Открытый урок чтения по теме «"Хаврошечка" - русская народная сказка»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с русской народной сказкой в обработке А.Н.Толстого.
  • Развивать речь, мышление у учащихся; умение обобщать, сравнивать; совершенствовать технику чтения, навык пересказа.
  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чтению сказок.

Оборудование:

иллюстрации к русским народным сказкам, магнитофон, аудиокассета с песней “В мире много сказок”, таблички с названиями сказок и их видов, подборка книг с русскими народными сказками, иллюстрации к сказке “Хаврошечка”, портрет А.Н. Толстого.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята. У нас сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем их и начнем работу.
  • Песня “В мире много сказок” - прослушивание отрывка.
  1. Сообщение темы и цели урока.

Работа с классом - фронтально.

  • Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, с чем мы познакомимся на уроке? (С русской народной сказкой “Хаврошечка” в обработке А.Н. Толстого).
  • Что мы будем развивать? (Речь, технику чтения).
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Вступительная беседа.

- Какие виды сказок знаете?

  • авторские, народные.
  • волшебные, о животных, бытовые.

- Какую сказку надо было читать дома? (Русскую народную сказку “Самое дорогое”)

  1. Пересказ содержания сказки по частям.
  2. Вопросы.
  • Кто главные герои сказки? (Старик, старуха, дед).
  • Что же самое дорогое для человека? (Здоровье, труд).
  • Какая это сказка? (Русская народная, бытовая).
  1. Новый материал.
  1. Вступительное слово учителя.

- Сейчас мы начинаем работу с новой сказкой, которая называется “Хаврошечка” в пересказе А.Н.Толстого.

  1. Сообщение ученика о писателе.

Алексей Николаевич Толстой родился в 1882 году и скончался в 1945 году. Он русский писатель. Для детей написал много интересных рассказов и сказок, среди которых “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, обработал и пересказал для юных читателей много русских народных сказок.

  1. Чтение сказки — комбинированное. Читает учитель и подготовленные учащиеся.
  2. Обмен впечатлениями:
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Какая это сказка? (бытовая). Почему?
  1. Физкультминутка.

У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись).
На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками).
Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук).
Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой).
В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение).
Ах, какой приятный вкус!

  1. Словарная работа.

Рябая корова, холст, журят, сундук, пять пудов

  1. Повторное чтение по частям.

- На сколько частей разделим сказку? Сказку будем читать по частям и озаглавливать части.

I часть:

  • Сиротка Хаврошечка в чужой семье.
  • Корова помогает Хаврошечке.

II часть:

  • Дочери хозяйки следят за Хаврошечкой.
  • Хозяйка велела зарезать корову.

III часть

  • Богатый человек женился на Хаврошечке.
  • На костях коровы выросла яблонька.

- Ответы на вопросы после чтения I части:

  • У кого жила Хаврошечка?
  • Трудно было сиротке?
  • Какую работу она выполняла?
  • Кто же помогал Хаврошечке?
  • Почему корова помогала девочке?

- II части:

  • Почему хозяйка отправила своих дочерей к Хаврошечке?
  • Почему хозяйка велела зарезать корову?
  • О чем просила корова?

- III части:

  • Что же выросло на костях коровы?
  • Что говорил богатый человек?
  • Смогли ли сестры сорвать яблоко?

- Чем закончилась сказка?

  1. Работа с пословицами.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Жизнь пройти — не поле перейти.
  • По добру - добро, а по худу — худо.
  • Мир не без добрых людей.

- Какая пословица предупреждает, что зло не приносит счастья?

  1. Работа с иллюстрациями учебника.

Выборочное чтение.

- Какие строчки подходят к этой иллюстрации?

  1. Итог урока.
  • Какую сказку мы читали на уроке?
  • Какая это сказка?
  • Чему учились на уроке?
  • Чему учит эта сказка? (Доброте).
  1. Домашнее задание.
  • Стр.15-19, читать сказку.
  • Пересказ по плану.