Сложение и вычитание в пределах 10-ти. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о составе чисел в пределах первого десятка.

Задачи:

  1. Дидактические: формировать навык выполнения сложения и вычитания в пределах 10; составление и решение задач по рисунку; составление числовых выражений, соотнесение их с предметным множеством (плоских геометрических фигур); повторение соотношения между частью и целым.
  2. Развивающие: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации); развитие внимания; развитие речи учащихся.
  3. Воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, взаимного уважения.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: набор геометрических фигур, таблица «Весёлый счёт», карточки с примерами, рисунки к задачам, предметные картинки.
  2. Раздаточный материал: лист с заданиями к уроку (заготовка точек, числовые выражения, алгоритм), конверты с геометрическим материалом; счётный материал.

Ход урока.

(время работы 40 мин).

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

2. Устный счет.

- Счёт чисел от 1 до 10, от 10 до 1, таблица «Весёлый счёт».

- Работа со счётным материалом (каждый ученик работает самостоятельно):

Найдите сумму чисел 6 и 3

9 уменьшить на 3

Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Найдите сумму.

Из 10 вычесть 2.

8 - это 3 и сколько?

3. Введение в тему.

На доске числа 96785. Прочитайте их.

Поставьте их в порядке возрастания. Если вы, верно, расставили все числа, то, перевернув их, сможете прочитать слово.

Что такое почта? (Ответы детей)

Почта - это один из видов общего пользования, который обеспечивает передачу и приём сообщений. Кто получает и разносит почту?

Работа почтальона очень трудна. В любую погоду ему приходится разносить почту, поднимаясь на этажи с тяжёлой сумкой. Давайте сегодня постараемся лучше узнать не только о его работе, но и научимся лучше считать. Сегодня у нас на уроке гость. Узнали его? (На доске рисунок почтальона Печкина).

Почтальон Печкин хочет нам предложить задания, и если мы их все выполним, то получим приз от него.

4. Задание тестового характера.

Помогите почтальону отыскать номер дома. Для этого нужно решить примеры, записанные на конвертах и соединить стрелкой с нужным номером дома. Поработаем почтальонами.

Класс работает самостоятельно на листочках, один ученик у доски.

 

Проверка. Итог.

5. Развитие логического мышления. Комплексное развивающее упражнение.

ЗАГАДКА.

Очень к вам хотела,
Ехала, летела,
По морю плыла,
Наконец, пришла. Что это?
(Открытка)

Для чего нужны открытки?

Наша открытка, которую составил почтальон Печкин, непростая.

Что на ней изображено? (Геометрические фигуры)

Рассмотрите внимательно эти фигуры. Назовите их. Сколько всего? По каким признакам можно разделить эти фигуры?

(По форме, размеру, цвету)

К какому из этих признаков соответствуют эти выражения? Докажите.

Найдите суммы данных выражений, читая каждое равенство новым способом.

Что заметили интересного? К каждому примеру на сложение составьте примеры на вычитание.

форма 5 + 1 = 6 6-1=5 6-5 = 1
размер 4 + 2 = 6 6-4 = 2 6-2 = 4
цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3

Итог.

6. Работа в парах.

(На каждой парте лежат конверты, а в них листочки и геометрические фигуры

из цветной бумаги, клей)

Составьте свою открытку из геометрических фигур. (дети наклеивают на листочки геометрические фигуры в любом порядке )

Куда их нужно опустить, чтобы они попали к почтальону? Отгадайте загадку.

ЗАГАДКА.

На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
(Почтовый ящик)

Дети опускают открытки в почтовый ящик (почтовый ящик на доске).

ФИЗМИНУТКА.

Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти.
Оно пробежит, пролетит, проплывёт.
Тысячи вёрст пути.

7. Составление задач по рисунку-схеме (линейный алгоритм)

К нам на урок почтальон Печкин доставил письмо, написанное на математическом языке. Это рисунок-схема к задаче.

 

Составление задач детьми про марки.

Составление обратной задачи.

Запись на доске и на листочках. Решение задач.

Итог.

8. Неравенства.

Люди посылают друг другу не только письма и открытки, но и посылки и бандероли.

Подумайте и ответьте, что тяжелее и почему, если посылка весит 6 кг, а бандероль 4 кг.

(Ответы детей.)

Какие неравенства можно составить? 

Вскрывать нельзя чужие посылки, но можно посмотреть через волшебный телевизор, что там лежит.

Какие вещи видите в посылке?

Как всё это можно назвать, одним словом? (Игрушки)

Какой предмет лишний и почему? (Конверт)

Обоснуйте свой ответ.

Выполните задание на листочках. По линейке соедините точки прямыми линиями.

Что получилось? (Письмо)

 

9. Итог урока.

Что сегодня повторили на уроке? (ответы детей)

На уроке вы работали дружно, организованно, показали, что учебный материал в целом вами усвоен.

Почтальон Печкин дарит всем открытки.

Спасибо всем за урок.