Урок русского языка по теме "Предложение"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Предложение.

Цели урока:

  • Закреплять знания учащихся о предложениях, умениях выполнять синтаксический разбор предложений и анализировать предложения.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
  • Воспитывать интерес к предмету «Русский язык».

Оборудование:

  • учебник  “Русский язык”: 4  класс (1 часть) // под ред. С.В.Иванова. - М.:Вентана – Граф, 2008 г.;
  • карточки со словарными словами для индивидуальной работы;
  • слайды № 1-4;
  • мультимедийное оборудование (мультимедийный проектор, процессор, экран);
  • цветные кружки: зелёный, синий, красный, жёлтый.

Методические приемы: работа с алгоритмом, беседа по вопросам, работа в парах, работа по вариантам.

Ход урока

1.         Организационный момент.

На доске записано высказывание:

«Не для школы, а для жизни мы учимся»  (Древний Рим)

- Прочитайте девиз нашего урока. (Ученик читает вслух)                         
- Ребята, как вы понимаете данное высказывание?

2.  Постановка цели урока.

- Как называется блок урока? («Как устроен наш язык»)
- Что будем изучать на данном уроке?
- На уроке мы будем учиться строить предложения, выполнять  синтаксичес-кий   анализ предложений, находить предложения к определённым схемам, развивать орфографическую зоркость.

3.  Словарная работа.

а) Индивидуальная работа

-  Проводится с использованием карточек.

Карточка 1.

_кв_рель, __ лея, д_ректор, ш__се, п__ртрет, к__б__нет, п__сок, р_сун_к, м__нута, св__бода.

Карточка 2.

В__лшебник, __гонь, су___а, пут_ше_ствие, к__р__дор, б___ссейн, ж__лезо, к__мыш, к__логра__, ис_кус__тво.

- Ученикам раздаются карточки со словарными словами  с пропущенными буквами, которые необходимо вставить.

б) Коллективная работа с классом.

Буква лишняя закралась к нам в словарные слова.
Эту букву вы найдите, и слова все запишите.

На доске записаны слова:

квкокркокнкак, чсчочрчочкчач, аваоараоабаеайа

- Какая буква лишняя в первом слове?
- Какое слово записано?
- Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую необходимо запомнить.
- Аналогичная работа проводится с другими словарными словами.

Учащиеся записывают в тетрадь слова: ворона, сорока, воробей.

- Составьте предложение, используя все эти словарные слова.
- Ученики составляют предложения. Одно предложение записывают в тетрадь.

Осенью  в парках на деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.

- Разберите его по членам предложения, подпишите части речи.
- Давайте вспомним  алгоритм  синтаксического разбора предложения и разберём записанное предложение.

(Слайд № 1)

Алгоритм синтаксического  разбора предложения

1. Определи цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
2. Определи интонацию предложения (восклицательное или невосклицательное).
3. Найди грамматическую основу, определи простое предложение или сложное.
4. Найди второстепенные члены предложения и определи распространённое или нераспространённое предложение).
5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

- Ученик выполняет синтаксический  разбор предложения, другие ученики дополняют ответ.

4. Физминутка для глаз.

А сейчас  мы немножко отдохнём.

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (влево – вправо)
Ах, как солнце высоко. (Вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрываем)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём (слева направо по дуге)
Вправо – влево повернём (радугу глазами)
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить, а потом быстро поморгать ими)

5. Основная часть.

1) Ответьте на вопросы:

  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • По наличию второстепенных членов предложения?

2) Работа в парах.

Перед вами записан текст. (Слайд № 2 «Осень»)

Осень

Блекнут травы. Рощи вспыхнули вдали. В синем небе над полями протянулись журавли. Гаснет день. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.

- Прочитайте этот текст и подумайте, на какие две группы можно разделить эти предложения. (Распространённые и нераспространённые)
- Выпишите в тетради только нераспространённые предложения.

Докажите, что эти предложения являются нераспространёнными. Прочитайте распространённые предложения. Докажите, что эти предложения являются распространёнными.

3) Работа с текстом.

- Как называются слова, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос. (Однородные члены предложения.)
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами?
- На доске записаны предложения. Прочитайте эти предложения и скажите, можно ли записать их в тетрадь также как они записаны на доске.

Берёзы клёны тополя покрыла осень жёлтой краской а листья осины разрумянила красным цветом. Потянулись над полями и лугами косяки журавлей гусей и уток. (В предложениях отсутствуют знаки препинания.)

- Учащиеся выходят к доске, расставляют пропущенные знаки препинания и доказывают, почему они поставили или не поставили запятую.
- Запишем эти предложения под диктовку.

4) Проверка диктанта с комментированием.

- Какие орфограммы встретились в этих предложениях? (Учащиеся подчёркивают орфограммы)

5. Физминутка

Мы писали и устали
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять  писать начнём.
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.

6. Закрепление изученного материала

1) Самостоятельная работа.

2) Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 63, упражнение 2.
- Прочитайте задание.

Работа по рядам.

1 ряд – записывает 1,2 предложение,
2 ряд – записывает 3-4 предложение,
3 ряд – записывает 5-6 предложение.
- Проверка выполнения задания.

2) Работа в группах.

Учащиеся всего класса разбиваются на группы по цветам. У каждого ученика  на парте лежали кружки разных цветов. У каждой группы учащихся своя схема  предложения. Необходимо найти в тексте предложения к своей схеме.

- Перед вами карточки со схемами предложений. Внимательно посмотрите на текст. (Слайд № 3 «Золотой дождь»)

Золотой дождь

Брызнули листья с деревьев. Полетели листья по ветру, запрыгали по сучкам, понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся и лопочут. Листья летят, качаются, бегут. Листья вверху, внизу и кругом. Шумит золотой дождь.

- Найдите и запишите предложения к своим схемам. (Детям предлагаются схемы предложений).

- Проверка выполнения задания. У 1 и 3, 2 и 4  групп записаны одинаковые предложения. Какие это предложения. Дайте краткую характеристику данных предложений.

3) Коллективная творческая работа. (Слайд № 4)

В саду поспели…,…,… .
Осенью не улетают в тёплые края …, …, … .
С деревьев облетают  …, …, … листья.

Посмотрите на начало предложений. Вам предлагается дополнить эти предложения.

- Запись составленных предложений в тетради.   

7. Итог урока.

- Какой теме был посвящён наш урок? Что такое предложение? Какие бывают предложения?
- Внимательно посмотрите и скажите, о каком времени года мы говорили сегодня на уроке?

На каком уроке мы говорили о таком прекрасном времени – осень? (На уроке чтения.) Произведения каких поэтов посвящены осени?

8. Домашнее задание.

Стр.68, упр.3.

9. Комментирование и выставление оценок за урок.