Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Нет задачи важнее и сложнее, чем вырас­тить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является форму­лировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия» [2].

Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Гармоничное развитие личности ребенка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения. Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ - движение!

Вот мнения разных специалистов о значении двигательной активности.

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение движения особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: «… без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это эффективное лечебное средство» [4].

По мнению психологов: маленький ребенок - деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отправной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в помещениях, на территории), должно быть приемлемо для ребенка и ни в коей мере не должно наносить ущерб его здоровью и благополучию (физическому, психическому, социальному).

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность.

И поэтому, главными задачами нашего дошкольного учреждения мы определили:

  • укрепление здоровья детей с помощью закаливающих процедур и развитие основных видов движений;
  • создание условий, способствующих развитию двигательной активности детей.

Положительно сказывается на развитии движений у детей общение их в игре. Поэтому воспитатели предлагают детям в играх ходить друг к другу в гости, организуют совместные прогулки с куклами, сюжетными игрушками. Чтобы движения стали полноценными, воспитатели учат детей разным действиям с игрушками и пособиями, приучают использовать физ. оборудование в играх, выбирают для игр сюжеты, которые включают основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание). С интересом дети выполняют движения под чтение различных потешек, стихотворений, песен, музыки.

Солнечные зайчики -
Прыг, прыг, прыг.
Прыгают, как мальчики -
Прыг, прыг, прыг.

В работе с детьми дошкольного возраста воспитатели нашего ДОУ всегда стараются поддерживать интерес детей к проводимым занятиям и оздоровительным мероприятиям. Этому способствуют положительные эмоции и игровые ситуации, создаваемые во время занятий с детьми. Большую радость детям доставляют пешеходные прогулки по тропинке здоровья, созданной в прошлом году. Цель этих прогулок — закрепление в естественных условиях двигательных навыков. Маршрут подобран с таким расчетом, чтобы малыши имели возможность поупражняться в равновесии, беге, развитии мышц стопы, координации и т.д.

 На территории детского сада оборудована и мини-тропа здоровья для хождения босиком в летний оздоровительный период. Она состоит из 8 ящиков размером 50 х 80 х 10 см. Ящики заглублены в грунт и заполнены различными материалами — песком, мелкой галькой, керамзитом, камешками, еловыми и сосновыми шишками, дёрном и водой. Такая мини-тропа оказывает существенный зака­ливающий эффект и является профилактикой плоскостопия.

Прогулки по тропе здоровья имеют эколого-валеологическую направленность т.к. воспитатели стараются регулярно проводить с детьми беседы о полезных свойствах растений, растущих на грядках «Зеленой аптеки» мимо которой пролегает маршрут тропы здоровья.

Кроме развивающей работы с детьми в нашем дошкольном учреждении проводится большая работа с родителями:

- на собраниях рассказываем о значении движений в жизни детей дошкольного возраста;

- на общих родительских собраниях "Здоровье - важнейшая ценность", "Здоровье - что это" стараемся рассказать (с привлечением специалистов учреждения: инструктора по физической культуре, логопеда, муз. руководителей, врача, ст. медсестры, ст. воспитателя) о наших планах, задумках и возникающих проблемах;

- ежегодно проводим спортивные праздники и развлечения: «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- проводим конкурсы семейного рисунка «Здоровье и отдых в семье»;

- предложили воспитателям оформить уголки здоровья для родителей с рекомендациями и медицинскими советами по оздоровлению, где ежемесячно вывешиваются листы здоровья, откуда родители узнают о том, что индекс здоровья у наших детей повышается;

- руководитель физической культуры ежедневно проводит коррекционную работу с нуждающимися детьми;

- проводим анкетирование по ЗОЖ.

Результаты анкетирования говорят о том, что наших родителей очень волнует состояние здоровья детей, и они готовы быть нашими помощниками и союзниками. Поэтому для молодых родителей и всех желающих в нашем дошкольном учреждении открыта школа по обучению проведения закаливающих процедур и оздоровительных мероприятий.

Результаты медицинского обследования детей в конце года говорят о том, что индекс здоровья детей нашего ДОУ ежегодно повышается на 1% - 1,5%.

Таким образом, физическое развитие детей с оздоровительной целью вошло не только в повседневную жизнь дошкольного учреждения, но и в семьи наших детей.

Литература

  1. Алъбицкий В. Ю., Варанов А. А. Часто болеющие дети // Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986.
  2. Баранов А. А. и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Руководство для вра­чей. М., 2004.
  3. Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: прак­тическое пособие / М.Н.Кузнецова.— М.: Айрис-пресс, 2007. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Студеникин М. Я. и др. Окружающая среда и здоровье детей // Педиатрия. 1989. № 8. С. 5-9.