ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:
- Атмосферные осадки,
- ливневые осадки,
- обложные осадки,
- моросящие осадки,
- морось,
- изморозь,
- крупа,
- иней,
- гололед,
- дождь,
- снег,
- град,
- роса,
- осадкомер.
СРЕДСТВА:
- программа по географии для общеобразовательных учреждений.
- начальный курс по географии,
- федеральный компонент государственного стандарта основного и общего (среднего)образования по географии,
- физическая карта полушарий,
- атлас -начальный курс география 6-й класс ФГУП "Омская картографическая фабрика",
- атлас Омской области,
- раздаточный материал,
- осадкомер,
- пуховое перышко,
- рабочая тетрадь
- " НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ" А.В.Шатных,
- учебник " Начальный курс географии" Т.П Герасимовой , Н.П Неклюковой,
- домашний кинотеатр,
- фрагмент мультфильм (диски)Капитошка.
ЦЕЛИ :
- воспитание взаимоуважения друг к другу,
- способность к самоопределению,
- самооценке,
- сформирование причин возникновения различных осадков,
- расширение и углубление знания об атмосферных осадках,
- продолжить умение работать с картами;
- научить детей анализировать диаграммы и таблицы.
УМЕНИЯ:
1.специальные:
- объяснять образование атмосферных осадков,
- описывать виды атмосферных осадков,
- определять количество осадков по диаграммам,
- осадкомер,
- называть основные виды атмосферных осадков и определять их.
2.общеучебные:
- объяснять опорные понятия,
- самостоятельно работать,
- анализировать,
- работать практически с атласами
МПС:
- литература,
- математика
ВПС:
- природоведение
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
к уроку географии в 6-классе по теме: "Атмосфера", урок № 7
№ Учебного элемента |
Учебный материал с указанием задания | рекомендации по выполнению знаний, оценка |
УЭ-0 | Воспитание взаимоуважения друг к другу, способность к самоопределению, самооценке; сформировать причины возникновения различных осадков, расширить и углубить знания об атмосферных осадках, продолжить умение работать с картами; научить детей анализировать диаграммы и таблицы | Внимательно прочитайте задачи урока |
УЭ-1 | цель: установление правильности и
осознанности выполнения д./задания
корректировка Задание на знание понятий №1: Что такое конденсация, абсолютная влажность, относительная влажность, туман. Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей №2:
|
Зад№1 устно. Зад№2
|
УЭ-2 | Цель: Обеспечение мотивации и
актуальности опорных знаний и умений. Демонстрация фрагмента из мультфильма : Капитошка .После просмотра беседа по вопросам. |
Понаблюдайте и ответьте на вопросы. Запишите число и тему урока |
УЭ-3 | Цель: Восприятие ,осмысление первичное
запоминание и способы действия - Демонстрация опыта с пуховым перышком ( бросить перышко и снизу дуть на него)Что происходит с перышком? А теперь представьте , что это капля воды Какой возникает ответ? А в каком случае перо (капля) упадет на землю? (если представим что их много, что они делают ?Скажите а только дождь выпадает из облаков? А как эти явления можно назвать? Понятие атмосферные осадки ( самостоятельная работа в парах) -классификация атмосферных осадков Сделаете следующую запись : "Типы осадков в нашей местности по сезонам" Заполните ее (работа по цепочке) сезон года
тип осадков
работа с учебником ( причины ,влияющие на количество осадков) Заполните таблицу ( ответ должен быть кратким , заключаться в одном предложении).-самостоятельная работа в парах главные причины образования осадков причины влияющие на количество выпавших осадков |
Подумайте и предложите свой вариант
определения "атмосферные осадки" ответ сверти
на стр.125 учебника . Виды атмосферных осадков по характеру выпадения ,виды осадков (по сезонам года), виды осадков (по высоте образования, атмосферные осадки по характеру выпадения, по происхождению. Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125. Для заполнения таблицы используйте материал учебника стр.127. по происхождению атмосферных осадков работаем с атласом Начальный курс-6 класс ФГУП "омская картографическая фабрика" стр.28 |
УЭ-4 | Цель: Установление
правильности и осознанности усвоения нового
материала. Коррекция. Обеспечение усвоение новых
знаний . практическая работа : определить количество осадков и построить диаграмму по Омской области. Выполнение заданий по рабочей тетради. |
по атласам Омской области (стр. 22-29) и
рабочим тетрадям : (начальный курс географии)
А.В.Шатных задание 3-5 стр. 71-73 |
УЭ-5 | Цель: Выявление качества и
уровня овладения и способами действий Игра "третий лишний" :
|
Просмотрите инструктивную карту. Определите все ли вы учебные элементы проработали и освоили . Если нет , то подойдите к учителю с вопросами. |
УЭ-6 | Цель: анализ и оценка
успешности достижения цели. Обобщающая беседа, систематизация знаний по теме урока, оценочная шкала |
Систематизируй знания и оцени их |
УЭ-7 | П.№41 стр. 124-127,задание 3-4 стр.127 сообщение
-Живые -барометры, -Погода , ее элементы., -Влияние
человека на погоду. Составьте кластер Для
составления кластера используйте учебный
материал и материал учебника стр124-125. (по характеру выпадения различают : ливневые осадки (они интенсивны, непродолжительны, захватывают небольшую территорию);обложные осадки ( средней интенсивности, равномерные, длительные, захватывают большие площади);моросящие осадки (мелкокапельные, как бы взвешенные в воздухе, дают мало осадков).Характер выпадения очень важен . От него зависит , сбегают ли воды по поверхности, размывая почвы, или же просачиваются в грунт и пополняют запасы подземных вод .По происхождению атмосферные осадки различают .Конвективные осадки характерны для жаркого пояса, где сильный нагрев и испарение, но летом нередки и в умеренном поясе. У нас в России есть такие осадки .Фронтальные осадки образуются при встрече двух воздушных масс с разной температурой и иными физическими свойствами, выпадают из более теплого воздуха, образующего циклонические вихри. типичны для умеренного и холодного пояса. . У нас в России есть такие осадки. Орографические осадки в падают на наветренные склоны гор , особенно высоких. Они обильные, если воздух идет со стороны теплого моря и обладает абсолютной и относительной влажностью. У нас в России есть такие осадки Морось- жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоит из очень мелких капель. которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Они падают с малой скоростью ,что кажутся висящими в воздухе. Снег- твердые осадки, выпадают в виде ледяных кристаллов. в холодное время года. Град- твердые ледяные частицы круглой формы диаметром 15-20 см. ,выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков. Крупа -твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяных (снежная или ледяная крупа)Роса капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи. Иней -тонкий слой ледяных кристаллов. осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы ,травы., предметов .Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной. Изморось-отложение льда в виде кристалликов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду .Гололед-отложение плотного слоя льда на ветвях, проводах столбах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана. Образуется при температуре от 0 до -30 С вблизи земной поверхности .Не путайте с гололедицей (скользкой дорогой) |
Параграф и задание к нему обязательно
для всех, сообщение по желанию Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125 |
Определить виды атмосферных осадков по тексту
-Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.
К.Г.Паустовский
- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес,
то на полях в траве видны алмазы.
Л.Н.Толстой
-Грянул гром нежданно, наобум-
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
С.Я Маршак
-И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои серебристые узоры.
Е.А.Баратынский
-Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
С.Я. Маршак
- Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух , лежу я на полях.
Как алмаз блещу при солнечных лучах
-Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет:
- Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.