Цели урока:
- Закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10, умение решать задачи изученных видов и сравнивать выражения.
- Развивать технику счета.
- Использовать на уроке межпредметные связи.
- Прививать интерес к математике.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
– Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной, познавательной деятельности. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным и увлекательным. С этой целью мы и проведем сегодня математическое занятие в виде “Путешествия по сказкам”.
Рис. 1
– Наше путешествие мы совершим на “ковре-самолете” и постараемся сделать его увлекательным и интересным.
II. Организационный момент
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь
За работу я возьмусь!
(Дети пишут число и Классная работа.)
– Занимаем места на “ковре-самолете”. Садитесь поудобнее, возьмите в руки волшебные палочки (ручки) и скажите волшебные слова: “Крибле-крабле-бумс!”
III. Постановка цели перед учащимися
– Вот уже перед нами “Сказочное королевство”. Слушайте внимательно “Указ короля”: “Повелеваю в моем сказочном математическом королевстве всем королевам и королевичам из 1-го класса выполнить все мои задания по закреплению изученного материала. Награда: звезды с небес”.
IV. “Математическая рыбалка”
(Работа у доски.)
– Жил старик со своею старухой у самого синего моря... Какая это сказка? Кто ее автор?
Дети отвечают.
– А теперь нам надо поймать “золотую рыбку”.
Рис. 2
– Начинаем “Математическую рыбалку”. Какие рыбки золотые? И почему?
– С ответом “3”, потому что старик 3 раза ходил к морю, 3 раза забрасывал невод.
(Если ответ прозвучал правильно – ребенок поймал рыбку, а если нет – она уплыла.)
V. “Час занимательной математики”
(Устный счет. Дети показывают цифры.)
– Наш “Ковер – самолет” продолжает полет и пролетает над домом “Кота Леопольда”.
Рис. 3 | Рис. 4 | Рис. 5 |
– Кот Леопольд расположился в кресле и смотрит свою любимую передачу “Час занимательной математики”.
Но зловредные мыши “Серый” и “Белый” влезли на крышу и раскачивают антенну, создавая помехи на экране телевизора.
Давайте поможем ему выполнить все задания из его любимой передачи.
Математический диктант.
- Покажите самое маленькое однозначное число.
- Самое большое однозначное число.
- Число, которое стоит за числом 7, за числом 9.
- Число, которое стоит перед числом 4, перед числом 8.
- Число, которое стоит между числами 5 и 7, 8 и 10.
- Я задумала число, оно на 3 единицы больше 6; на 4 единицы больше 5; на 2 единицыменьше 9; на три единицы меньше 7.
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найдите сумму.
- Первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же. Чему будет равна сумма?
– Молодцы ребята! Зловредные мыши успокоились, а кот Леопольд благодарит всех Вас за помощь и говорит: “Ребята! Давайте жить дружно!”
VI. “Математическая эстафета”
– Ну что, ребята, полетели дальше! Мы пролетаем над рекой. Ой, смотрите, кто это там рыбу поймал? Какая это рыба?
Рис. 6
– Как вы думаете, что он щуке говорит?
– По щучьему веленью,
По моему хотению,
Марш, ведра, домой сами!
– Как вы думаете, послушались ли ведра Емелю? А вот я Вам сейчас дам по ведру и мы проведем “Математическую эстафету”. Кто быстрее решит примеры?
Ведра передают по 1-му варианту, а возвращаются по 2-му варианту.
VII. “Математическая смекалка”
(Работа над задачей. Стр. 17, № 2)
– А теперь мы заглянем в гости к Красной шапочке.
Рис. 7
Она очень обрадовалась нам. Ее мама испекла пирожки и отправила ее в деревню к бабушке. Ребята, смотрите, она оставила нам свою корзинку с пирожками. Ой, да тут записка: “Дорогие ребята! Я ушла в деревню к бабушке, понесла ей пирожки, а это пирожки для вас. Вы уже изрядно потрудились и наверное очень проголодались, но эти пирожки волшебные – они обладают математической силой. Съесть их, вы сможете только тогда, когда решите эту задачу № 2”.
Решение:
2 + 3 = 5 (д.)
2 + 5 = 7 (д.)
Ответ: 7 детей в двух семьях.
VIII. “Математический кросс” (круговые примеры)
– Корзинку мы возьмем с собой. Она пригодится нам в дороге. Ведь дальше мы пойдем через лес на лыжах. Ой, кого это мы видим в лесу? Да это же “Красная шапочка”. Она идет к бабушке, а серый волк хочет опередить ее и съесть бабулю.
Рис. 8
– Давайте пометаем ему и сделаем так, чтобы “Красная шапочка” первой пришла к бабушке.
IX. “Математические гонки”
– Решение примеров в два действия. Кто быстрее?
– Продолжим наше путешествие опять на “ковре-самолете”. Ой, что это? Не успели мы подняться ввысь, как наш “ковер-самолет” зацепился за печную трубу и мы все свалились на крышу дома.
Рис. 9
– Угадайте, кого это мы потревожили? Правильно! Карлсона! У него сломался пропеллер и он спокойно сидит на крыше, свесив свои короткие ножки. Чтобы ему помочь, надо провести “Математические гонки”. Кто быстрее всех решит примеры, тот и поможет Карлсону, отремонтирует его пропеллер.
7 + 2 – 4 = 5 | 7 – 3 + 5 = 9 | 6 + 4 – 5 = 5 |
4 + 6 – 3 = 7 | 8 + 1 – 5 = 4 | 7 – 3 + 4 = 8 |
– Пропеллер отремонтирован и Карлсон довольный пролетел к своему другу Малышу на День варения. От падения на крышу наш ковер-самолет вышел из строя. Придется опять идти пешком.
X. “Математические знаки”
– Продолжим наш путь по лесной тропинке пешком. Да, кто же это идет впереди? Правильно! Это же “Маша и Медведь”. Он идет в деревню и несет в коробе Машеньку. А еще он очень хочет съесть пирожки, которые находятся в коробе. Какие слова он произносит?
Рис. 10
– Сяду на пенек
Съем пирожок.
– А что Маша ему отвечает из короба?
– Не садись на пенек,
Не ешь пирожок
Неси бабушке, неси дедушке!
– Ребята! Давайте-ка на пенек ему подложим задания, пусть подумает: садиться ему на него или нет? Ну а пока мы поможем ему, справиться с заданием, он тихонько дойдет до деревни.
XI. “Математические выражения”, (состав числа)
Рис. 11
– Пока мы шли по лесу “Мастер Самоделкин” изобрел ракету и приглашает нас продолжить наше путешествие на ней. Но вот беда, ракета взлетит только тогда, когда мы справимся с этими заданием. Возьмите бинокли и загляните в окошки. Какие числа в них нужно вставить?
– Назовем еще раз числа, которые мы вставили: 5. 4, 3, 2, 1. Пуск! Полетели!
XII. Сравнение выражений
– Что-то стало темнеть? Мы очень увлеклись и не заметили, как наступила ночь. Небо покрылось звездами. В окнах домов загорелся свет. А некоторые – до сих пор темны. Давайте заглянем и мы в окошки, не загорелся ли свет в наших домах?
– Молодцы ребята! А теперь сядем на самую большую звезду, закроем глаза, загадаем желание и благополучно вернемся на Землю.
Рис. 12
– Протяните свои ладошки и постарайтесь поймать звезду на память о нашем сказочном путешествии.
(Учитель раздает звездочки из цветной бумаги различного цвета: красная – отлично, желтая хорошо, зеленая – удовлетворительно.)