Цель: Познакомить детей с Россией, природой России; с достопримечательностями, учить пользоваться картой для получения новой информации.
Оборудование: карты физическая и политическая, иллюстрации памятников архитектуры, предметы русских народных промыслов, герб, флаг, портреты русских писателей.
1. Организационный момент. |
Поприветствовать детей. |
||||||||||
2. Повторение пройденного материала. | На уроках окружающего мира вместе с тучкой путешественницей мы с вами побывали во многих странах. В начале урока мы повторим пройденное. (У доски 2 ребёнка. 1. Составление таблицы. 2. Страна и флаги разобрать по карточкам.)
2 ребёнок.
|
||||||||||
Игра «Слабое звено» | А мы пока поиграем в игру «Слабое звено».
|
||||||||||
3. Сообщение о теме урока. |
- Вспомните, что называют страной или государством? (Это территория, которую занимает народ или народы , объединённые общей историей, культурой и языком. Каждая страна имеет своё правительство и законы. Главный город страны в которой заседает правительство называют - столицей). Все страны замечательные , но самая лучшая страна для человека – это его Родина. Для нас это страна Россия. Это тема нашего сегодняшнего урока «Россия наша - Родина». - Назовите столицу России? |
||||||||||
4. Новая тема. | Название Россия появилось в XV веке. Европейцы чаще всего называли нашу страну «Московией». Так же использовались названия «Русия» и «Московское государство». Столица Нашей Родины находится на Восточно - европейской равнине на одной самых больших равнин мира, где протекает множество рек, но самой длинной и равнинной рекой является Волга на побережье которой находится наш город. На Востоке лежат Уральские горы , самые древние горы по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Климат умеренный. - Так в какой части мы живём? (В европейской.) 12 июня – день России, это праздник всего многонационального народа нашей страны, всех кто оберегает нашу землю и старается приумножить её богатства. Численность населения более 145 мил. человек. Как их можно назвать одним словом? (Россия) Всех людей живущих в нашей стране можно назвать россиянами, но национальности у них разные : русские, татары, башкиры и т.д. более 180 национальностей, народностей и разговаривают они на разных языках. Например: «Моя Россия» слышится так: На татарском языке - Минем Россия. Страна наша имеет свои государстрственные символы, отличающие наше государство от других государств . Главные из них- это гимн, герб, флаг. (Дети рассказывают о каждом символе.) Гимн- это торжественная песня Родины. Она прославляет народ страны . Его поют и слушают стоя. Герб-эмблема государства, герб нынешней России двуглавый орёл, один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства и силы. Флаг- современной России сочетание белого, синего и красного цветов. Белый- цвет чистоты, невинности, веры; синий- цвет неба, воды, означает мир небесный; красный цвет – силы , мужества, преданности. |
||||||||||
5. Работа с учебником и картой стр. 26; стр. 44. | Много богатств подарила природа жителям России. В нашей стране сосредоточено большое количество полезных ископаемых. - Какие полезные ископаемые добывают в нашей стране? (Работа по карте) |
||||||||||
Физ. минутка | |||||||||||
«Россия, какое красивое слово! И роса , и сила и синее что-то» - так писал о России С. Есенин. (Портрет) - Каких ещё писателей вы знаете? (Пушкин , Толстой, Тургенев и др.) Русский народ складывал замечательные сказки про Ивана Царевича, Ивана - дурачка, Кощея Бессмертного. - Как называются эти сказки? (Запишите в учебнике). |
|||||||||||
6. Декоративно-прикладное искусство. | - Как вы понимаете пословицу « Мастер- золотые руки»? Страна наша славилась и славится мастерами. О таких людях говорят: «Мастер - золотые руки» . На Руси издавна существовали центры народных промыслов, где народные мастера создают красивые предметы. Это село Хохлома в Нижегородской области (хохломская роспись по дереву); с. Жостово в Московской области (городецкая роспись). Так же славятся дымковская игрушка, глиняные свистульки, матрёшки. |
||||||||||
7. Города. | Древние строители возвели замечательные города. Ими гордятся жители нашей страны. Множество туристов со всего мира приезжают полюбоваться Москвой, Петербургом и другими городами. Сейчас мы поговорим о Санкт -Петербурге. Петербург был основан Петром I в 1703 году. Строительство шло быстро. Тысячи мастеровых и крестьян трудились над его возведением . Первоначально город был деревянным и только потом позже появились каменные здания . Пётр I называл Петербург раем. Сейчас Петербург один из крупнейших русских городов , но и одно из красивейших европейских столиц. - Что вы запомнили? |
||||||||||
8. Письмо другу. | - А что бы вы показали друзьям из другой страны? (Заготовка на столах у детей.) Я живу в России. Моя страна самая ____________________. В ней много _______________. В нашей стране принято встречать дорогих гостей______________. Приезжай юный друг не пожалеешь. (зачитываются) |
||||||||||
9. Итог урока. |
- О чём ты сегодня расскажешь своим родителям? Выходит девочка переодетая в костюм ангела. - Кто ты? Рассказывает стихотворение.
У вас на столах голуби. Голубь- это символ мира, дружбы, благополучия. На изображении голубя напишите свои имена, загадайте желание и поместим наших голубей на глобус . Пусть каждый голубь символизирует дружбу не только в России но и во всём мире, во всех странах. (Аудиозапись песни «Русь».) Завершить сегодняшний урок мне хочется словами Афанасия Никитина: «Россия- да будет Богом хранима, Боже сохрани её , на свете нет страны подобной ей. Да будет русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость». Оценки. |