Цели:
Познакомить с русской народной сказкой в
обработке А.Н.Толстого.
Оборудование:
иллюстрации к русским народным сказкам, магнитофон, аудиокассета с песней “В мире много сказок”, таблички с названиями сказок и их видов, подборка книг с русскими народными сказками, иллюстрации к сказке “Хаврошечка”, портрет А.Н. Толстого.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем их и начнем работу.
- Песня “В мире много сказок” - прослушивание отрывка.
- Сообщение темы и цели урока.
Работа с классом - фронтально.
- Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, с чем мы познакомимся на уроке? (С русской народной сказкой “Хаврошечка” в обработке А.Н. Толстого).
- Что мы будем развивать? (Речь, технику чтения).
- Проверка домашнего задания.
- Вступительная беседа.
- Какие виды сказок знаете?
- авторские, народные.
- волшебные, о животных, бытовые.
- Какую сказку надо было читать дома? (Русскую народную сказку “Самое дорогое”)
- Пересказ содержания сказки по частям.
- Вопросы.
- Кто главные герои сказки? (Старик, старуха, дед).
- Что же самое дорогое для человека? (Здоровье, труд).
- Какая это сказка? (Русская народная, бытовая).
- Новый материал.
- Вступительное слово учителя.
- Сейчас мы начинаем работу с новой сказкой, которая называется “Хаврошечка” в пересказе А.Н.Толстого.
- Сообщение ученика о писателе.
Алексей Николаевич Толстой родился в 1882 году и скончался в 1945 году. Он русский писатель. Для детей написал много интересных рассказов и сказок, среди которых “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, обработал и пересказал для юных читателей много русских народных сказок.
- Чтение сказки — комбинированное. Читает учитель и подготовленные учащиеся.
- Обмен впечатлениями:
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Какая это сказка? (бытовая). Почему?
- Физкультминутка.
У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись).
На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками).
Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук).
Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой).
В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение).
Ах, какой приятный вкус!
- Словарная работа.
Рябая корова, холст, журят, сундук, пять пудов
Повторное чтение по частям.
- На сколько частей разделим сказку? Сказку будем читать по частям и озаглавливать части.
I часть:
- Сиротка Хаврошечка в чужой семье.
- Корова помогает Хаврошечке.
II часть:
- Дочери хозяйки следят за Хаврошечкой.
- Хозяйка велела зарезать корову.
III часть
- Богатый человек женился на Хаврошечке.
- На костях коровы выросла яблонька.
- Ответы на вопросы после чтения I части:
- У кого жила Хаврошечка?
- Трудно было сиротке?
- Какую работу она выполняла?
- Кто же помогал Хаврошечке?
- Почему корова помогала девочке?
- II части:
- Почему хозяйка отправила своих дочерей к Хаврошечке?
- Почему хозяйка велела зарезать корову?
- О чем просила корова?
- III части:
- Что же выросло на костях коровы?
- Что говорил богатый человек?
- Смогли ли сестры сорвать яблоко?
- Чем закончилась сказка?
- Работа с пословицами.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Жизнь пройти — не поле перейти.
- По добру - добро, а по худу — худо.
- Мир не без добрых людей.
- Какая пословица предупреждает, что зло не приносит счастья?
- Работа с иллюстрациями учебника.
Выборочное чтение.
- Какие строчки подходят к этой иллюстрации?
- Итог урока.
- Какую сказку мы читали на уроке?
- Какая это сказка?
- Чему учились на уроке?
- Чему учит эта сказка? (Доброте).
- Домашнее задание.
- Стр.15-19, читать сказку.
- Пересказ по плану.