ТЕМА РАЗДЕЛА: Размножение.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
формирование валеологического мышления и самоорганизации учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
- видеофильм "Внутриутробное развитие человека",
- тексты для работы в группах,
- фотографии зародышей, грудных детей,
- музыка В.Моцарта "Реквием".
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение, актуализация ранее приобретённых знаний.
Вопросы для повторения:
- Назовите способы размножения (ответ на слайде №2)
- Вспомните особенности размножения у позвоночных животных. В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу (слайд №3).
- Объясните термины, понятия (слайд №4).
- Соотнесите правильный ответ с вопросом (слайд №5).
- Какие особенности строения яйцеклетки, сперматозоида связаны с выполняемыми ими функциями (слайд № 6)
- Назовите вторичные половые признаки у мальчиков, у девочек.
- Где расположены женские половые железы (яичники)?
- Где расположены мужские половые железы (семенники)?
Вывод: для развития зародыша необходимы две особи: женская и мужская.
III. Усвоение новых знаний и умений.
Создание мотивации учения.
Учитель:
Рождение и развитие живых существ изумляло человека во все времена. Но нам дано непосредственно наблюдать судьбу человека лишь после рождения. А до рождения? Что происходит в этот период?
Обучающиеся вместе с учителем формулируют тему занятия, определяют цель урока.
ТЕМА УРОКА: "Оплодотворение. Беременность"
Цели урока: углубить знания обучающихся об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть сущность оплодотворения, познакомить с понятием "беременность", выяснить гигиенические требования к беременной женщине.
Учитель:
"Ab ovo" - это латинское выражение в буквальном переводе означает "от яйца" (римляне когда- то начинали трапезу с яиц), а в переносном смысле - начать с начала.
- Как зарождается жизнь человека и животных, с чего начинается?
Предполагаемый ответ обучающихся:
Развитие любого многоклеточного животного начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом (слайды №7,8) Но, перед тем, как стать способными к оплодотворению, сами половые клетки проходят длительный путь превращений.
Работа в гомогенных группах.
Каждая пара получает один из двух предложенных текстов, по которому составляет опорную схему для работы в группе, используя слайды №6,8.
Текст 1.
В зрелом организме каждый месяц в одном из яичников под влиянием гормона гипофиза созревает один фолликул с будущей яйцеклеткой. В ядре каждой яйцеклетки, так и в ядре сперматозоида, находятся хромосомы - материальные носители наследственных признаков родителей. Но в отличие от других клеток тела человека в ядре половых клеток не 46, я 23 хромосомы.
Зрелый фолликул начинает выпячиваться с поверхности яичника, его наружная стенка истончается, к концу второй недели пузырёк лопается, и яйцеклетка выходит из фолликула. Этот процесс называется овуляцией. Незрелая яйцеклетка попадает через бахромчатую воронку в маточную трубу, где завершается её созревание. В течение 7 дней яйцеклетка продвигается по маточной трубе к матке.
Если оплодотворение яйцеклетки не произошло, слизистая матки отторгается, кусочки слизистой вместе с кровью вытекают во влагалище. Этот период - менструация - продолжается от 3 до 5 дней. Затем слизистая матки восстанавливается. Менструальный цикл повторяется каждый месяц. За этот период происходит созревание фолликула, овуляция, образование и прекращение выделения гормона жёлтым телом.
Текст 2.
У мужчин образование и выделение гамет - процесс непрерывный, начинающийся с наступлением половой зрелости и продолжающийся в течение всей жизни. Сперматозоиды образуются в семенниках. Процесс образования мужской гаметы занимает примерно 780 дней; на 1г веса яичка образуется 107 сперматозоидов в сутки.
Состав семенной жидкости мужчин очень сложный: кроме сперматозоидов в ней содержатся десятки компонентов: белковые соединения, углеводы, жиры, ферменты, витамины и др. Количество и состав семенной жидкости зависит от общего эмоционального и физического состояния мужчины, длительность полового воздержания, а также от питания.
(После работы над текстом организуется обмен информацией в группе по 4 человека. Один из учащихся рассказывает тему по опорной схеме, а второй - дополняет рассказ).
(Работа сопровождается слайдом № 6).
Одна из схем:
Учитель:
После оплодотворения наступает период внутриутробного развития.
Демонстрируется фрагмент видеофильма "Внутриутробное развитие человека".
Беседа по вопросам; в ходе которой учащиеся выясняют следующее:
Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением ребёнка.
Первым этапом эмбрионального периода развития человека является дробление, в ходе которого формируется морула.
На стадии морулы зародыш внедряется в слизистую стенку матки.
Затем идёт формирование двухслойного зародыша, а завершается формированием 3 зародышевых листков - эктодермы, мезодермы, энтодермы.
Ткани, органы, системы органов формируются на стадии органогенеза.
Питание будущего ребёнка с 12 недели развития принимает плацента, которая становится главной структурой, обеспечивающей обмен веществами между матерью и плодом.
С момента образования плаценты начинается плодный период внутриутробного развития.
Состояние женщины от оплодотворения яйцеклетки до рождения называют беременностью.
Учитель:
Здоровье будущего ребёнка зависит от образа жизни его матери (слайд №14).
Работа в группах (слайд № 10).
Предполагаемые ответы:
Первая группа:
Почему в рацион питания беременной женщины необходимо включать творог, сметану, яйца? (содержание кальция)
К каким последствиям могут привести простудные заболевания?
Вторая группа:
Внутриутробное развитие, двухслойный зародыш, эктодерма, мезодерма, энтодерма, фолликул, менструация.
Третья группа:
ПАВ пагубно влияют не только на организм будущей мамы, но и на плод. Возможно рождение детей с различной патологией: "волчья пасть", "заячья губа".
Валеолог. Один из учащихся заранее приготовил сообщение о пагубном влиянии никотина, на здоровье будущего ребёнка (Приложение 1).
Учитель ( на фоне отрывка из произведения В.Моцарта "Реквием"):
Всё, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля - кормилица, Родина - мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем.
Материнство - священный долг женщины. Отрицать материнство - отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме. Но к вашим словам благодарности мамам не могут присоединиться дети, которые не родились.
В руках у меня дневник неродившегося ребёнка.
"Дневник нерождённого ребёнка.
5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители ещё этого не знают, но я уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже всё определено, даже то, что я буду любить цветы.
19 октября. Некоторые говорят, что я ещё не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же, как маленькая крошка хлеба - всё же настоящий хлеб. Моя мама есть. И я есть.
23 октября. Мой рот уже открывается. Только подумайте, где - то через год я буду смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет - МАМА.
25 октября. Сегодня моё сердце начало биться само. С этих пор оно будет спокойно биться всю мою жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха. А через много лет оно устанет. Оно остановится, и я умру.
2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день. Мои руки и ноги начинают принимать форму. Но мне придётся ещё долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминых рук, прежде чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу.
11 ноября. На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно - какие они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал маме, что я живу здесь, под её сердцем, как она, наверное, счастлива! Ты счастлива, мама?
23 ноября. Мои мама и папа, наверное, думают, как меня назвать. Но они даже не знают, что я маленькая девочка. Я хочу, чтобы меня назвали Катя. Я уже становлюсь такой большой.
10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие, светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у мамы?
13 декабря. Я уже немного могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесёт меня в мир, он буде полон солнечного света и цветов. Но чего я хочу больше всего - это узнать мою маму. Какая ты, мама?
24 декабря. Интересно, моя мама слышит тихий стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир больными. Но моё сердце сильное и здоровое. Оно бьётся так ровно: тук - тук, тук - тук. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!
28 декабря. Сегодня моя мама убила меня!"
(неизвестный автор).
Аборты - это прерванная беременность, начиная с ранних её сроков вплоть до 28 недель.
Врач Пиуль Роквелл из Нью - Йорка так описывает аборт 8-недельного зародыша: "Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел, как в жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое существо мужского пола, зародыш был полностью сформирован. Кожа его была почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко различались артерии и вены. Младенец плавал со скоростью один круг в секунду, как настоящий пловец. Когда плацента разорвалась, микроскопический человек лишился жизни".
Будем считать, что наш разговор достиг своей цели, если в будущем вы, ребята, вспомните его.
IV. Контроль уровня овладения новым материалом.
Кроссворд (слайды № 15-26).
Контроль и оценка самоорганизации учащихся.
V. Домашнее задание.
Стр.182-185, задание "Проверь свои знания" стр186