Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить навыки правописания сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу;
  • способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли;
  • развивать орфографическую зоркость.

План урока:

  1. Чистописание.
  2. Постановка целей урока.
  3. Словарный диктант (интегрированный с математикой).
  4. Звуко-буквенный анализ слова.
  5. Работа с учебником.
  6. Работа с текстом, записанным на доске.
  7. Итоги урока, домашнее задание.

Оборудование: портреты писателей, математическая таблица, карточки-призы

Ход урока

1. Чистописание.

Беседа

- Какие буквы будем писать? (Ш, ч, щ, ж - они написаны на доске)

- Что мы про них знаем ? (Согласные, ж-ш - парные, всегда твёрдые; ч, щ- непарные, всегда мягкие, глухие.)

- Напишите буквы по образцу.

2. Постановка целей урока.

Слово учителя

- Сегодня мы обобщим знания о том, что:

В сочетаниях жи и ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча и ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу и щу
Пишут только букву у.

- После всех правильно выполненных заданий мы узнаем фамилии писателей, зашифрованные на доске.

3. Словарный диктант.

Совместная работа учащихся с учителем

- Угадайте слова, запишите и подчеркните орфограмму.

+  1 3 5 6 7 8 9
20 ш у п н т и ч
50 щ а д р к о ж

21, 28, 25 / 27, 23, 29, 53 / 29, 53, 51, 53 / 51, 23, 57, 53 / 29, 23, 55, 53,
57 / 59, 28, 56 / 29, 23, 55, 58 / 21, 28, 26, 53 /.
Шип, туча, чаща, щука, чудак, жир, чудо, шина.

4. Звуко-буквенный анализ.

- Ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Чудо - 2 сл., 4 б., 4 зв.

ч- ч - согл., глух., мяг.,

у- у - гл., уд.,

д- д - согл., зв., тв.,

о- а - гл., безуд.

5. Работа с учебником.

Письмо по памяти.

Упражнение 173 с. 131.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

Какое правило предлагают запомнить авторы учебника? (Чу - щу пиши с буквой у).

6. Работа с текстом, записанным на доске.

Совместная работа учащихся и учителя

Водяные охотники.

Морские змеи ловят добычу в воде, они часто засовывают голову во все норы водяные ужи затаились на дне им надо сторожить маленьких рыбок.

- Прочитайте и разделите текст на предложения.

- Докажите, что это текст. (Он имеет одну тему о морских охотниках).

- Найдите слова на повторяемые орфограммы. (Добычу, часто, ужи, сторожить).

- Первое предложение списать и подчеркнуть главные члены предложения. Указать словосочетания.

Беседа

Морские змеи ловят добычу в воде.

- Третье предложение списать и подчеркнуть мягкие согласные.

Водяные ужи затаились на дне.

- Что за фамилии получились?

- Что вы о них знаете? (Ответы учащихся).

- Какая орфограмма спрятана в них? (Чу - щу, жи - ши).

7. Итоги урока.

Беседа

- Что понравилось, что не понравилось на уроке? Какое у вас настроение? (Ответы учащихся).

Домашнее задание: упр. 174 с. 131