Тема урока: Предложение.
Цели урока:
- Закреплять знания учащихся о предложениях, умениях выполнять синтаксический разбор предложений и анализировать предложения.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
- Воспитывать интерес к предмету «Русский язык».
Оборудование:
- учебник “Русский язык”: 4 класс (1 часть) // под ред. С.В.Иванова. - М.:Вентана – Граф, 2008 г.;
- карточки со словарными словами для индивидуальной работы;
- слайды № 1-4;
- мультимедийное оборудование (мультимедийный проектор, процессор, экран);
- цветные кружки: зелёный, синий, красный, жёлтый.
Методические приемы: работа с алгоритмом, беседа по вопросам, работа в парах, работа по вариантам.
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске записано высказывание:
«Не для школы, а для жизни мы учимся» (Древний Рим)
- Прочитайте девиз нашего урока. (Ученик читает вслух)
- Ребята, как вы понимаете данное высказывание?
2. Постановка цели урока.
- Как называется блок урока? («Как устроен наш язык»)
- Что будем изучать на данном уроке?
- На уроке мы будем учиться строить предложения, выполнять синтаксичес-кий анализ предложений, находить предложения к определённым схемам, развивать орфографическую зоркость.
3. Словарная работа.
а) Индивидуальная работа
- Проводится с использованием карточек.
Карточка 1. _кв_рель, __ лея, д_ректор, ш__се, п__ртрет, к__б__нет, п__сок, р_сун_к, м__нута, св__бода. |
Карточка 2. В__лшебник, __гонь, су___а, пут_ше_ствие, к__р__дор, б___ссейн, ж__лезо, к__мыш, к__логра__, ис_кус__тво. |
- Ученикам раздаются карточки со словарными словами с пропущенными буквами, которые необходимо вставить.
б) Коллективная работа с классом.
Буква лишняя закралась к нам в словарные слова.
Эту букву вы найдите, и слова все запишите.
На доске записаны слова:
квкокркокнкак, чсчочрчочкчач, аваоараоабаеайа
- Какая буква лишняя в первом слове?
- Какое слово записано?
- Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую необходимо запомнить.
- Аналогичная работа проводится с другими словарными словами.
Учащиеся записывают в тетрадь слова: ворона, сорока, воробей.
- Составьте предложение, используя все эти словарные слова.
- Ученики составляют предложения. Одно предложение записывают в тетрадь.
Осенью в парках на деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.
- Разберите его по членам предложения, подпишите части речи.
- Давайте вспомним алгоритм синтаксического разбора предложения и разберём записанное предложение.
(Слайд № 1)
Алгоритм синтаксического разбора предложения 1. Определи цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). |
- Ученик выполняет синтаксический разбор предложения, другие ученики дополняют ответ.
4. Физминутка для глаз.
А сейчас мы немножко отдохнём.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (влево – вправо)
Ах, как солнце высоко. (Вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрываем)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём (слева направо по дуге)
Вправо – влево повернём (радугу глазами)
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить, а потом быстро поморгать ими)
5. Основная часть.
1) Ответьте на вопросы:
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- По наличию второстепенных членов предложения?
2) Работа в парах.
Перед вами записан текст. (Слайд № 2 «Осень»)
Осень Блекнут травы. Рощи вспыхнули вдали. В синем небе над полями протянулись журавли. Гаснет день. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски. |
- Прочитайте этот текст и подумайте, на какие две группы можно разделить эти предложения. (Распространённые и нераспространённые)
- Выпишите в тетради только нераспространённые предложения.
Докажите, что эти предложения являются нераспространёнными. Прочитайте распространённые предложения. Докажите, что эти предложения являются распространёнными.
3) Работа с текстом.
- Как называются слова, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос. (Однородные члены предложения.)
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами?
- На доске записаны предложения. Прочитайте эти предложения и скажите, можно ли записать их в тетрадь также как они записаны на доске.
Берёзы клёны тополя покрыла осень жёлтой краской а листья осины разрумянила красным цветом. Потянулись над полями и лугами косяки журавлей гусей и уток. (В предложениях отсутствуют знаки препинания.)
- Учащиеся выходят к доске, расставляют пропущенные знаки препинания и доказывают, почему они поставили или не поставили запятую.
- Запишем эти предложения под диктовку.
4) Проверка диктанта с комментированием.
- Какие орфограммы встретились в этих предложениях? (Учащиеся подчёркивают орфограммы)
5. Физминутка
Мы писали и устали
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
6. Закрепление изученного материала
1) Самостоятельная работа.
2) Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 63, упражнение 2.
- Прочитайте задание.
Работа по рядам.
1 ряд – записывает 1,2 предложение,
2 ряд – записывает 3-4 предложение,
3 ряд – записывает 5-6 предложение.
- Проверка выполнения задания.
2) Работа в группах.
Учащиеся всего класса разбиваются на группы по цветам. У каждого ученика на парте лежали кружки разных цветов. У каждой группы учащихся своя схема предложения. Необходимо найти в тексте предложения к своей схеме.
- Перед вами карточки со схемами предложений. Внимательно посмотрите на текст. (Слайд № 3 «Золотой дождь»)
Золотой дождь Брызнули листья с деревьев. Полетели листья по ветру, запрыгали по сучкам, понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся и лопочут. Листья летят, качаются, бегут. Листья вверху, внизу и кругом. Шумит золотой дождь. |
- Найдите и запишите предложения к своим схемам. (Детям предлагаются схемы предложений).
- Проверка выполнения задания. У 1 и 3, 2 и 4 групп записаны одинаковые предложения. Какие это предложения. Дайте краткую характеристику данных предложений.
3) Коллективная творческая работа. (Слайд № 4)
В саду поспели…,…,… . |
Посмотрите на начало предложений. Вам предлагается дополнить эти предложения.
- Запись составленных предложений в тетради.
7. Итог урока.
- Какой теме был посвящён наш урок? Что такое предложение? Какие бывают предложения?
- Внимательно посмотрите и скажите, о каком времени года мы говорили сегодня на уроке?
На каком уроке мы говорили о таком прекрасном времени – осень? (На уроке чтения.) Произведения каких поэтов посвящены осени?
8. Домашнее задание.
Стр.68, упр.3.
9. Комментирование и выставление оценок за урок.