Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы сегодня очутились на берегу прекрасного водоема. Он большой по размерам, на его поверхности вы видите волны с белой пеной. Стоя на песке, вы ощущаете дуновение легкого освежающего ветерка. Вы догадались, где мы находимся? (на берегу моря) Что помогло вам правильно ответить на вопрос?
- Вы правы. Сегодня мы с вами поговорим о море. Что вы хотели бы узнать о море?
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с морями мира. Узнаем отличительные особенности моря. Будем учиться находить моря на карте и показывать их.
- У каждого из вас есть «бортовой» журнал, в котором вы будете отмечать результаты своей работы.
2. Входящая диагностика. (Приложение 1)
- Вспомним те знания, которые нам помогут изучать новую тему.
Учебник с.28 (слайд 2). Работа в парах.
Фронтальная проверка. Дети сверяют свои ответы с записями на экране.
Моря. |
|
|
Реки, моря, озера, океаны, пруды. |
Самооценка (дети отмечают в листе самооценки качество своей работы).
3. Изучение новой информации
Особенности моря.
А) Выявление первой особенности моря.
Работа по учебнику, с.28 № 1. Дети с помощью учителя сочиняют сказку по картинкам.
Образец сказки.
Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлеб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.
Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись животные и пошли за советом к мудрому Льву. «Скажи нам, мудрый Лев, что делать? Дракоша –Водохлеб уж не только пресные , но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!»
Подумал Лев и казал: «Предложите ему выпить море. Все моря соединяются друг с другом и с океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша ни пил воды из моря, ее количество не уменьшиться. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».
Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие». Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил ... а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватало. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут. А из-за этого и пищи сем хватает. Живи и радуйся!
- Почему Дракоша не мог выпить до дна воду из моря?
Вывод: Все моря соединяются друг с другом и с океаном. (проверка слайд 3)
*Дополнения: сообщения детей.
Самооценка.
Б) Выявление второй особенности моря.
Проведение опыта – учебник с.29, № 2.
- Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Работа в парах. (Вода всегда выливается из нижнего конца. Вода стремится быть на одинаковой высоте.)
Вывод: уровень воды во всех морях одинаковый. (проверка слайд 4)
*Дополнения: сообщения детей.
Самооценка.
В) Выявление третьей особенности моря.
- Прочитай те текст на с.29. В чем состоит особенность морской воды? (она соленая)
- Обьясните, почему вода в морях соленая?
Работа по учебнику с.29, задание №3. Работа в парах.
Проверка.
Покажите руками направление движения воды, движение солей.
Вывод: моря – большие водоемы с соленой водой. (слайд5)
Самооценка.
4. Первичная диагностика.
- Посмотрите на экран. На нем изображена взаимосвязь морей и океанов. На каком рисунке круги расположены верно? Соответственно поднимите 1(2) руки. Докажите (слайд 6)
5. Физминутка.
Игра «Море волнуется раз…» (слайды 7, 8, 9, 10)
Отработка умения работы с картой. Групповая работа.
А) Подготовительная работа.
- Прежде чем вы отправитесь в кругосветное путешествие, я хочу проверить вашу готовность к плаванью.
- Назовите море Индийского океана, омывающее Азию: (Красное)
Море Атлантического океана, омывающее Америку: (Карибское)
Море Северного Ледовитого океана, омывающее Азию: Карское, Море Лаптевых)
Б) Групповая работа (разноуровневые задания) (слайд 11)
Найдите моря на картах и впишите в таблицу на карточке (атлас, ч.4)
Проверка (слайд 12)
Самооценка.
Подведение итога урока.Самооценка. (слайд 13)
Работа с «бортовыми» журналами.
Выполненная работа |
Самооценка |
Оценка учителя |
1. Ответил на вопросы в учебнике с.28 |
|
|
2. Правильно указал взаимосвязь океанов и морей. |
|
|
3. Правильно записал вывод . Задание № 2,с.29 |
|
|
4. Правильно нарисовал схему, записал вывод. Задание № 3, с.28 |
|
|
5. Работал в группе, находил и записал правильные ответы с помощью атласа в карточку. |
|
|
6. * Подготовил сообщение по теме «Море. Обитатели морей». |
|
|
Итого |
|
|
9. Домашнее задание. (слайд 14)
- Учебник с.28-34, читать, пересказывать;
- С.31 № 5,6 выполнить;
- * сообщения об обитателях морей (растения и животные).
Слайд – загадка 15.
Спасибо за урок (слайд 16).
Второй урок по данной теме может проводиться с использованием презентации (Приложение 4).