Программа "Содружество"

Разделы: Работа с родителями


Актуальность

Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные институты в способности давать ребенку психологическую защищенность, эмоциональный комфорт, поддержку, безусловное, безоценочное принятие. В этом особое значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Эмоциональные связи родителей и детей укрепляют семью, стабилизируют ее. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Неблагополучие ребенка возникает там, где эти отношения дефицитны или искажены.

Зачастую детско-взрослые отношения искажены по причине того, что взрослые недостаточно осознают истинную ценность живого общения с ребенком, либо не умеют его организовать.

Исследования показали, что чаще всего с ребенком – дошкольником в семье играет и занимается женская «половина» семьи (бабушка, мама, сестра). Однако, дети изъявляют желание играть и общаться с отцами.

Безусловно, женщина в семье – это источник тепла, защиты, оберег ребенка, но именно с отцовской фигурой в семье, с активизацией ресурсов отцовского влияния на ребенка – как на мальчика, так и на девочку, связывается благополучное течение в семье процессов половой дифференциации и половой идентификации как важного компонента развития самосознания ребенка.

В современной семье наблюдается отделение молодой семьи от старшего поколения, равенство внутрисемейных отношений. Таким образом,  нарушается историческая ценность общения разных поколений в семейном микросоциуме.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Закон РФ «Об образовании», ст.18, гл.2).

В педагогике приоритетным является установление контакта с родителями дошкольников. Мы хотим обратить внимание на ценность привлечения к сотрудничеству и других близких родственников.

Нельзя забывать, что каждая семья индивидуальна: полные, неполные, проживающие со старшими родителями, имеющие разное количество детей и т.п.  В каждой семье складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи,  ребенка-дошкольника  с каждым членом семьи. Ребенок черпает определенный багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками. Каждая модель общения носит ценный характер, как для ребенка, так и для его родственника.

Таким образом, возникает проблема:

  • в работе с семьями дошкольников главным образом уделяется внимание работе с родителями;
  • отсутствие разработок по привлечению близких родственников к сотрудничеству с ДОУ.

Сущность: привлечение к сотрудничеству с детьми и педагогами близких родственников дошкольников;  организация партнерских детско-родственных связей посредством совместной деятельности  в ДОУ.

Целью работы по данному направлению является:

  • создать условия для гармонизации родственных отношений;
  • повысить педагогическую компетентность семей в организации детско-родственных  отношений;
  • сформировать у всех членов семьи элементарные умения организовать познавательную, творческую, игровую совместную деятельность с детьми.

Перед  ДОУ стоит ряд задач:

  • Изучить характер  родственных отношений в семьях воспитанников.
  • Дать возможность близким родственникам поделиться опытом взаимодействия с детьми и познакомить с оптимальными способами общения.
  • Мотивировать родственников на участие  и  по созданию условий  для совместной деятельности в ДОУ.
  • Корректировать проблемы в общении детей с  родственниками.
  • Определить эффективность работы по организации  детско-родственных  отношений.

Организация детско-родственного общения в ДОУ требует создания особых условий:

1. Условие  - организационное

  • Удовлетворение запросов, потребностей семей и детей;
  • Учет уровня  овладения навыками педагогического воздействия и умениями организовать общения с дошкольниками в семье;
  • Учет особенностей семьи, общения в ней.

2. Условие - партнерства

  • Сотрудничество родственников с педагогами ДОУ;
  • Участниками деятельности должны быть  родственники, дети, педагоги;
  • Партнерство должно быть субъект-субъектным (равное партнерство).

3. Условие – обогащения

  • Педагогов – знаниями и умениями организации партнерского детско-родственного  общения в ДОУ;
  • Родственники – знаниями и умениями организации партнерского детско-родственного  общения в семье, навыками передачи собственного опыта детям;
  • Дети – обогащение опыта, приобретение либо закрепление чувства защищенности, доверия к взрослым членам семьи.

Организация работы по гармонизации детско-родственных  отношений  в ДОУ может осуществляться в разнообразных направлениях детского развития посредством всех видов деятельности: игра, занятие, досуги и др.

Технология сотрудничества

Педагог является организатором  работы по гармонизации партнерских детско-родственных  отношений в совместной  деятельности и  осуществляет данный процесс  поэтапно:

  • Изучение  и анализ особенностей, запросов и потребностей семей воспитанников (состав семьи, жилищные условия, проблемы семейной педагогики); (приложение №  1)
  • Планирование работы гармонизации детско-родственных отношений; (приложение № 2)
  • Внедрение в педагогический процесс плана работы по гармонизации детско-родительских отношений.
  • Анализирует результаты деятельности.

Новизной и главной  особенностью является  – привлечение к сотрудничеству родственников воспитанников в педагогическом процессе ДОУ.
Мы определяем несколько моделей детско-родственного партнерства:

  • «Я и моя мама»;
  • «Папа – мой лучший друг»;
  • «Бабушкины заботы»;
  • «Я и мой дедушка»;
  • «Моя сестренка»;
  • «Мы с братом».

Формы работы

  • Участие в совместных специально организованных занятиях (работа в парах, в подгруппах) (приложение № 3)
  • Занятия по интересам.
  • Викторины
  • Конкурсы
  • Утренняя гимнастика
  • Мастерские
  • Встречи с умельцами («Бабушкин сундук», «Мамина кухня», «Моя сестра – художник» и т.п.)
  • Совместные театры
  • Спортивные соревнования
  • Создание альбомов, коллекций
  • Совместные проекты.
  • Газеты

Совместные специально организованные занятия

Педагог приглашает родственников воспитанников посетить занятие (желательно, чтобы присутствовали родственники каждого ребенка). Занятие организуется по итогам изучения запросов и потребностей родителей. Цели и задачи занятия должны решать как развитие знаний, умений и навыков детей, так и обогащение опыта родственников в организации общения с ребенком. Деятельность на занятии должна быть продумана так, чтобы практические задания выполнялись совместно (в парах, в подгруппах и др.) Педагог должен учитывать разные позиции ребенка в ходе занятия:

  • Ребенок – ученик;
  • Ребенок – партнер;
  • Ребенок – учитель.

Встречи с родственниками умельцами

На встречу можно пригласить родственников всех детей группы.

  • Педагог изучает интересы близких родственников детей.
  • Планирует работу по встрече с родственниками – умельцами.
  • Организует работу поэтапно:

    - Выставка работ. Предполагает создать мотивацию дошкольников к познанию.
    - Встреча с умельцем. Включает в себя: рассказ умельца об истории увлечения, его значения  в жизни умельца, об используемом материале и средствах, показ элементов деятельности.
    - Организация практикума с детьми и родственниками (дать элементарные представления о работе с инструментами и материалами).

По итогам встречи с умельцами можно организовать кружок, факультатив, мастерскую, студию и др.

Мастерская

Мастерская может возникнуть по итогам встречи с умельцами. Работа мастерских направлена на обучение детей и их родственников разнообразным практическим навыкам. Например, вязание на спицах, моделирование, вышивание, роспись и др.

Занятия по интересам

В группу приглашаются родственники. Деятельность организуется так, чтобы сформировались подгруппы по интересам, в которых должны обязательно присутствовать родственники и дети.

Викторины, конкурсы, досуги и др.

Данные мероприятия необходимо организовать так, чтобы дети взаимодействовали с родственниками.

Практикумы

Педагог организует разнообразную совместную деятельность детей и родственников так, чтобы дети и их партнеры получили и обогатили свой опыт по организации сотрудничества с детьми.

Например, совместные опыты и эксперименты, совместное составление сказок, рассказов, загадок, стихов; совместная художественная деятельность и др.

Совместные проекты

Проектный метод является одним из эффективных методов по привлечению к сотрудничеству семей воспитанников. Работа над проектами может осуществляться как в домашних условиях, так и в стенах ДОУ. Практика показала, что родители активно проявляют себя в работе проектов, выстраивают партнерские отношения с детьми. Совместная постановка целей и задач и их выполнение, организация совместной исследовательской, творческой деятельности, сбора материала.

Особое место в проектном методе отведено презентации, т.к. презентация является наиболее эффективной формой партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Метод проектов легко накладывается на работу по гармонизации партнерских отношений в детско-родственном сообществе.

Газеты

В газетах размещается разного рода  информация: новости, сообщения, объявления. Из газет родители и все родственники дошкольников могут узнать о жизни детей в ДОУ, о мероприятиях, в которых они могут поучаствовать.

Работа по гармонизации детско-родственных отношений носит вариативный характер и может зависеть от задач ДОУ, направления работы педагогов ДОУ; запроса и особенностей семей воспитанников и др.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.