Актуальность
Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные институты в способности давать ребенку психологическую защищенность, эмоциональный комфорт, поддержку, безусловное, безоценочное принятие. В этом особое значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Эмоциональные связи родителей и детей укрепляют семью, стабилизируют ее. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Неблагополучие ребенка возникает там, где эти отношения дефицитны или искажены.
Зачастую детско-взрослые отношения искажены по причине того, что взрослые недостаточно осознают истинную ценность живого общения с ребенком, либо не умеют его организовать.
Исследования показали, что чаще всего с ребенком – дошкольником в семье играет и занимается женская «половина» семьи (бабушка, мама, сестра). Однако, дети изъявляют желание играть и общаться с отцами.
Безусловно, женщина в семье – это источник тепла, защиты, оберег ребенка, но именно с отцовской фигурой в семье, с активизацией ресурсов отцовского влияния на ребенка – как на мальчика, так и на девочку, связывается благополучное течение в семье процессов половой дифференциации и половой идентификации как важного компонента развития самосознания ребенка.
В современной семье наблюдается отделение молодой семьи от старшего поколения, равенство внутрисемейных отношений. Таким образом, нарушается историческая ценность общения разных поколений в семейном микросоциуме.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Закон РФ «Об образовании», ст.18, гл.2).
В педагогике приоритетным является установление контакта с родителями дошкольников. Мы хотим обратить внимание на ценность привлечения к сотрудничеству и других близких родственников.
Нельзя забывать, что каждая семья индивидуальна: полные, неполные, проживающие со старшими родителями, имеющие разное количество детей и т.п. В каждой семье складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи, ребенка-дошкольника с каждым членом семьи. Ребенок черпает определенный багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками. Каждая модель общения носит ценный характер, как для ребенка, так и для его родственника.
Таким образом, возникает проблема:
- в работе с семьями дошкольников главным образом уделяется внимание работе с родителями;
- отсутствие разработок по привлечению близких родственников к сотрудничеству с ДОУ.
Сущность: привлечение к сотрудничеству с детьми и педагогами близких родственников дошкольников; организация партнерских детско-родственных связей посредством совместной деятельности в ДОУ.
Целью работы по данному направлению является:
- создать условия для гармонизации родственных отношений;
- повысить педагогическую компетентность семей в организации детско-родственных отношений;
- сформировать у всех членов семьи элементарные умения организовать познавательную, творческую, игровую совместную деятельность с детьми.
Перед ДОУ стоит ряд задач:
- Изучить характер родственных отношений в семьях воспитанников.
- Дать возможность близким родственникам поделиться опытом взаимодействия с детьми и познакомить с оптимальными способами общения.
- Мотивировать родственников на участие и по созданию условий для совместной деятельности в ДОУ.
- Корректировать проблемы в общении детей с родственниками.
- Определить эффективность работы по организации детско-родственных отношений.
Организация детско-родственного общения в ДОУ требует создания особых условий:
1. Условие - организационное
- Удовлетворение запросов, потребностей семей и детей;
- Учет уровня овладения навыками педагогического воздействия и умениями организовать общения с дошкольниками в семье;
- Учет особенностей семьи, общения в ней.
2. Условие - партнерства
- Сотрудничество родственников с педагогами ДОУ;
- Участниками деятельности должны быть родственники, дети, педагоги;
- Партнерство должно быть субъект-субъектным (равное партнерство).
3. Условие – обогащения
- Педагогов – знаниями и умениями организации партнерского детско-родственного общения в ДОУ;
- Родственники – знаниями и умениями организации партнерского детско-родственного общения в семье, навыками передачи собственного опыта детям;
- Дети – обогащение опыта, приобретение либо закрепление чувства защищенности, доверия к взрослым членам семьи.
Организация работы по гармонизации детско-родственных отношений в ДОУ может осуществляться в разнообразных направлениях детского развития посредством всех видов деятельности: игра, занятие, досуги и др.
Технология сотрудничества
Педагог является организатором работы по гармонизации партнерских детско-родственных отношений в совместной деятельности и осуществляет данный процесс поэтапно:
- Изучение и анализ особенностей, запросов и потребностей семей воспитанников (состав семьи, жилищные условия, проблемы семейной педагогики); (приложение № 1)
- Планирование работы гармонизации детско-родственных отношений; (приложение № 2)
- Внедрение в педагогический процесс плана работы по гармонизации детско-родительских отношений.
- Анализирует результаты деятельности.
Новизной и главной особенностью является – привлечение к сотрудничеству родственников воспитанников в педагогическом процессе ДОУ.
Мы определяем несколько моделей детско-родственного партнерства:
- «Я и моя мама»;
- «Папа – мой лучший друг»;
- «Бабушкины заботы»;
- «Я и мой дедушка»;
- «Моя сестренка»;
- «Мы с братом».
Формы работы
- Участие в совместных специально организованных занятиях (работа в парах, в подгруппах) (приложение № 3)
- Занятия по интересам.
- Викторины
- Конкурсы
- Утренняя гимнастика
- Мастерские
- Встречи с умельцами («Бабушкин сундук», «Мамина кухня», «Моя сестра – художник» и т.п.)
- Совместные театры
- Спортивные соревнования
- Создание альбомов, коллекций
- Совместные проекты.
- Газеты
Совместные специально организованные занятия
Педагог приглашает родственников воспитанников посетить занятие (желательно, чтобы присутствовали родственники каждого ребенка). Занятие организуется по итогам изучения запросов и потребностей родителей. Цели и задачи занятия должны решать как развитие знаний, умений и навыков детей, так и обогащение опыта родственников в организации общения с ребенком. Деятельность на занятии должна быть продумана так, чтобы практические задания выполнялись совместно (в парах, в подгруппах и др.) Педагог должен учитывать разные позиции ребенка в ходе занятия:
- Ребенок – ученик;
- Ребенок – партнер;
- Ребенок – учитель.
Встречи с родственниками умельцами
На встречу можно пригласить родственников всех детей группы.
- Педагог изучает интересы близких родственников детей.
- Планирует работу по встрече с родственниками – умельцами.
- Организует работу поэтапно:
- Выставка работ. Предполагает создать мотивацию дошкольников к познанию.
- Встреча с умельцем. Включает в себя: рассказ умельца об истории увлечения, его значения в жизни умельца, об используемом материале и средствах, показ элементов деятельности.
- Организация практикума с детьми и родственниками (дать элементарные представления о работе с инструментами и материалами).
По итогам встречи с умельцами можно организовать кружок, факультатив, мастерскую, студию и др.
Мастерская
Мастерская может возникнуть по итогам встречи с умельцами. Работа мастерских направлена на обучение детей и их родственников разнообразным практическим навыкам. Например, вязание на спицах, моделирование, вышивание, роспись и др.
Занятия по интересам
В группу приглашаются родственники. Деятельность организуется так, чтобы сформировались подгруппы по интересам, в которых должны обязательно присутствовать родственники и дети.
Викторины, конкурсы, досуги и др.
Данные мероприятия необходимо организовать так, чтобы дети взаимодействовали с родственниками.
Практикумы
Педагог организует разнообразную совместную деятельность детей и родственников так, чтобы дети и их партнеры получили и обогатили свой опыт по организации сотрудничества с детьми.
Например, совместные опыты и эксперименты, совместное составление сказок, рассказов, загадок, стихов; совместная художественная деятельность и др.
Совместные проекты
Проектный метод является одним из эффективных методов по привлечению к сотрудничеству семей воспитанников. Работа над проектами может осуществляться как в домашних условиях, так и в стенах ДОУ. Практика показала, что родители активно проявляют себя в работе проектов, выстраивают партнерские отношения с детьми. Совместная постановка целей и задач и их выполнение, организация совместной исследовательской, творческой деятельности, сбора материала.
Особое место в проектном методе отведено презентации, т.к. презентация является наиболее эффективной формой партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Метод проектов легко накладывается на работу по гармонизации партнерских отношений в детско-родственном сообществе.
Газеты
В газетах размещается разного рода информация: новости, сообщения, объявления. Из газет родители и все родственники дошкольников могут узнать о жизни детей в ДОУ, о мероприятиях, в которых они могут поучаствовать.
Работа по гармонизации детско-родственных отношений носит вариативный характер и может зависеть от задач ДОУ, направления работы педагогов ДОУ; запроса и особенностей семей воспитанников и др.
Литература
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.