Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м'], буква Мм"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: согласные звуки [м], [м’], буква М м

Цели: познакомить учащихся со звуками [м], [м’], буквой М м, развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки, магниты, магнитная доска, буквы и слоги, физическая карта России, кружки зеленого и синего цвета, картина «На Красной площади».

Ход урока

I. Организационный момент (сообщение цели и темы урока)

Сегодня на уроке познакомимся с новыми звуками и новой буквой, будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой, «побываем» в Москве.

  1. Как называется наша страна?
  2. Назовите главный город (столицу) России?
  3. На чем можно доехать до Москвы?

Мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Поедем с остановками. На каждой остановке нужно выполнить задание. До конца урока мы должны успеть «доехать» до Москвы и посмотреть достопримечательности. После путешествия вам будут вручены памятные «билеты» на поезд.

Поезд отправляется. Все заняли свои места.

Рисунок 1 (приложение 1).

II. Формирование знаний, умений, навыков

1 остановка - Знакомство со звуками [м], [м’]

(На доске – предметные картинки с изображением дома и цифры семь, под ними – схемы к этим словам.)

Звуко-буквенный анализ слов дом и семь.

Посмотрите, что нарисовано, на схему.
Произнесите слово – дом .
Сколько слогов?(1), так как 1 гласный звук.
схема последний звук произносим – [м].
Какой звук? Почему?
Работа со 2-ой схемой по аналогии.

Обобщение

[м] – согласный, звонкий, твердый;
[м’] – согласный, звонкий, мягкий.

2 остановка - Определение места звука [м] в словах, определение твердости – мягкости звуков.

Игра «Кто внимательный?»

Найди одинаковый звук в словах: мох, март, муравей, карман ([м])
Где находится звук? (В начале, в середине, в конце слова)

Игра «Твердый - мягкий»

(Если услышите в конце строки [м] – поднимите синий кружок, [м’] – зеленый кружок)

«На полу скребется мышка
Спит в берлоге бурый мишка
этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл

«Убежала в норку мышка.
Спать залег в берлоге мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл

3 остановка

Игра (слоги-звуки)

«Буду я сейчас водить,
Слово вслух произносить!
Слово нужно повторить
И на части разделить»

Произносим слова: метро, мама, мир.

Слоги, звуки который по счету звук [м], [м’]

С какими новыми звуками познакомились? какие? (согласные, звонкие, 1 – твердый, 2 – мягкий)

Физкультминутка.

Движения под музыку

4 остановка

Знакомство с буквой м.

Звуки [м], [м’] обозначаются одной буквой. А как она правильно называется – узнаете из стихотворения, которое прочитает вам …. (Ученик читает стихотворение о букве м)

«Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М».
В кассе букв найти букву м.

5 остановка - Чтение слогов с доски

«С кочки на кочку» (хором, темп убыстряется).

 

МО

 

МЕ

 

МЫ

МА

 

МИ

 

МУ

 

Прочитайте слоги с мягкими согласными, с твердыми согласными.

Чтение слов: метро, слово, Москва, строим, мир.

Учитель последовательно показывает, чтобы получились слова, дети читают губами, не произнося.

Ребенок, объяснивший значение слова, получает право прочитать вслух.

Физкультминутка.

6 остановка - работа с текстом учебника.

Текст «У нас урок»:

«- Вот, Рома, мел.
Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир.
Мы все написали: мама, Москва, мир.»

Чтение вслух рассказа по предложениям.

Чтение целиком.

Какой это урок? Что предложил учитель написать Роме? Что написали другие дети?
Можно назвать эти предложения текстом, рассказом? Почему? (Предложения между собой связаны)

III. Итог урока

Выполнили задания все.

С какими звуками познакомились?
Какие они?
Какой буквой обозначаем эти звуки?

Путешествие подошло к концу. И вот - перед нами Москва (картина «На Красной площади»).

Рисунок 2

Ученик читает стихотворение о Москве.

- Расскажут о Москве наши экскурсоводы (два ученика рассказывают о Москве, о Кремле, о Красной площади…)

Детям вручают памятные «билеты».

Список использованных источников

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 464 с.
  2. Горецкий В.Г. Русская азбука 1 класс/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестова. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2004. – 128 с.