Интегрированный урок-игра "Что? Где? Когда?" в 4-м классе (математика+окружающий мир) с использованием мультимедийных технологий.

Разделы: Начальная школа


Тема: «Закрепление материала по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление».

Цели:

  • совершенствование устных и письменных вычислительных навыков;
  • развитие умения решать геометрические и текстовые задачи;
  • находить рациональное решение;
  • упражнять в нахождении площади и периметра фигуры;
  • развивать интерес к предмету и логическое мышление учащихся; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Оборудование: рулетка, стол с секторами, 5 конвертов с заданиями, презентация (приложение 1).

Ход урока

Стоит стол с рулеткой. Входит человек в черном костюме, в белых перчатках с конвертами на подносе, раскладывает конверты по секторам, (фонограмма, голос учителя).

- Первый конверт - красный сектор.
- Второй конверт - синий сектор.
- Третий конверт - желтый сектор.
- Четвертый конверт - зеленый сектор.
- Пятый конверт - фиолетовый сектор, (звук гонга).

- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Мы ведем нашу игру из стен Кировской школы. Сегодня играет команда знатоков, которая разбилась на три группы, против команды телезрителей - жителей леса. Капитан группы «Интеллектуалы» - (фамилия, имя). Капитан группы «Умники» - (фамилия, имя). Капитан группы «Знайки» - (фамилия, имя).

Счет идет до пяти очков. Я объявляю начало игры. (Звук гонга, раскручивается рулетка.)

- Выпал... сектор. Внимание на экран. Это письмо пришло нам от жителя лесной поляны - зайца. Он хочет проверить: умеете ли вы так же быстро считать, как он бегать.

Перед вами листы с заданиями. К каждому полученному ответу подставьте слог в порядке нумерации. Каждая команда должна разгадать слова и собрав их, прочитать фразу.

Внимание, вопрос: какая фраза зашифрована? Как вы ее понимаете? Время пошло.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»

1. Какой периметр квадрата со стороной 5 см.?
2. Найди произведение чисел 170 и 4.
3. Во сколько раз 12 меньше 60?
4. Уменьшаемое 85, разность 29. Найди вычитаемое.
5. Сколько часов в 1/3 суток?
6. Найди сумму чисел 86 и 35.
7. На сколько 800 больше, чем 350?
СА-56
НЕ-8
МНО - 20
ЛЕ-5
ГУ- 121
ГО - 680
БИ-450

«УМНИКИ»

1 .Какое число в 2 раза больше 68?
2.Сколько минут в 6 часах?
3. Найди сумму чисел 48 и 36.
4. На сколько 600 больше, чем 280?
5. Найди частное чисел 42 и 3?
6. Вычитаемое 47, разность 38. Найди уменьшаемое.
7.Найди произведение чисел 300 и 5.
ЛЕ-84
БЕ- 14
МА - 34
СА – 320
РЕ-85
ЛО-360
ГИ-1500

«ЗНАЙКИ»

1. Сколько минут в 2 часах?
2. Найди произведение чисел 13 и 6.
3. Собака, кот, попугай и рыбка. Сколько ног?
4. Найди частное чисел 70 и 2?
5. Наименьшее трехзначное число.
6. На сколько 38 меньше, чем 80?
ГО-10
ПО-35
ДИ-42
НЕТ- 120
СА- 100
Е-78

Время для решения закончено.

Кто отвечает в группе интеллектуалов?
Кто отвечает в группе умников?
Кто отвечает в группе знаек?
Так какая же фраза зашифрована? Как вы понимаете ее смысл?

Внимание, правильный ответ: «Много леса - не губи, мало леса береги, нет его - посади!»

- Счет становится 1 : 0 в пользу знатоков 4 класса.
- Скажите, ребята, вы знаете почему зайца называют косым?

У зайца нет шеи и он не может поворачивать голову вправо и влево. Это ему приходится делать глазами. Правый глаз осматривает всё пространство с правой стороны, а левый глаз – с левой стороны. Вот и кажется, что у зайца глаза косые.

(Звук гонга, раскручивается рулетка.)

- Выпал ... сектор.
- Внимание, на экран. Это письмо прислала нам жительница леса лиса. Она хочет узнать, как вы правильно умеете вычислять.
- Внимание, черный ящик. В ящике лежит то, что поможет лисе избавиться от блох. Вы это сможете узнать, выполнив задание.

Задание: выполните действия и расположите в порядке убывания только четные числа.

- Внимание, вопрос: что находится в черном ящике?

 «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»

24.148:4
1.754 + 498
5x482
1.006-498
900 - 640 : (4 + 4) х 2
Н740
О508
Р 6.037
Е 2.252 С.2.410

«УМНИКИ»

360 + 60 : 4x2 + 340
714-586
825 :5
496 + 386
247x4

С 988
К 165
Е882
Н730
О 128

«ЗНАЙКИ»

963 :3
525 + 285
108x7
900-2 х 50+140
986-452

О 534
Н756
Е810
Л 321
С 940

Время для решения закончилось. Кто отвечает в команде «Знатоки»?

- Внимание, правильный ответ: в ящике лежит клок сена. Кто знает, как с помощью сена лиса спасается от блох?

- Лиса берет клок сена в рот и заплывает в реку. Блохи не любящие воды заползают на сено. Лиса оставляет сено в воде и выходит на берег.

- Почему в русских сказках ее называют Лисой Патрикеевной?

 - В давние времена был царь Патрикей. Был он очень умный и хитрый как лиса. В честь этого царя лисе и дали прозвище Патрикеевна за ее хитрый характер и очень тонкий ум.

- Счет становится 2 : 0 в пользу знатоков класса.

Музыкальная пауза. (Физкультминутка)

(Звук гонга, крутится рулетка.)

- Выпал... сектор. Внимание на экран. С нами играет коренной житель леса медведь. Он хочет узнать, как вы умеете решать задачи. Вот текст задачи: «Из 3 тонн подсолнечника можно получить 1.350 кг. подсолнечного масла. Сколько килограммов масла можно получить из 30 тонн подсолнечника? Из 60 тонн подсолнечника?»

- Посмотрите на доску. Здесь записано решение задачи.

1) 1.350 : 3 - 450 (кг) - из 1 тонны.
2) 450 х 30 = * (кг) - из 30 тонн
3) 450 х 60 = * (кг) - из 60 тонн

Внимание, вопрос: найдите второй способ решения задачи. (По правилам игры можно взять подсказку магистров.)

Подсказка: узнай сначала во сколько раз 30 тонн больше, чем 3 тонны, значит, во столько раз больше будет кг, масла. Потом узнай во сколько раз 60 тонн больше, чем 30 тонн, значит, во столько раз будет больше масла из 60 тонн.

- Время для обсуждения истекло. Кто будет отвечать?

- Внимание, правильный ответ: из 30 тонн подсолнечника - 13.500 кг масла, из 60 тонн подсолнечника - 27.000 кг масла.

Счет становится 3 : 0 в пользу знатоков класса.

- А что, ребята, медведь делает, когда зимой спит в берлоге? (Лапу сосет.)
- А кто знает, почему он сосет лапу?
- Зимой у медведя на лапах старая кожа облезает и растет новая, молодая кожа и чешется. Поэтому медведь пока спит, еще и лапу сосет то одну, то другую. А еще молоденькая кожа мерзнет. Так он ее еще и греет во рту.

(Звучит гонг, крутится рулетка.)

- Выпал... сектор. Это письмо нам пришло от муравья. У березы, под кустом муравей построил дом. Муравьи – самые трудолюбивые жители леса. С восходом солнца и до самого заката они трудятся. Если вы видели их дом – муравейник, то можно сделать вывод, что муравьи прекрасные строители.

- Внимание, задание: вы должны правильно выбрать геометрические фигуры и собрать точный домик муравья, (раздать детям геометрические фигуры - элементы домика). Время пошло.

Задание.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»

«УМНИКИ»

«ЗНАЙКИ»

Ширина стены домика 8 см, что в 2 раза короче его длины. Найдите площадь стены. Выберите нужный прямоугольник Подберите фундамент к домику муравья, периметр которого 40 см, а длина 16 см Подберите крышу к домику муравья, периметр которой 38 см.

- Время для обсуждения закончилось.
- Кто отвечает в группе интеллектуалов? Умников? Знаек?
- Внимание, проверим ответы. (Фигуры накладываются на готовый домик и совпадают.)

Счет становится 4 : 0 в пользу знатоков класса.

(Звук гонга, крутится рулетка.)

- Выпал... сектор. Сейчас с нами играет жительница леса сова. Испокон века сова считается самой мудрой птицей.

 Она зашифровала послание от лесных жителей. Вот ключ к нему.

Если вы дополните недостающие линии, тогда у вас получатся буквы и вы сможете прочитать послание.

- Внимание, вопрос: какое послание зашифровала сова?

Внимание, правильный ответ: СПАСИБО. Счет становится 5 : 0 в пользу знатоков класса. Это чистая победа, я вас поздравляю. (Награждение активных участников игры.)

(Презентация см. приложение 1)