Цель:
- обобщить знания учащихся по изученным темам;
- выявить роль грибов и бактерий в народном хозяйстве.
Тип урока: обобщающее повторение.
Формы урока: брейн-ринг, викторина.
Оборудование:
- таблицы: "Бактерии", "Шляпочные грибы", "Грибы-паразиты",
- занимательная литература.
Ход урока
I. Организационный момент.
II . Проверка знаний учащихся.
Игра "Брейн-ринг"
1 Раунд
Царство "Бактерии". Царство "Грибы".
Каждая команда задаёт вопросы друг другу. Участники команды (представители царства) подробно рассказывают о своём царстве по плану:
- строение организма,
- питание и размножение,
- роль в природе и народном хозяйстве.
- распространение в природе и многообразие.
2 Раунд
"Третий лишний".
1. Мухомор, шампиньон, белый гриб
2 . Лисички, сыроежки, маслята
3 . Подберёзовик, подосиновик, опёнок
4 . Груздь, рыжик, жёлчный гриб
5. Клубеньковые бактерии, Бактерии гниения, Болезнетворные.
6. Молочнокислые, почвенные, целлюлозоразрушающие.
3 Раунд.
На доске написаны тезисы, характеризующие царства. Определите какому царству принадлежат признаки (по вариантам).
- Вариант 1. (Царство Бактерий)
- Вариант 2. (Царство Грибы)
- Представители данной группы не образуют на свету органических веществ из неорганических.
- Представители данной группы усваивают азот из воздуха и обогащают почву азотом, содержащими веществами.
- Тело организма состоит из одной микроскопической клетки, форма которой может быть различна. .
- Представители данной группы являются либо сапротрофами, либо паразитами.
- Представители данной группы состоят из одной клетки, имеющее тонкую оболочку, цитоплазму и рассеянные в ней ядерные вещества.
- Представители данной группы причиняют большой вред лесному хозяйству
- Условия жизни представителей данной группы разнообразны. Они встречаются в воздухе, в почве, в воде, паразитируют в живых организмах.
- Представителей данной группы специально выращивают, что бы получить из них ценное лекарство.
- Среди Представителей данной группы встречаются паразитические виды, вызывающие болезни человека, такие как тиф, холера, столбняк.
- Представители данной группы являются своеобразными санитарами нашей планеты.
Раунд
Учащимся предлагается текст по данным темам, они должны записать только одно слово, которое требуется по смыслу.
- Содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Такую оболочку называют (Спорой)
- Бактерии которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов называются. (сапрофитами)
- Бактерии которые питаются органическими веществами живых организмов, называются (паразитами)
- Для того что бы уничтожить бактерии и их споры нужно:Пар при температурой 120 градусов в течении 20 минут , солнечные лучи в течение 3 часов.
- Большинство разнообразных бактерий питаются готовыми органическими веществами, так как они не имеют: (хлорофилла)
- Шляпочный гриб состоит из: (плодового тела и грибницы)
- Главная часть шляпочного гриба: (грибница)
- Грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными трубочками называются: (трубчатыми)
- Белая одноклеточная плесень называется : (мукор)
- Полезное сожительство грибов с корнями деревьев называется : (симбиоз)
- Грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными пластинками называются:(пластинчатыми)
5 Раунд "Загадки".
1)
Когда молода,
Она бела,
Когда постарела,
Так почернела. (мукор)
2)
Выросли в подвале
Света не видали.
Но в лапшу попали. (шампиньоны)
3)
Есть грибы и не в лесу,
В тесте, пиве и квасу. (дрожжи)
4)
Выросли на полочке
Кисточки - метёлочки
Кисточки зелёные
Лекари хвалёные (плесень)
5)
Один - строитель,
Другой - разрушитель,
Хотя они и друзья,
Но друг без друга им нельзя. (растения и гнилостные бактерии )
6)
Почему без месяца
Ночью волны светятся? (Бактерии, вызывающие свечение моря)
7)
Есть в прудах,
Полях и парке
Невидимки-санитарки. (Бактерии гниения )
8)
Не сучок,
Не листок,
А на дереве растёт. (Гриб трутовик)
III. Подведение итогов. Обобщение. Выставление отметок.