Открытый урок в 3-м классе "Школа 2100"по окружающему миру "Россия - Родина моя"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить детей с Россией, природой России; с достопримечательностями, учить пользоваться  картой для получения новой информации.

Оборудование: карты физическая и политическая, иллюстрации памятников архитектуры, предметы русских народных промыслов,  герб, флаг,  портреты русских писателей.

1. Организационный момент.

Поприветствовать детей.

2. Повторение пройденного материала.

На уроках окружающего мира  вместе с тучкой путешественницей мы с вами побывали во многих странах. В начале урока мы повторим пройденное.

(У доски 2 ребёнка. 1. Составление таблицы. 2. Страна и флаги разобрать по карточкам.)

страна

столица

часть света

Германия
Франция
Великобритания
Канада
Китай
Италия
Япония
США
Индия
Египет

Берлин
Париж
Лондон
Оттава
Пекин
Рим
Токио
Вашингтон
Дели
Каир

Европа
Европа
Европа
Америка
Азия
Европа
Азия
Америка
Азия
Африка

 2 ребёнок.

Страна

Флаги

Германия
Франция
Великобритания
Канада
Китай
Италия
Япония
США
Индия
Египет

 

Игра «Слабое звено»

А мы пока поиграем в игру «Слабое звено».

  • Материк хоть и открыт Колумбом, но назван по имени того , кто первым сообразил, что это совсем не Индия ?( Америка)
  • Какое государство расположено по берега Нила? (Египет)
  • Континент на котором нет ни одного государства? (Антарктида)
  • Горы на западе Северной Америки?(Кордильеры)
  • Река в Южной Америке? (Амазонка)
  • Назовите самый большой город США?(Нью- Йорк)
  • Сколько звёзд на флаге США? (50)
  • Какое животное является священным в Индии? ( корова)
  • Континент, на котором только одно государство? (Австралия)
  • Континент, с пустыней Сахара? (Африка)
3. Сообщение
о теме урока.

- Вспомните, что называют страной или государством? (Это территория, которую занимает народ или народы , объединённые общей историей, культурой и языком. Каждая страна имеет своё правительство и законы. Главный город страны в которой заседает правительство называют - столицей).

Все страны замечательные , но самая лучшая страна для человека – это его Родина. Для нас это страна Россия. Это тема нашего сегодняшнего урока «Россия наша - Родина».

- Назовите столицу России?

4. Новая тема.

Название Россия появилось в XV веке. Европейцы чаще всего называли нашу страну «Московией». Так же использовались названия «Русия» и «Московское государство».

Столица Нашей Родины находится на Восточно - европейской равнине на одной самых больших равнин мира, где протекает множество рек, но самой длинной и равнинной рекой является Волга на побережье которой находится наш город. На Востоке лежат Уральские горы , самые древние горы по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Климат умеренный.

- Так в какой части мы живём? (В европейской.)

12 июня – день России, это праздник всего многонационального народа нашей страны, всех кто оберегает нашу землю и старается приумножить её богатства.

Численность населения более 145 мил. человек. Как их можно назвать одним словом? (Россия)

Всех людей живущих в нашей стране можно назвать россиянами, но национальности у них разные : русские, татары, башкиры и т.д. более 180 национальностей, народностей и разговаривают они на разных языках.

Например: «Моя Россия» слышится так:

На татарском языке - Минем Россия.
На чувашском языке - Манон Ращей.
На марийском языке - Мыйын Шочмо Элем.
На английском - Май Раш.

Страна наша имеет свои государстрственные символы, отличающие наше государство от других государств . Главные из них- это гимн, герб, флаг. (Дети рассказывают о каждом символе.)

Гимн- это торжественная песня Родины. Она прославляет народ страны . Его поют и слушают стоя.

Герб-эмблема государства, герб нынешней России двуглавый орёл, один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства и силы.

Флаг- современной России сочетание белого, синего и красного цветов. Белый- цвет чистоты, невинности, веры; синий- цвет неба, воды, означает мир небесный; красный цвет – силы , мужества, преданности.

5. Работа с учебником и картой стр. 26; стр. 44.

Много богатств подарила природа жителям России. В нашей стране сосредоточено большое количество полезных ископаемых.

- Какие полезные ископаемые добывают в нашей стране? (Работа по карте)
- Какие вещи изготавливает человек из этих природных богатств? (Работа по учебнику) соедини стрелками условные обозначения и вещи.

Физ. минутка  
 

«Россия, какое красивое слово! И роса , и сила и синее что-то» - так писал о России С. Есенин. (Портрет)

- Каких ещё писателей вы знаете? (Пушкин , Толстой, Тургенев и др.)

Русский народ складывал замечательные сказки про Ивана Царевича, Ивана - дурачка, Кощея Бессмертного.

- Как называются  эти сказки? (Запишите в учебнике).

6. Декоративно-прикладное искусство.

- Как вы понимаете пословицу « Мастер- золотые руки»?

Страна наша славилась и славится мастерами. О таких людях говорят: «Мастер - золотые руки» . На Руси издавна существовали центры народных промыслов, где народные мастера создают красивые предметы. Это село Хохлома в Нижегородской области (хохломская роспись по дереву); с. Жостово в Московской области (городецкая роспись). Так же славятся дымковская игрушка, глиняные свистульки, матрёшки.

7. Города.

Древние строители возвели замечательные города. Ими гордятся жители нашей страны. Множество туристов со всего мира приезжают полюбоваться Москвой, Петербургом и другими городами. Сейчас мы поговорим о Санкт -Петербурге.

Петербург был основан Петром I в 1703 году. Строительство  шло быстро. Тысячи мастеровых и крестьян трудились над его возведением . Первоначально город был деревянным и только потом позже появились каменные здания . Пётр I называл Петербург раем. Сейчас Петербург один из крупнейших русских городов , но и одно из красивейших европейских столиц.

- Что вы запомнили?

8. Письмо другу.

- А что бы вы показали друзьям из другой страны? (Заготовка на столах у детей.)

Я живу в России. Моя страна самая ____________________. В ней много _______________. В нашей стране принято встречать дорогих гостей______________. Приезжай юный друг не пожалеешь. (зачитываются)

9. Итог урока.

- О чём ты сегодня расскажешь своим родителям?
- Что тебе сегодня запомнилось?
- В какой части света находится Россия?

Выходит девочка переодетая в костюм ангела.

- Кто ты?
- Я ангел хранитель, я охраняю всех вас на этой священной земле которая называется Россия.

Рассказывает стихотворение.

Есть в России то, что Родины дороже,
Что делает её святынею для всех
Мы не страну в тебе боготворим Россия
Ты- больше, чем страна:
Ты –мир!
В тебе судьба всего Земного шара
Твоя дорога словно Млечный Путь!

У вас на столах голуби. Голубь- это символ мира, дружбы, благополучия. На изображении голубя напишите свои имена, загадайте желание и поместим наших голубей на глобус . Пусть каждый голубь символизирует дружбу не только в России но и во всём мире, во всех странах.

(Аудиозапись песни «Русь».)

Завершить сегодняшний урок мне хочется словами Афанасия Никитина: «Россия- да будет Богом хранима, Боже сохрани её , на свете нет страны подобной ей. Да будет русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».

Оценки.