Цели:
Образовательные:
- Узнать, какие законы защищают права ребенка и организации могут помочь и защитить права ребенка.
- Познакомить с понятием “ПРАВО” и с правами и обязанностями детей и их родителей.
Развивающие:
- Развивать умение защищать свои права.
- Формировать умение, аргументировано высказывать свою точку зрения.
- Активизировать познавательную деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение, грамотно и аргументировано, отстаивать свои права.
- Формировать навыки самостоятельной работы и мотивацию преодоления трудностей в учебной деятельности.
- Показать необходимость формирования определенных правил жизни в обществе, а также взаимосвязи прав личности с правами других людей.
- Прививать чувства уважения к правам других людей.
Оборудование: компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран, презентация по теме: “Охранная грамота детства”. (См. Приложение 1, Приложение 2.)
Пусть каждый ребенок будет
таким же счастливым, как этот малыш.
Ход мероприятия
Слайд 1 (См. Приложение 1)
I. Организационный момент
Слайд 2
II. Постановка целей и задач мероприятия
Охранная грамота детства…
Есть ли она на Земле?
Как ее получить нам в наследство?
Как сделать парусом на корабле?
20 ноября – Всемирный день прав ребенка
Слайд 3
Вступительное слово учителя.
– Решим простую логическую задачу. У человека есть права, ребенок – человек; значит у ребенка … Правильно, тоже есть права. Такие же, как и у взрослого? Не совсем. Ребенок от взрослого отличается меньшими возможностями защищать самого себя, физической и умственной незрелостью. Поэтому он нуждается в специальной правовой защите.
Слайд 4
III. Объяснение нового материала
1. Истории права
– Узнаем историю понятия “право”. Оказалось, что корни этого понятия уходят в глубокую древность. Первоначально понятия “хорошо” – “плохо”, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь. Подтверждением тому является библейские заповеди. Первая из этих заповедей – “Не убий!”
Слайд 5
2. Сказочное путешествие
– Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в страну правовых знаний. А помогут нам в этом герои сказок.
Слайд 6
– Все готовы к путешествию? Тогда отправляемся!
Слайд 7
– В некотором царстве в некотором государстве…
Слайд 8
– Жил был царь, страны не правовой государь...
Слайд 9
– Издал он сборник законов. В нем говорилось: “Если убьют землевладельца, то убийце платить за него 80 гривен, если убьют холопа – 5 гривен, а за княжеского коня – 4 гривны”.
Слайд 10
– Понравился вам закон? У кого больше всего было прав?
Слайд 11
3. Понятие права
– Что же означает слово “право”? “Право” – это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством. – Что такое “равные права”? Слово “право” имеет общий корень с такими словами, как “правило”, “правда”, “справедливость”. Стало быть, можно сказать, что право – нечто справедливое, правильное, правдивое.
Слайд 12
4. Путешествие в страну литературных произведений
– Вспомним сказки
(Ребятам предлагается строки из сказок, чтобы определить, какое право нарушено.)
– Вспомни сказки (Г. Х. Андерсен “Снежная королева” и “Дюймовочка”)
– Какая общая беда приключилась с героями этих
сказок?
– Какое право детей было нарушено
отрицательными героями?
Слайд 13
– “Никто не имеет права насильно разлучать ребенка с родителями без серьезных на то оснований”.
Слайд 14
– Вспомни сказку (Русская народная сказка “Лиса и заяц”)
– Какая беда приключилась у Зайца?
– Какое право было нарушено по отношению к нему?
Слайд 15
– Нарушено право на неприкосновенность жилища.
Слайд 16
– Вспомни сказку (Джанни Родари “Чипполино”)
– За какую провинность Кум Тыква попал в тюрьму?
– Какое право было нарушено?
Слайд 17
– В свободном обществе у человека есть много различных прав. Чем их больше – тем свободнее чувствует себя человек. И его права защищены законом. А в несвободном обществе у человека прав нет.
Слайд 18
5. Просмотр мультфильма
Слайд 19
– Сказочное путешествие подошло к концу. Теперь нам необходимо узнать какие же законы защищают права ребенка и организации могут помочь и защитить права ребенка.
Слайд 20
6. Знакомство с основными законами и документами
– Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.
– Основными документами, в которых записаны права ребенка, являются: Конституция Российской Федерации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Слайд 21
– Конституция Российской Федерации – основной Закон нашей страны. В ней 137 статей. Принята 12 декабря 1993 г. Основные права, можно квалифицировать на:
- личные (право на жизнь);
- политические (право на свободу слова, совести);
- гражданские (избирательное право);
- социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
- культурные (право на свою национальную культуру, язык).
В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:
- Соблюдать законы государства.
- Платить налоги, сборы.
- Защищать Отечество.
- Сохранять природу.
- Заботится о детях и нетрудоспособных родителях.
- Беречь памятники культуры.
Слайд 22
Международные документы о правах детей
– Основными международными документами о правах детей являются Декларация о правах ребенка и Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.
Конвенция
– международный договор по какому-то определенному вопросу. Конвенцию подписали разные страны мира и приняли 20 ноября 1989 г.Декларация
– официальное или торжественное программное заявление.Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. Декларация прав ребенка – международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять. Принята 10 декабря 1948 г.
– Во Всеобщей декларации прав человека записано, что “главное право каждого человека – право на жизнь”.
Слайд 23
– Жизнь – это шанс, не упусти его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это дом, построй его.
Жизнь – это мечта, осуществи ее.
Жизнь – это тайна, разгадай ее.
Жизнь – это красота, удивляйся ей.
Слайд 24
– Кроме Конституции РФ, права ребенка-ученика закреплены в других российских законах: Федерального закона “Об образовании”, Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” и др. Мы живем в Краснодарском крае. 21 июля 2008 года был принят местный закон № 1539 – КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”. И даже в гимназии особое значение при защите прав ученика имеет “Устав”. В уставе школы могут содержаться дополнительные к законным гарантии защиты прав и интересов ученика. Например, может быть закреплено право на определенное количество контрольных в день или в неделю, право на уведомление о контрольной работе, право на отдых во время перемен.
Подробнее остановимся на Краевом Законе.
Слайд 25
– Краевой Закон выделяет категории несовершеннолетних, в отношении которых родители (законные представители), а также должностные лица принимают меры по недопущению их нахождения без сопровождения взрослых родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц, то есть оставления несовершеннолетних без присмотра (надзора), в том числе:
- несовершеннолетних возрасте до 7 лет — круглосуточно;
- несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов;
- несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.
Слайд 26
– Краевой Закон запрещает:
а) пребывание несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей);
б) нахождение (пребывание) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в интернет – залах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;
в) употребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
г) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
Слайд 27
– Как вы думаете, нужен ли такой Закон?
Слайд 28
– Какие же организации могут помочь и защитить права ребенка?
Международные организации по защите прав личности
(Комитет по правам ребенка, ООН, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Европейский союз, Евразийское Экономическое Сообщество, ОБСЕ, Совет Европы, Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам).
Слайд 29
Российские организации по защите прав человека (детей)
(“Российский детский фонд”, Детская общественная приемная при Министерстве образования РФ, Центр развития демократии и прав человека, Независимые российские общественные организации по защите прав детей, Городские общественные организации по защите прав женщин и детей, Молодежная Школа прав человека и правовой культуры, Центр развития демократии и прав человека, Институт прав человека, Молодежное правозащитное движение, Межрегиональная Ассоциация "За гражданское образование", Фонд защиты гласности, Российские правозащитные сети, Союз комитетов солдатских матерей, Гуманитарно-политологические Центры, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Московская Школа прав человека, Международный Комитет Красного Креста (МККК), Представители ООН, Благотворительные и правозащитные общества и др.)
– Видите, как много организаций стоит на защите и охране детей. Вы не одиноки в этом мире!
Слайд 30
– Каждый из нас должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей.
“Какой мерой хочешь, чтобы тебя мерили, такой и ты мерь, и как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай” – так представляли себе взаимосвязь прав и обязанностей библейские мудрецы, с мнением которых нельзя не согласиться.
– Как вы понимаете смысл данного высказывания?
– Почему полной свободы человека в обществе быть не может?
Слайд 31
– Мои права не должны нарушать права других людей.
– Каждый из нас должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей.
Слайд 32
– Как вы думаете, что произойдет с тем, кто часто нарушает права других людей?
– Как к нему будут относиться?
Слайд 33
V. Итог
– С какими документами, защищающими права детей, Вы сегодня познакомились?
– Мы узнали, что основными документами, в которых записаны права ребенка, являются: Конституция Российской Федерации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 – КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”.
Слайд 34
– Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы сами перечислили свои права. Пожалуйста!
Дети перечисляют права ребенка.
– Все дети имеют права, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей.
– Мы все имеем право, учиться, воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях.
– Все дети имеют право на имя и принадлежность к стране.
– Каждый из нас имеет право на защиту, хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.
– Дети, которые несколько отстают в своем развитии, имеют право на особую защиту государства.
– Мы имеем право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны государства, если родственники не могут тебе помочь.
– Все дети имеют право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, они не обязаны делать работу, которая затрудняет их развитие как физически, так и умственно.
– Мы должны обучаться умению жить в мире, взаимопониманию, терпимости и дружбе среди людей.
– Ребенок-ученик должен не только знать свои права, но и ясно представлять, как реализовать и защитить эти права, а также уважать права других учеников. Наши старшие друзья приготовили для вас памятку. Хорошо изучите ее и приклейте в свой альбом или дневник. (См. Памятку ниже.)
– На этом наша беседа заканчивается. Надеюсь, что вы узнали много нового. Удачи!
Памятка
“Знай свои права”
Все дети имеют права, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей.
- Мы все имеем право, учиться, воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях.
- Все дети имеют право на имя и принадлежность к стране.
- Каждый из нас имеет право на защиту, хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.
- Дети, которые несколько отстают в своем развитии, имеют право на особую защиту государства.
- Мы имеем право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны государства, если родственники не могут тебе помочь.
- Все дети имеют право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, они не обязаны делать работу, которая затрудняет их развитие как физически, так и умственно.