Цели:
- Ознакомить с приемом умножения двузначных чисел на однозначное;
- Закреплять умение решать составные задачи;
- Развивать логическое мышление и внимание учащихся в устном счете;
- Воспитывать коллективистские качества взаимопомощи и самостоятельности в работе в группах и индивидуально на уроке.
Оборудование:
Таблицы для устного счёта, учебник математики («Математика» (ч.II.) авт. М.И.Моро, М.А.Бантова и др.), формулы – таблицы свойств умножения.
Оргмомент:
Запись числа, классной работы учащимися в тетрадях.
1.Устный счет.
а) Работа в группах. Решение выражений и нахождение «ключевых» слов ответов.
б)Проверка.
№1 группа
90:30=3(с)
11х7=77(к)
80:4=20 (о)
100:20=5(б)
100-23=77(к)
2х40=80(и)
Ответ: «скобки»
№2 группа
3х9 =27(ц)
82-70=12(и)
5х3=15(ф)
80-43=37(р)
18+7=25(а)
+ |
2 |
5 |
7 |
2 |
Е |
А |
Ц |
3 |
Н |
Т |
Р |
1 |
И |
Ф |
м |
Ответ: «цифра»
№ 3 группа
90: 10=9 (д)
100:10= 10(р)
9х9=81(о)
38+17=56(б)
27+22=49(и)
49 |
11 |
9 |
56 |
30 |
10 |
24 |
81 |
И |
С |
Д |
Б |
Е |
Р |
В |
О |
Ответ: «дроби»
№ 4 группа
100:20=5(с)
80:8=10(у)
91-84=7(м)
70:10=7(м)
90:30=3(а)
Ответ: «сумма»
№ 5 группа
70-35=35(м)
60-26=34(и)
6х4=24(н)
15:1=15(у)
19+6=25(с)
+ |
4 |
5 |
6 |
1 |
К |
У |
Е |
2 |
Н |
С |
О |
3 |
И |
М |
А |
Ответ: «минус»
№6 группа
64:8=8(ч)
60:6=10(и)
9+17=28(с)
54-27=27(л)
4х4=16(о)
Ответ: «число»
2. Сообщение учителем темы урока.
Запись темы учащимися в тетрадь.
Прием умножения для случаев вида 23х4 и 4х23
3. Подготовка к новому материалу.
На доске записаны выражения : 3х25; 25х3; 40х2;20х5;18х4;4х18
- устно группируйте эти выражения в столбики и обоснуйте свой ответ.
Выслушивание вариантов группировки детей в столбики.
а) 40х2; 20х5 – умножение двузначного числа на однозначное, где двузначное число ( и в ответе) – заканчиваются «0).
б) 25х3; 18х4 – попробуйте умножить двузначное число на однозначное самостоятельно в тетрадях.
Проверка: Как вы рассуждали, умножая это выражение?
Д. - Заменяем первый множитель суммой разрядных слагаемых;
- Прочитываем это выражение (умножение суммы на число);
- Вычисляем. Умножаем каждое слагаемое на число и полученные результаты складываем.
У. – Какое свойство умножения применили?
(распределительное (а+в)х2=ах2+вх2)
Запись на доске учителем (с комментарием ученика) выражения 25х3=(20+5)х3=20х3+5х3=60+15=75
Второе выражение записывает на доске учитель (с комментирование устным)18х4=(10+8)х4=10х4+8х4=40+32=72
в) выведение этапов решения (алгоритма) нового вида умножения (двузначного числа на однозначное)
Алгоритм решения:
- Заменяем…
- Прочитываем…
- Вычисляем…
г) 3х25; 4х18 умножение однозначного числа на двузначное число.
- Что можно сказать об этих выражениях?
Самостоятельное решение выражений. Проверка.
У. – Ответы выражений второго и третьего столбика одинаковы, т.к. используются переместительное свойство умножения (ахв=вха)
Запись выражений (на доске) с устным комментарием и опорой на алгоритм решения.
3х25=3х(20+5)=3х20+3х5=75 – учителем
4х18=4х(10+8)=4х10+4х8=72 – учащимся
У. –-Заменяем второй множитель суммой разрядных слагаемых.
- Прочитываем полученное выражение (умножение числа на сумму).
- Вычисляем. Умножаем число на каждое слагаемое и результаты складываем.
4. Физкультминутка.
А. как мы будем умножать 23х4? 4х23?
Н. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику (стр.7,II часть) - №
- Как в учебнике умножали 23х4 и 4х23?
а) чтение образца рассуждения учащимися.
б) пр.№1 стр.7. Самостоятельная работа по вариантам
I вариант – 1 строчка
II вариант – 2 строчка
Проверка с устным объяснением выражений.
26х2 24х4 18х3 5х17 4х25
5х16 13х3 2х45 26х3 28х3
5. Решение составных задач
а) з.№2 стр7
Составление (на доске) краткой записи к задаче (коллективное) с детьми.
Книг 32 кг. по 8 кг. -? п одинаково
Фруктов ? по 6 кг.- ? п
- Что известно по условию задачи?
- Какой главный вопрос?
- В чём особенность задачи? ( посылок с фруктами и с книгами) « столь же» т.е. одинаково)
б) Самостоятельное решение задачи (по выбору) по действиям и выражениям. Двое учащихся решают на (закрытой) доске.
в) Проверка
С./р. 6х(32:8)=24 (кг)
6. Работа по учебнику .Дифференцированное задание : пр.6стр.7
а)* вычислите выражения, где ответом является однозначное число;
б)** вычислите выражения, где содержится арифметический знак деления;
в)*** вычислите те выражения, где ответы в вычислениях заканчиваются на «0».
д) проверка
*90:30=3 *** и ** 7х8-42:7=50 36:4+27=36 ***(20+30)х2=100
*100:20=5 9х9-х3=54 50-21:3=43 *** (20+30х2=80
-Какое выражение не попало в наши задания? (9х9-9х3) Почему?
е) Работа по карточкам 3-х учащихся.
7. Домашнее задание.
Пр.5, з.4 стр.7.
8. Итог урока.
- С каким случаем (приемом) умножения познакомиться на уроке?
- Где этот приём умножения можно использовать, применять? (в жизни- в счёте, в решении задач и примеров на уроке)
- В чём состоит алгоритм (этапы) решения этого приёма умножения?
- Какие свойства умножения использовали на уроке?
- Что запомнилось вам на уроке математики сегодня? Какой именно вид работы на уроке?