Цель: раскрыть причины исчезновения растений и животных, показать роль человека в окружающей среде, выяснить с учащимися, почему Красная книга является одной из форм охраны исчезающих видов.
Задачи:
- создание условий для построения на основе экологической этики индивидуальной шкалы нравственных установок;
- формирования неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды;
- знакомство с редкими и исчезающими видами своей страны и края.
Методы и формы:
- интерактивные формы (инсценировки, ролевые игры, направленные дискуссии), которые направлены на эмоциональное восприятие природы;
- беседа;
- проблемное обучение (так как это 6 класс, используются не очень сложного характера проблемные задания, способствующие решению учебных проблем, самостоятельному поиску знаний).
Оборудование: Красная книга, презентация (приложение 1), костюм бабочки, Иванушки, жабы.
Учитель: История науки знает немало животных и растений, исчезнувших по вине человека. Но никогда еще опасность потери видов не была столь грозной, как в наше время. Выбросы в атмосферу и водоемы разных промышленных отходов угнетают все живое. А наш отдых на лоне природы? Прейдя в лес, мы создаем беспокойство для зверей и птиц, но и буквально уничтожаем леса.
Что же происходит с обитателями этих мест, дикими животными и растениями? Сначала их становится меньше, они реже встречаются, а потом, перейдя крайний предел численности, вымирают.
Откроем Красную книгу, самые многочисленные ее «новоселы», насекомые. Их 202 вида. Уничтожаем вольно или невольно, наших друзей – хищных жуков-наездников, ос, сами создаем условия для вспышек вредителей. Большинство насекомых в природе являются пищей для многих животных, опыляют растения, разлагают остатки трупов животных.
А сколько радости нам приносят грациозные бабочки, бархатные шмели, отливающие металлическим блеском жуки, таинственные светлячки. Но мы с тревогой замечаем, что красивых крупных насекомых становится меньше.
Больше всего в Красной книге бабочек – 104 вида, например Белоснежный аполлон, Голубая орденская лента.
Инсценировка
Бабочка: Помогите, помогите.
Учитель: Кто это?
Бабочка: Я, бабочка. Хочет поймать меня Иванушка-дурачок. Пожалей меня, Иванушка, не лови, крылышки повредишь, уж я больше летать не смогу, а нас и так мало осталось, нас даже в Красную книгу занесли.
Иван: «Да кто же ты такая? – ничего я о тебе не знаю».
Бабочка: Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно мы хороши весной. Мы прекрасно опыляем цветы. Но, к сожалению, наша красота нас же губит. Увидев бабочку люди, стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» - скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.
Иван: Ну, лети.
Учитель: В природе нет бесполезных и тем более вредных видов. В полной мере это относится к представителям класса рептилий, древним обитателям земли – змеи. К этим существам с их своеобразной красотой, гибким, покрытым узорчатой чешуей телом, таинственной жизнью человек всегда относится с неприязнью. Но отважные охотники и обладатели грозного оружия, ядовитые змеи первыми никогда не нападают на человека. Наша страна одна из первых начала охранять ядовитых змей. В Красную книгу входят 19 видов ящериц, 15 видов змей и 2 вида черепах.
Из 24 видов пресмыкающихся, живущих в Ставропольском крае, в Красную книгу занесено семь видов: например, гадюка кавказская, веретеница ломкая или медяница.
(Cообщение о веретенице ломкой.)
Учитель: И среди земноводных имеются виды животных, которые занесены в Красную книгу. Давайте опять заглянем в сказку к Иванушке.
Иван: А ты не из Красной книги?
Жаба: Да. Не губи меня, я тебе пригожусь. Я жаба. Во все времена нас боялись, и к сожаленью, уничтожали. Да, у нас есть ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда о том, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Что же касается яда, то он для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но не отравить, ни убить она не может. Мы приносим человеку большую пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносили к себе на огород жаб, а в Англии, Франции нас продавали на рынке. Я думаю, что друзей выбирают не по красоте.
Иван: Да вот какие злые люди, губят таких прекрасных животных. А что же это за Красная книга, может и меня, Иванушку, следует занести в нее, так как дурачков тоже мало осталось на свете. А вы, ребята, знаете, что такое Красная книга?
Учитель: Давайте поможем Иванушке.
Учитель: Идея создания Красной книги зародилась в пятидесятых годах прошлого столетия. Первоначально Красная книга задумывалась как книга учета видов животных, (позднее и растений), оказавшихся под угрозой исчезновения.
Международная Красная книга, изданная в 1966г. насчитывала 25 тысяч видов растений, 100 видов млекопитающих, 200 видов птиц.
Основываясь на принципах этого издания, позднее многие государства создали свои национальные Красные книги. Первая Красная книга СССР создана в 1978 г. основная цель, которую преследует Красная книга – это выявление и учет видов, которые нуждаются в специальных мерах охраны. В книге содержатся материалы, характеризующие состояние каждого вида – распространение, численность, внешний вид, материалы о разведении в неволе. Особый раздел посвящен охране. В нем предлагаются конкретные меры по спасению вида.
Красная книга – это наша боль и тревога. Видов включаемых в нее становится все больше и больше. Но Красная книга – это и наша надежда.
13 апреля 2000 года постановлением губернатора была учреждена Красная книга Ставропольского края. Открыв, Красную книгу, вы увидите, что каждый вид, занесенный в неё, имеет определенный статус. Шкала категорий статуса, предложенная Международным Союзом охраны природы, используется в целях дифференцированного определения мер охраны в зависимости от состояния вида.
Иван: Так вот что это такое!
Учитель: Хозяйственная деятельность человека вызвала немалое количество изменений и в растительном мире Земли. Значение леса и вообще растений переоценить нельзя. Растения – единственные на Земле, кто аккумулирует и преобразует солнечную энергию в вещество. Леса являются основным источником кислорода и поглотителем углекислого газа, поглотителем пыли, что улучшает качественный состав атмосферы.
Экологи установили, что гибель одного вида растения может отразиться на существовании 30 других видах животных и растений, находящихся с ним в живых связях. На территории Ставропольского края имеется 13 ботанических заказников (где охраняются растения).
Инсценировка
Иван: Ой, какие красивые цветы! Нарву-ка я их для царевны-Несмеяны.
Учитель: Стой, Иванушка, не рви. Прочти что здесь написано.
Иван: Редкие и исчезающие растения Ставрополья.
Учитель: Эти растения занесены в Красную книгу. Ребята, а давайте Иванушке поможем, нарвать букет, для Несмеяны.
Задание. Из каких ниже перечисленных растений вы составите букет?
Колокольчик персиколистный, клевер луговой, ландыш, ромашка аптечная, безвременник великолепный, василек синий, мятлик луговой, пион узколистный, подснежник кавказский, пролеска сибирская. (Учащиеся называют растения, не занесенные в Красную книгу.)
О том, что такие растения как пролеска сибирская, подснежник кавказский, являются редкими, знает каждый из вас. Но на территории нашего края редкими видами являются и безвременник великолепный, пион узколистный. (Учитель характеризует состояние каждого вида – распространение, численность, лимитирующие факторы, меры охраны.)
Учитель: ребята, отгадайте загадку, о каких растениях идет речь.
Первым вылез он с землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький.
(Подснежник)Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.
(Подснежник)Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
Учитель: Ребята давайте послушаем небольшой рассказ, который называется «Отдохнули!»
Был солнечный прекрасный день, и дядя Гоша решил пойти в лес за грибами. Войдя в лес, он увидел большое количество красивых цветов, и тюльпан лесной, и ландыш, и колокольчик. От такой красоты закружилась голова, и он решил сорвать букет. Потом решил немного отдохнуть и разжег костер но, увидев красивую птицу, побежал за ней. А за костер и забыл.
Вдруг он услышал странный шум, что это Петя и Вася, пришли в лес отдохнуть и послушать музыку. От их музыки, все звери и птицы разбежались в стороны. Дядя Гоша, насобирав грибов, направился домой. Впереди была река, увидев ее он, захотел искупаться, но пройдя к ней, увидел на берегу и рваный башмак, и шину от машины, и бутылку разбитую, и ржавую банку. А рядом маленькие мертвые рыбки. Зато на противоположном берегу была большая труба, из которой выбрасывались сточные воды, сблизь лежащего завода.
Учитель: Назовите причины сокращения в природе численности растений и животных, используя рассказ (Учащиеся перечисляют причины сокращения растений и животных.)
Учитель: Пожалуйста, ведите себя аккуратно в гостях у природы! Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервная банка более 30, полиэтиленовый пакет - более 200, стекло - более 1000 лет.
У писателя Е. Евтушенко есть прекрасные строки:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Учитель: Ребята, назовите какие правила нужно соблюдать, прейдя в лес. Прейдя в лес…
- Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Какие вы знаете пословицы и поговорки об охране природы, значении растений и животных (содержание названных пословиц и поговорок разобрать).
Старые деревья – молодые охраняют.
Рощи да леса – всему миру краса.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги.
Растение – земли украшение.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Срубили кусты – прощай птицы.
Учитель: обратите внимание на то, как точно отражают пословицы и поговорки значение живых организмов в природе.
Учитель: Мне хочется закончить нашу встречу словами Роберта Рождественского:
Аэродромы
Пирсы
И перроны
Леса без птиц
И земли без воды….Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды.
Каждый из нас должен научиться во всех своих делах думать о состоянии природы, о ее сбережении для будущих поколений.
Главное – каждый должен внести свой вклад в сохранение окружающего нас прекрасного мира.
Какие дела, связанные с охраной природы, вы можете совершить? Это посадить дерево, ухаживать за посадками, очистить ближайший водоем от мусора, украсить пришкольный участок цветниками.