Тема: «Закрепление материала по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление».
Цели:
- совершенствование устных и письменных вычислительных навыков;
- развитие умения решать геометрические и текстовые задачи;
- находить рациональное решение;
- упражнять в нахождении площади и периметра фигуры;
- развивать интерес к предмету и логическое мышление учащихся; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Оборудование: рулетка, стол с секторами, 5 конвертов с заданиями, презентация (приложение 1).
Ход урока
Стоит стол с рулеткой. Входит человек в черном костюме, в белых перчатках с конвертами на подносе, раскладывает конверты по секторам, (фонограмма, голос учителя).
- Первый конверт - красный сектор.
- Второй конверт - синий сектор.
- Третий конверт - желтый сектор.
- Четвертый конверт - зеленый сектор.
- Пятый конверт - фиолетовый сектор, (звук гонга).
- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Мы ведем нашу игру из стен Кировской школы. Сегодня играет команда знатоков, которая разбилась на три группы, против команды телезрителей - жителей леса. Капитан группы «Интеллектуалы» - (фамилия, имя). Капитан группы «Умники» - (фамилия, имя). Капитан группы «Знайки» - (фамилия, имя).
Счет идет до пяти очков. Я объявляю начало игры. (Звук гонга, раскручивается рулетка.)
- Выпал... сектор. Внимание на экран. Это письмо пришло нам от жителя лесной поляны - зайца. Он хочет проверить: умеете ли вы так же быстро считать, как он бегать.
Перед вами листы с заданиями. К каждому полученному ответу подставьте слог в порядке нумерации. Каждая команда должна разгадать слова и собрав их, прочитать фразу.
Внимание, вопрос: какая фраза зашифрована? Как вы ее понимаете? Время пошло.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»
1. Какой периметр квадрата со стороной 5 см.? 2. Найди произведение чисел 170 и 4. 3. Во сколько раз 12 меньше 60? 4. Уменьшаемое 85, разность 29. Найди вычитаемое. 5. Сколько часов в 1/3 суток? 6. Найди сумму чисел 86 и 35. 7. На сколько 800 больше, чем 350? |
СА-56 НЕ-8 МНО - 20 ЛЕ-5 ГУ- 121 ГО - 680 БИ-450 |
«УМНИКИ»
1 .Какое число в 2 раза больше 68? 2.Сколько минут в 6 часах? 3. Найди сумму чисел 48 и 36. 4. На сколько 600 больше, чем 280? 5. Найди частное чисел 42 и 3? 6. Вычитаемое 47, разность 38. Найди уменьшаемое. 7.Найди произведение чисел 300 и 5. |
ЛЕ-84 БЕ- 14 МА - 34 СА – 320 РЕ-85 ЛО-360 ГИ-1500 |
«ЗНАЙКИ»
1. Сколько минут в 2 часах? 2. Найди произведение чисел 13 и 6. 3. Собака, кот, попугай и рыбка. Сколько ног? 4. Найди частное чисел 70 и 2? 5. Наименьшее трехзначное число. 6. На сколько 38 меньше, чем 80? |
ГО-10 ПО-35 ДИ-42 НЕТ- 120 СА- 100 Е-78 |
Время для решения закончено.
Кто отвечает в группе интеллектуалов?
Кто отвечает в группе умников?
Кто отвечает в группе знаек?
Так какая же фраза зашифрована? Как вы понимаете ее смысл?
Внимание, правильный ответ: «Много леса - не губи, мало леса береги, нет его - посади!»
- Счет становится 1 : 0 в пользу знатоков 4 класса.
- Скажите, ребята, вы знаете почему зайца называют косым?
У зайца нет шеи и он не может поворачивать голову вправо и влево. Это ему приходится делать глазами. Правый глаз осматривает всё пространство с правой стороны, а левый глаз – с левой стороны. Вот и кажется, что у зайца глаза косые.
(Звук гонга, раскручивается рулетка.)
- Выпал ... сектор.
- Внимание, на экран. Это письмо прислала нам жительница леса лиса. Она хочет узнать, как вы правильно умеете вычислять.
- Внимание, черный ящик. В ящике лежит то, что поможет лисе избавиться от блох. Вы это сможете узнать, выполнив задание.
Задание: выполните действия и расположите в порядке убывания только четные числа.
- Внимание, вопрос: что находится в черном ящике?
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»
24.148:4 1.754 + 498 5x482 1.006-498 900 - 640 : (4 + 4) х 2 |
Н740 О508 Р 6.037 Е 2.252 С.2.410 |
«УМНИКИ»
360 + 60 : 4x2 + 340 714-586 825 :5 496 + 386 247x4 |
С 988 |
«ЗНАЙКИ»
963 :3 525 + 285 108x7 900-2 х 50+140 986-452 |
О 534 |
Время для решения закончилось. Кто отвечает в команде «Знатоки»?
- Внимание, правильный ответ: в ящике лежит клок сена. Кто знает, как с помощью сена лиса спасается от блох?
- Лиса берет клок сена в рот и заплывает в реку. Блохи не любящие воды заползают на сено. Лиса оставляет сено в воде и выходит на берег.
- Почему в русских сказках ее называют Лисой Патрикеевной?
- В давние времена был царь Патрикей. Был он очень умный и хитрый как лиса. В честь этого царя лисе и дали прозвище Патрикеевна за ее хитрый характер и очень тонкий ум.
- Счет становится 2 : 0 в пользу знатоков класса.
Музыкальная пауза. (Физкультминутка)
(Звук гонга, крутится рулетка.)
- Выпал... сектор. Внимание на экран. С нами играет коренной житель леса медведь. Он хочет узнать, как вы умеете решать задачи. Вот текст задачи: «Из 3 тонн подсолнечника можно получить 1.350 кг. подсолнечного масла. Сколько килограммов масла можно получить из 30 тонн подсолнечника? Из 60 тонн подсолнечника?»
- Посмотрите на доску. Здесь записано решение задачи.
1) 1.350 : 3 - 450 (кг) - из 1 тонны.
2) 450 х 30 = * (кг) - из 30 тонн
3) 450 х 60 = * (кг) - из 60 тонн
Внимание, вопрос: найдите второй способ решения задачи. (По правилам игры можно взять подсказку магистров.)
Подсказка: узнай сначала во сколько раз 30 тонн больше, чем 3 тонны, значит, во столько раз больше будет кг, масла. Потом узнай во сколько раз 60 тонн больше, чем 30 тонн, значит, во столько раз будет больше масла из 60 тонн.
- Время для обсуждения истекло. Кто будет отвечать?
- Внимание, правильный ответ: из 30 тонн подсолнечника - 13.500 кг масла, из 60 тонн подсолнечника - 27.000 кг масла.
Счет становится 3 : 0 в пользу знатоков класса.
- А что, ребята, медведь делает, когда зимой спит в берлоге? (Лапу сосет.)
- А кто знает, почему он сосет лапу?
- Зимой у медведя на лапах старая кожа облезает и растет новая, молодая кожа и чешется. Поэтому медведь пока спит, еще и лапу сосет то одну, то другую. А еще молоденькая кожа мерзнет. Так он ее еще и греет во рту.
(Звучит гонг, крутится рулетка.)
- Выпал... сектор. Это письмо нам пришло от муравья. У березы, под кустом муравей построил дом. Муравьи – самые трудолюбивые жители леса. С восходом солнца и до самого заката они трудятся. Если вы видели их дом – муравейник, то можно сделать вывод, что муравьи прекрасные строители.
- Внимание, задание: вы должны правильно выбрать геометрические фигуры и собрать точный домик муравья, (раздать детям геометрические фигуры - элементы домика). Время пошло.
Задание.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ» |
«УМНИКИ» |
«ЗНАЙКИ» |
Ширина стены домика 8 см, что в 2 раза короче его длины. Найдите площадь стены. Выберите нужный прямоугольник | Подберите фундамент к домику муравья, периметр которого 40 см, а длина 16 см | Подберите крышу к домику муравья, периметр которой 38 см. |
- Время для обсуждения закончилось.
- Кто отвечает в группе интеллектуалов? Умников? Знаек?
- Внимание, проверим ответы. (Фигуры накладываются на готовый домик и совпадают.)
Счет становится 4 : 0 в пользу знатоков класса.
(Звук гонга, крутится рулетка.)
- Выпал... сектор. Сейчас с нами играет жительница леса сова. Испокон века сова считается самой мудрой птицей.
Она зашифровала послание от лесных жителей. Вот ключ к нему.
Если вы дополните недостающие линии, тогда у вас получатся буквы и вы сможете прочитать послание.
- Внимание, вопрос: какое послание зашифровала сова?
Внимание, правильный ответ: СПАСИБО. Счет становится 5 : 0 в пользу знатоков класса. Это чистая победа, я вас поздравляю. (Награждение активных участников игры.)
(Презентация см. приложение 1)