Цели урока:
- закрепить навыки правописания сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу;
- способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли;
- развивать орфографическую зоркость.
План урока:
- Чистописание.
- Постановка целей урока.
- Словарный диктант (интегрированный с математикой).
- Звуко-буквенный анализ слова.
- Работа с учебником.
- Работа с текстом, записанным на доске.
- Итоги урока, домашнее задание.
Оборудование: портреты писателей, математическая таблица, карточки-призы
Ход урока
1. Чистописание.
Беседа
- Какие буквы будем писать? (Ш, ч, щ, ж - они написаны на доске)
- Что мы про них знаем ? (Согласные, ж-ш - парные, всегда твёрдые; ч, щ- непарные, всегда мягкие, глухие.)
- Напишите буквы по образцу.
2. Постановка целей урока.
Слово учителя
- Сегодня мы обобщим знания о том, что:
В сочетаниях жи и ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча и ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу и щу
Пишут только букву у.
- После всех правильно выполненных заданий мы узнаем фамилии писателей, зашифрованные на доске.
3. Словарный диктант.
Совместная работа учащихся с учителем
- Угадайте слова, запишите и подчеркните орфограмму.
+ 1 3 5 6 7 8 9
20 ш у п н т и ч
50 щ а д р к о ж
21, 28, 25 / 27, 23, 29, 53 / 29, 53, 51, 53 / 51, 23, 57, 53 / 29, 23, 55, 53,
57 / 59, 28, 56 / 29, 23, 55, 58 / 21, 28, 26, 53 /.
Шип, туча, чаща, щука, чудак, жир, чудо, шина.
4. Звуко-буквенный анализ.
- Ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Чудо - 2 сл., 4 б., 4 зв.
ч- ч - согл., глух., мяг.,
у- у - гл., уд.,
д- д - согл., зв., тв.,
о- а - гл., безуд.
5. Работа с учебником.
Письмо по памяти.
Упражнение 173 с. 131.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
Какое правило предлагают запомнить авторы учебника? (Чу - щу пиши с буквой у).
6. Работа с текстом, записанным на доске.
Совместная работа учащихся и учителя
Водяные охотники.
Морские змеи ловят добычу в воде, они часто засовывают голову во все норы водяные ужи затаились на дне им надо сторожить маленьких рыбок.
- Прочитайте и разделите текст на предложения.
- Докажите, что это текст. (Он имеет одну тему о морских охотниках).
- Найдите слова на повторяемые орфограммы. (Добычу, часто, ужи, сторожить).
- Первое предложение списать и подчеркнуть главные члены предложения. Указать словосочетания.
Беседа
Морские змеи ловят добычу в воде.
- Третье предложение списать и подчеркнуть мягкие согласные.
Водяные ужи затаились на дне.
- Что за фамилии получились?
- Что вы о них знаете? (Ответы учащихся).
- Какая орфограмма спрятана в них? (Чу - щу, жи - ши).
7. Итоги урока.
Беседа
- Что понравилось, что не понравилось на уроке? Какое у вас настроение? (Ответы учащихся).
Домашнее задание: упр. 174 с. 131