.
2) - Разгадайте кроссворд.
- Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются все финансовые операции с ними (банк).
- Денежная единица какой-либо страны (валюта).
- Металлические и бумажные знаки, которыми расплачиваются при купле - продаже (деньги).
- Учреждение, где осуществляются финансовые операции с ценными бумагами (биржа).
- Агент, посредничающий при купле - продаже ценных бумаг, товаров (брокер).
- Монета в 50 копеек, половина рубля (полтина).
3) - Какое ключевое слово у вас получилось? (бюджет).
III. Сообщение цели.
- Сегодня мы с вами проведём деловую игру, цель которой: составление расходной статьи бюджета.
На доске диаграмма:
- Что такое бюджет? (Это список доходов и расходов, составленный на какой-то определённый срок).
- Кто готовит проект бюджета города? (Администрация города по инициативе главы города).
- Затем готовый проект предлагается на обсуждение Депутатам Городской Думы и утверждение Председателем городского Собрания.
- Мы с вами сегодня будем играть роль Депутатов Городской Думы во главе с Председателем городского Собрания. (Каждая группа выбирает председателя).
V Ход игры.
а) - Каждая группа получает готовый список направлений, куда необходимо выделить бюджетные деньги (выбрать нужно только 5 направлений и установить очерёдность цифрой)
- КУЛЬТУРА
- ТРАНСПОРТ
- ОБРАЗОВАНИЕ
- СТРОИТЕЛЬСТВО
- ЭКОЛОГИЯ
- СПОРТ
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
- ПЕНСИИ
- БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ
- МИЛИЦИЯ
- Ваша задача - подумать, на что дать деньги в первую очередь и объяснить свой выбор. Помните, от вашего решения зависит, каким будет наш город и благосостояние его жителей.
б) Работа в группах, обсуждение.
в) Председатель представляет подготовленный список и объясняет выбор.
г) Голосование и занесение результатов в таблицу:
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
"за" | |||
"против" | |||
"воздержались" |
д) Подведение итогов голосования и принятие расходной статьи бюджета.
- Здравоохранение (современная медицинская техника, грамотные врачи, здоровые жители города).
- Образование ( школы необходимо обеспечить современной мебелью, компьютерными классами, пополнить библиотечный фонд).
- Экология ( город должен быть чистым, а его жители здоровыми).
- Пенсии ( достойное проживание пожилым людям).
- Милиция ( порядок в городе, борьба с преступностью).
V Вопрос: Откуда взять деньги на финансирование расходной статьи бюджета? ( надо платить налоги).
Дополнительные вопросы:
- Что такое: налоги ( обязательные платежи государству)
- налоговая инспекция ( организация, куда поступают сведения о доходах)
- налоговая полиция ( борется с теми, кто уклоняется от уплаты налогов)
- совокупный доход ( сумма всех доходов)
- декларация о доходах (специальный финансовый документ, в котором нужно указать доходы, и сдать его в налоговые ор ганы)
- эмиссия ( печатание денег и прочих ценных бумаг)
- инфляция ( обесценивание денег, повышение цен на товары)
- дефицит ( расходы превышают доходы)
- профицит ( доходы превышают расходы)
- Кто такие: налогоплательщики ( те, кто платит налоги)
- юридические лица ( люди, которые представляют организации, предпрятия и пр.)
- физические лица ( люди, представляющие самих себя)
- Одинаковую ли сумму налогов платят граждане? (нет)
- А дети должны платить налоги? (нет)
- Почему? (они ещё не работают и не имеют доходов)
- Как вы понимаете высказывание: "Не то беда, что налоги платить надобно, а то беда, коли их платить никто не станет. Беда для государства, а значит для всех нас!" (что бы жить в благоустроенном государстве и пользоваться общественными благами, каждый гражданин должен платить налоги вовремя)
VI Итог игры: Спасибо, вы сегодня хорошо потрудились, и будем верить, что наш город будет расти и развиваться, а новоуренгойцы будут жить ещё лучше.