Телекоммуникационный проект по окружающему миру "Моря. Обитатели морей" (2-й класс; программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы сегодня очутились на берегу прекрасного водоема. Он большой по размерам, на его поверхности вы видите волны с белой пеной. Стоя на песке, вы ощущаете дуновение легкого освежающего ветерка. Вы догадались, где мы находимся? (на берегу моря) Что помогло вам правильно ответить на вопрос?

- Вы правы. Сегодня мы с вами поговорим о море. Что вы хотели бы узнать о море?

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с морями мира. Узнаем отличительные особенности моря. Будем учиться находить моря на карте и показывать их.

- У каждого из вас есть «бортовой» журнал, в котором вы будете отмечать результаты своей работы.

2. Входящая диагностика. (Приложение 1)

- Вспомним те знания, которые нам помогут изучать новую тему.

Учебник с.28 (слайд 2). Работа в парах.

Фронтальная проверка. Дети сверяют свои ответы с записями на экране.

Моря.

  1. Какие водоемы ты знаешь?
  2. Чем озера отличаются от рек?
  3. Почему озера в жарком климате часто бывают солеными?

Реки, моря, озера, океаны, пруды.
Озера-водоемы со стоячей водой, реки-с проточной.
В жарком климате вода быстро испаряется, соли, которые накапливаются в воде остаются.

Самооценка (дети отмечают в листе самооценки качество своей работы).

3. Изучение новой информации

Особенности моря.

А) Выявление первой особенности моря.

Работа по учебнику, с.28 № 1. Дети с помощью учителя сочиняют сказку по картинкам.

Образец сказки.

Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлеб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.

Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись животные и пошли за советом к мудрому Льву. «Скажи нам, мудрый Лев, что делать? Дракоша –Водохлеб уж не только пресные , но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!»

Подумал Лев и казал: «Предложите ему выпить море. Все моря соединяются друг с другом и с океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша ни пил воды из моря, ее количество не уменьшиться. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».

Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие». Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил ... а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватало. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут. А из-за этого и пищи сем хватает. Живи и радуйся!

- Почему Дракоша не мог выпить до дна воду из моря?

Вывод: Все моря соединяются друг с другом и с океаном. (проверка слайд 3)

*Дополнения: сообщения детей.

Самооценка.

Б) Выявление второй особенности моря.

Проведение опыта – учебник с.29, № 2.

- Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Работа в парах. (Вода всегда выливается из нижнего конца. Вода стремится быть на одинаковой высоте.)

Вывод: уровень воды во всех морях одинаковый. (проверка слайд 4)

*Дополнения: сообщения детей.

Самооценка.

В) Выявление третьей особенности моря.

- Прочитай те текст на с.29. В чем состоит особенность морской воды? (она соленая)

- Обьясните, почему вода в морях соленая?

Работа по учебнику с.29, задание №3. Работа в парах.

Проверка.

Покажите руками направление движения воды, движение солей.

Вывод: моря – большие водоемы с соленой водой. (слайд5)

Самооценка.

4. Первичная диагностика.

- Посмотрите на экран. На нем изображена взаимосвязь морей и океанов. На каком рисунке круги расположены верно? Соответственно поднимите 1(2) руки. Докажите (слайд 6)

5. Физминутка.

Игра «Море волнуется раз…» (слайды 7, 8, 9, 10)

Отработка умения работы с картой. Групповая работа.

А) Подготовительная работа.

- Прежде чем вы отправитесь в кругосветное путешествие, я хочу проверить вашу готовность к плаванью.

- Назовите море Индийского океана, омывающее Азию: (Красное)

Море Атлантического океана, омывающее Америку: (Карибское)

Море Северного Ледовитого океана, омывающее Азию: Карское, Море Лаптевых)

Б) Групповая работа (разноуровневые задания) (слайд 11)

Найдите моря на картах и впишите в таблицу на карточке (атлас, ч.4)

Проверка (слайд 12)

Самооценка.

Подведение итога урока.Самооценка. (слайд 13)

Работа с «бортовыми» журналами.

Выполненная работа

Самооценка

Оценка учителя

1. Ответил на вопросы в учебнике с.28

 

 

2. Правильно указал взаимосвязь океанов и морей.
Задание № 1.с.28

 

 

3. Правильно записал вывод . Задание № 2,с.29

 

 

4. Правильно нарисовал схему, записал вывод. Задание № 3, с.28

 

 

5. Работал в группе, находил и записал правильные ответы с помощью атласа в карточку.

 

 

6. * Подготовил сообщение по теме «Море. Обитатели морей».

 

 

Итого

 

 

9. Домашнее задание. (слайд 14)

  1. Учебник с.28-34, читать, пересказывать;
  2. С.31 № 5,6 выполнить;
  3. * сообщения об обитателях морей (растения и животные).

Слайд – загадка 15.

Спасибо за урок (слайд 16).

Приложение 2.

Приложение 3.

Второй урок по данной теме может проводиться с использованием презентации (Приложение 4).