Информационные технологии на уроках географии "Атмосферные осадки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:

  • Атмосферные осадки,
  • ливневые осадки,
  • обложные осадки,
  • моросящие осадки,
  • морось,
  • изморозь,
  • крупа,
  • иней,
  • гололед,
  • дождь,
  • снег,
  • град,
  • роса,
  • осадкомер.

СРЕДСТВА:

  • программа по географии для общеобразовательных учреждений.
  • начальный курс по географии,
  • федеральный компонент государственного стандарта основного и общего (среднего)образования по географии,
  • физическая карта полушарий,
  • атлас -начальный курс география 6-й класс ФГУП "Омская картографическая фабрика",
  • атлас Омской области,
  • раздаточный материал,
  • осадкомер,
  • пуховое перышко,
  • рабочая тетрадь
  • " НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ" А.В.Шатных,
  • учебник " Начальный курс географии" Т.П Герасимовой , Н.П Неклюковой,
  • домашний кинотеатр,
  • фрагмент мультфильм (диски)Капитошка.

ЦЕЛИ :

  • воспитание взаимоуважения друг к другу,
  • способность к самоопределению,
  • самооценке,
  • сформирование причин возникновения различных осадков,
  • расширение и углубление знания об атмосферных осадках,
  • продолжить умение работать с картами;
  • научить детей анализировать диаграммы и таблицы.

УМЕНИЯ:

1.специальные:

  • объяснять образование атмосферных осадков,
  • описывать виды атмосферных осадков,
  • определять количество осадков по диаграммам,
  • осадкомер,
  • называть основные виды атмосферных осадков и определять их.

2.общеучебные:

  • объяснять опорные понятия,
  • самостоятельно работать,
  • анализировать,
  • работать практически с атласами

МПС:

  • литература,
  • математика

ВПС:

  • природоведение

Ведение урока

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

к уроку географии в 6-классе по теме: "Атмосфера", урок № 7

Учебного элемента

Учебный материал с указанием задания рекомендации по выполнению знаний, оценка
УЭ-0 Воспитание взаимоуважения друг к другу, способность к самоопределению, самооценке; сформировать причины возникновения различных осадков, расширить и углубить знания об атмосферных осадках, продолжить умение работать с картами; научить детей анализировать диаграммы и таблицы Внимательно прочитайте задачи урока
УЭ-1 цель: установление правильности и осознанности выполнения д./задания корректировка

Задание на знание понятий №1: Что такое конденсация, абсолютная влажность, относительная влажность, туман.

Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей №2:

  • а)-Может ли содержаться в воздухе, температура которого 200С, 20 г воды?
  • б)- В первом пункте наблюдения в 1м3воздуха содержится 12 г воды. В каком пункте воздух более сухой?
  • в)-Почему летом лужи, оставшиеся после дождя ,высыхают очень быстро, а осенью медленно, хотя воды в них может быть одинаковое количество?
  • г)-Что произойдет , если в теплое помещение вносят хранящейся на холоде предмет , например, банку.
  • д)-Почему роса появляется в предутренние часы?
Зад№1 устно.

Зад№2

  • -а)воспользоваться рис 77 стр. 121 учебника
  • б) устно
  • в) устно
  • г )устно
  • д )устно
УЭ-2 Цель: Обеспечение мотивации и актуальности опорных знаний и умений.

Демонстрация фрагмента из мультфильма : Капитошка .После просмотра беседа по вопросам.

Понаблюдайте и ответьте на вопросы. Запишите число и тему урока
УЭ-3 Цель: Восприятие ,осмысление первичное запоминание и способы действия

- Демонстрация опыта с пуховым перышком ( бросить перышко и снизу дуть на него)Что происходит с перышком? А теперь представьте , что это капля воды Какой возникает ответ? А в каком случае перо (капля) упадет на землю? (если представим что их много, что они делают ?Скажите а только дождь выпадает из облаков? А как эти явления можно назвать? Понятие атмосферные осадки

( самостоятельная работа в парах)

-классификация атмосферных осадков Сделаете следующую запись : "Типы осадков в нашей местности по сезонам" Заполните ее (работа по цепочке)

сезон года

  • зима
  • весна
  • лето
  • осень

тип осадков

  • -измерение количества осадков:
  • осадкомер и его строение,
  • время измерения,
  • измерение количества осадков,
  • от чего зависит количество осадков? (рассказ учителя),

работа с учебником ( причины ,влияющие на количество осадков)

Заполните таблицу ( ответ должен быть кратким , заключаться в одном предложении).-самостоятельная работа в парах

главные причины образования осадков

причины влияющие на количество выпавших осадков

Подумайте и предложите свой вариант определения "атмосферные осадки" ответ сверти на стр.125 учебника

. Виды атмосферных осадков по характеру выпадения ,виды осадков (по сезонам года), виды осадков (по высоте образования, атмосферные осадки по характеру выпадения, по происхождению. Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125.

Для заполнения таблицы используйте материал учебника стр.127.

по происхождению атмосферных осадков работаем с атласом Начальный курс-6 класс ФГУП "омская картографическая фабрика" стр.28

УЭ-4 Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Коррекция. Обеспечение усвоение новых знаний .

практическая работа : определить количество осадков и построить диаграмму по Омской области. Выполнение заданий по рабочей тетради.

по атласам Омской области (стр. 22-29) и рабочим тетрадям : (начальный курс географии) А.В.Шатных

задание 3-5 стр. 71-73

УЭ-5 Цель: Выявление качества и уровня овладения и способами действий

Игра "третий лишний" :

  • А) снег, град, дождь; (дождь- жидкие ,град и снег твердые
  • Б) роса, дождь, снег; (роса -на предметах земли, дождь и снег- облака
  • В) туман, иней , дождь.(иней- близь земли, дождь- из облаков)
  • Г) дождь, снег, град ; (снег -лишний т.к.дождь и град -летние осадки
  • Д) иней, крупа, роса; (роса-вода, крупа, иней- со льдом)
  • Е) иней, крупа, роса.(крупа-облака, иней, роса-близь земли)
Просмотрите инструктивную карту. Определите все ли вы учебные элементы проработали и освоили . Если нет , то подойдите к учителю с вопросами.
УЭ-6 Цель: анализ и оценка успешности достижения цели.

Обобщающая беседа, систематизация знаний по теме урока, оценочная шкала

Систематизируй знания и оцени их
УЭ-7 П.№41 стр. 124-127,задание 3-4 стр.127 сообщение -Живые -барометры, -Погода , ее элементы., -Влияние человека на погоду. Составьте кластер Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125.

(по характеру выпадения различают : ливневые осадки (они интенсивны, непродолжительны, захватывают небольшую территорию);обложные осадки ( средней интенсивности, равномерные, длительные, захватывают большие площади);моросящие осадки (мелкокапельные, как бы взвешенные в воздухе, дают мало осадков).Характер выпадения очень важен . От него зависит , сбегают ли воды по поверхности, размывая почвы, или же просачиваются в грунт и пополняют запасы подземных вод .По происхождению атмосферные осадки различают .Конвективные осадки характерны для жаркого пояса, где сильный нагрев и испарение, но летом нередки и в умеренном поясе. У нас в России есть такие осадки .Фронтальные осадки образуются при встрече двух воздушных масс с разной температурой и иными физическими свойствами, выпадают из более теплого воздуха, образующего циклонические вихри. типичны для умеренного и холодного пояса. . У нас в России есть такие осадки. Орографические осадки в падают на наветренные склоны гор , особенно высоких. Они обильные, если воздух идет со стороны теплого моря и обладает абсолютной и относительной влажностью. У нас в России есть такие осадки Морось- жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоит из очень мелких капель. которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Они падают с малой скоростью ,что кажутся висящими в воздухе. Снег- твердые осадки, выпадают в виде ледяных кристаллов. в холодное время года. Град- твердые ледяные частицы круглой формы диаметром 15-20 см. ,выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков. Крупа -твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяных (снежная или ледяная крупа)Роса капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи. Иней -тонкий слой ледяных кристаллов. осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы ,травы., предметов .Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной. Изморось-отложение льда в виде кристалликов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду .Гололед-отложение плотного слоя льда на ветвях, проводах столбах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана. Образуется при температуре от 0 до -30 С вблизи земной поверхности .Не путайте с гололедицей (скользкой дорогой)

Параграф и задание к нему обязательно для всех, сообщение по желанию

Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125

Определить виды атмосферных осадков по тексту

-Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.

К.Г.Паустовский

- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес,
то на полях в траве видны алмазы.

Л.Н.Толстой

-Грянул гром нежданно, наобум-
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.

С.Я Маршак

-И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои серебристые узоры.

Е.А.Баратынский

-Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.

С.Я. Маршак

- Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух , лежу я на полях.
Как алмаз блещу при солнечных лучах

-Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет:

- Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.

Виды атмосферных осадков

Приложение