Цель: подведение итогов внеклассной краеведческой работы и стимулирование учащихся к проектно-исследовательской деятельности систематизировать и обобщить внеклассную краеведческую работу.
Задачи:
- формировать у учащихся навыки исследовательской и проектной деятельности;
- развивать способности учащихся к познавательному поиску;
- развивать навыки самопрезентации публичного выступления;
- развивать у учащихся стремление к социализации получения знаний и опыта исследовательско - познавательной деятельности.
Оборудование:
- Карта Читинской области;
- Альбомы и исследовательские работы учащихся;
- Cтенгазеты с видами "природной сказки" и стихотворениями, сочиненными учащимися.
Ход конференции
Стихи читают учащиеся.
Край озер голубоглазых
Забайкальский дивный край
Солнца яркие веснушки
Хоть в ладошки собирай.
Горы к небу убегают
И зовут вдаль за собой
Край наш дивный и прекрасный
Забайкальский край родной.Про родное Забайкалье
Можем много рассказать
Ведь турист в пути, в походе
Должен все запоминать.
Учитель:
- Сегодня в нашем краеведческом клубе "Сибиряк" намечено заочное путешествие по красивейшим местам расположенным вблизи нашего города. Многие красоты находящиеся в пригороде Читы - охраняемые объекты государством. Почему?
- Появились национальные парки (Алханай), заказники - для охраны птиц и животных на определенной территории; биосферные заповедники (для редких и уникальных растений - Сохондинский и Даурский заповедники); памятники природы - уникальные объекты, созданные самой природой; лечебно-оздоровительные местности и курорты (Дарасун, Кука, Ямаровка, Молоковка). Забайкалье издавна славилось превосходными минеральными источниками и грязями.
(Стук в дверь)
Учитель:
- Интересно, кто это опоздал на наше занятие?
(Входит мальчик одетый по-походному, с рюкзаком и шапочке похожей на еловую шишку)
Мальчик:
- Я слышал, вы в путешествие собрались? И я с вами пойду.
Учитель:
- А ты кто такой?
Мальчик:
- А вы разве меня не узнали? Я все время нахожусь с вами, то в журнале "Сибирячок", то в походах за вами присматриваю, чтобы ничего не случилось. Я Сибирячок. Ох, и путешествовать люблю! Вот и сейчас с вами пойду. Так куда вы собрались? (Ответы детей). Смотрите, я и рюкзак собрал. Вот кружка, ложка, тарелка, фотоаппарат прихватил. Костерок люблю, а еще больше люблю красоту природную фотографировать. Ну что? Вперед!
Учитель: - Да, Сибирячок, пойдем вместе. И так первое место, куда мы с вами отправляемся - это место, где был заложен Читинский острог. Река Ингода. Об этом природном объекте нам расскажет Романенко Егор (выступление с исследовательской работой, см в приложении).
Мальчик:
- В ней как в никакой другой Забайкальской реке, сочетается стремительность и величавость, бескрайность степей и задумчивость леса, прозрачность голубой струи и пенистость скользящих волн, гранитные утесы, песчаные пляжи, темнота глубин, доходящих до 6м и пестрота каменистого мелководья. Берет начало в гольцах хребта Сохондо, течет в Северо-Восточном направлении до Читы, а потом меняет направление и течет к Онону, соединяет с ним свои воды и образует Шилку. Тунгусское название Ингоды - "Ингида", т.е. гольцовая река. Близ Читы с обеих сторон сжимается отрогами хребта Черского и превращается в быстрый горный поток, текущий в отвесных высоких берегах.
Сохатино - живописная местность в 6км от Читы. Ученики нашего класса побывали там. Об этом удивительном месте расскажет Дегтярук Людмила (выступление с исследовательской работой, см в приложении).
Мальчик:
- А я видел на скалах зеленые наросты, что это такое? Знаете ли вы, ребята? (Ответы ребят)
Учитель: - Действительно это лишайники. Своеобразные живые организмы.
Их в лесу много. Растут лишайники медленно. За один год вырастают на 1 - 8 мм, и растут на 3 - 5 см за 30 лет, а живут долго 80-100 лет. Они ничего не боятся, кроме загрязнений воздуха. При высоком содержании серы и других загрязняющих веществ в атмосфере они гибнут. На камнях, скалах лишайник называют накипной. А где еще мы видели лишайник? (На Кадалинских "Дворцах").
(Стихотворение читают учащиеся)
Кружев гор и долин
Не найти мне красивей
Здесь частица земли
Необъятной России.
Учитель: - Мы вступили на тропу общения с природой. Тропа проложена так, чтобы мы увидели красоты природы, зарядились положительными эмоциями. Кадалинские "Дворцы" - памятник природы. Рассказ Ковалевой Елены (выступление с исследовательской работой, см в приложении).
Мальчик: - И я там с вами побывал. Ох, и лазили мы по скалам, в ручье ноги измочили. А супчик?! Объедение. Вокруг красота! Запах! Не надышишься.
(Стихотворение читают учащиеся)
Кто знакомы с Читой много зим
много лет!
На восток ли поеду на запад -
Все мне будет казаться:
доносится в след
На багуле настоянный запах.
Физминутка:
Потянулись, вдохнули чудесный багуловый запах. Весной пахнуло.
Учитель: - Еще один памятник природы Смоленские скалы. О них расскажет Болъшухина Лера (выступление с исследовательской работой, см в приложении).
(Стихотворение читают учащиеся)
Горячие брызги весенних рассветов
На сопках, на кручах багул подожгли
И в город примчался взволнованный ветер
Принес ароматы земли.Нам приветливо шепчут березки,
Где степей разноцветная даль,
Где реки изумрудные блестки
Манят сердце в родимую даль.А за далью, синеющей далью
Снова реки, озера, поля...
Это наше с тобой Забайкалье
Это наша с тобою земля.
Учитель:
- У нас в гостях ученица 7А класса, которая побывала с одноклассниками в удивительном месте - месторождении слюды. Рассказ Путинцевой Марины.
Учитель:
- Сибирячок, расскажи, что обычно берешь с собой в поход?
Мальчик: - Я беру сухую обувь и носки, варежки если нужно, еду, питье и фотоаппарат.
Учитель: -А вот и не все ты берешь с собой. Вот, например, если тебе захочется очутиться в удивительном месте под названием Хээтей!
Мальчик: - А это где? И что мне там такое необычное понадобится?
Учитель: - Хээтей - это ледяная пещера. О ней нам расскажет Белоусов Илья.
Учитель: - Ну, Сибирячок, что еще с собой возьмешь?
Мальчик: - Я возьму специальное снаряжение, но один, ни за что не пойду, только дружной компанией.
(Песня)
Учитель: - Чудесен, красив, и до конца не изведан наш край Забайкалье.
Стихотворение ученицы 3А класса Коваленко Полины
Забайкалье, край родной
Милая сторонка!
Прошумел над Ингодой
Ветер песней звонкой
По весне цветет багул,
Розовое чудо,
Буду по лесу бродить
Любоваться буду
Я люблю тебя, мой край,
Сопки, леса, дали
Сердцу милая земля
Родное Забайкалье!
Учитель:
- Это стихотворение сочинила Коваленко Полина, ученица нашего класса. В конце нашего путешествия хотелось бы вручить грамоты учащимся за их исследовательские работы.