Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.
Цель занятий оригами: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи курса:
- расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
- научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- прививать настойчивость в достижении цели;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
- научить экономному и разумному использованию бумаги;
- тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
- учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Учебно – тематический план
№ | Название темы | всего | теория | практика |
1-3 | Что такое оригами | 6 | 3 | 3 |
4-6 | Веселая геометрия | 4 | 2 | 2 |
7 | Квадрат - основная фигура оригами | 2 | 0,5 | 1,5 |
8-10 | Простые базовые формы оригами | 6 | 2 | 4 |
11-12 | Аппликация “На даче” | 4 | 1 | 3 |
13-14 | Аппликация “Аквариум” | 4 | 1 | 3 |
15 | Базовая форма “двойной треугольник” | 2 | 0,5 | 1,5 |
16-17 | Аппликация “Осенний лес” | 4 | 1 | 3 |
18-19 | Аппликация “У озера” | 4 | 1 | 3 |
20 | Прыгающая модель лягушки | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Аппликация “Ночь” | 4 | 1 | 3 |
23-24 | Аппликация по сказке “Гадкий утенок” | 4 | 1 | 3 |
25 | Различные способы окрашивания бумаги | 2 | 0,5 | 1,5 |
26-27 | Хлопушка, фусен, кубик | 4 | 1 | 3 |
28-29 | Вырезание снежинок 6-8-лучевой формы | 4 | 1 | 3 |
30-31 | Моделирование елочных игрушек | 4 | 1 | 3 |
32-33 | Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка” | 4 | 1 | 3 |
34 | Новогодняя викторина “Путешествие по Оригамии” | 2 | 1 | 1 |
35-36 | Аппликация “В лесу” | 4 | 1 | 3 |
37 | Базовая форма “Рыба” | 2 | 0,5 | 1,5 |
38-39 | Аппликация “Антарктида” | 4 | 1 | 3 |
40-43 | Аппликация “Африка” | 8 | 1 | 7 |
44-45 | Аппликация “Австралия” | 4 | 1 | 3 |
46-47 | Коллективная аппликация “Зоопарк” | 4 | 1 | 3 |
48-49 | Аппликация “В порту” | 4 | 1 | 3 |
50 | Модели гоночных машин | 2 | 0,5 | 1,5 |
51 | Валентинки из оригами | 2 | 0,5 | 1,5 |
52-53 | Открытка для папы в технике оригами | 4 | 1 | 3 |
54-56 | Букет для мамы и бабушки в технике оригами | 6 | 1,5 | 4,5 |
57 | Стаканчик и ваза | 2 | 1 | 1 |
58-59 | Подвижные игрушки | 4 | 1 | 3 |
60-61 | Аппликация “Космос” | 4 | 1 | 3 |
62-63 | Изготовление мобиля “Бабочки и цветы” | 4 | 1 | 3 |
64-65 | Иллюстрация к сказке “Теремок” в технике оригами | 4 | 1 | 3 |
66 | Пальчиковый театр “Жили у бабуси…” | 2 | 0,5 | 1,5 |
67-68 | Аппликация “Птицы” | 4 | 1 | 3 |
69 | Пальчиковый театр “Репка” | 2 | 0,5 | 1,5 |
70-71 | Моделирование оригами из нескольких деталей | 4 | 1 | 3 |
72 | Японские журавлики | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 | 39 | 105 | |
Организационные мероприятия | 8 | 4 | 4 | |
Всего | 152 | 43 | 109 |
Содержание дополнительной образовательной программы
- 1-3. Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.
- 4-6. Веселая геометрия. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.
- 7. Квадрат - основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.
- 8-10. Простые базовые фигуры оригами. Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
- 11-12. Аппликация “На даче”. Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.
- 13-15. Аппликация “Аквариум”. Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.
- 16-17. Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.
- 18-19. Аппликация “У озера”. Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал-жемчужина России”.
- 20. Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной картой для изготовления модели.
- 21-22. Аппликация “Ночь”. Беседа по теме: “Солнечная система”, знакомство с теллурием, глобусом; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный змей”, игрушек летучая мышь и сова”. Практическая работа
- 23-24. Аппликация по сказке Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.
- 25. Различные способы окрашивания бумаги. Практическое занятие. Знакомство со способами окрашивания бумаги при помощи трафарета, штампа, набрызга и др.
- 26-27. Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа.
- 28-29. Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
- 30-31. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
- 32-33. Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.
- 34. Новогодняя викторина. “Путешествие по Оригамии”
- 35-36. Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работа.
- 37. Знакомство с базовой формой “рыба”. Практическое занятие.
- 38-39. Аппликация “Антарктида”. Беседа по теме: “Северный и южный полюса”, работа с глобусом, физической картой полушарий, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба” и моделей: тюлень и пингвин.
- 40-43. Аппликация “Африка”. Беседа по теме “Африка” ; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей животных Африки.
- 44-45. Аппликация “Австралия”. Беседа о необыкновенных обитателях Австралии, истории и населении континента, работа с физической картой полушарий, инструкционные карты для изготовления модели кенгуру.
- 46-47. Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты.
- 48-50. Аппликация “В порту”. Беседа на тему “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”, инструкционные карты для изготовления моделей водного вида транспорта. Практическая работа.
- 51. Валентинки из оригами. Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток.
- 52-53. Открытка для папы. Беседа по теме: “ВОВ”, “Красная Армия”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка.
- 54-56. Букет для мамы и бабушки. Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов.
- 57. Стаканчик и ваза. Практическая работа. Знакомство с инструкционными картами. Придумывание своих моделей на основании стакана.
- 58-59. Подвижные игрушки. Урок-игра. Изготовление моделей с подвижными элементами по выбору.
- 60-61. Аппликация “Космос”. Беседа по теме: “Космос”, “Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире”; рассматривание карты звездного неба, портрета Ю.А.Гагарина, знакомство с инструкционными картами моделей ракеты и лунохода.
- 62-63. Мобиль “Бабочки и цветы” или “Рыбки”. Знакомство с терминологией, анализ используемых материалов и способов крепления. Практическая работа.
- 64-65. Аппликация – иллюстрация к сказке “Теремок”. Вспоминаем сказку “Теремок”, знакомство с инструкционными картами; изготовление моделей; инсценировка сказки. Практическая работа.
- 66. Пальчиковый театр “Жили у бабуси…” Беседа по теме “Известные детские театры”, “Как вести себя в театре” знакомство с игрушками – рукавичками, инструкционные карты.
- 67-68. Аппликация “Птицы”. Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа.
- 69. Пальчиковый театр “Репка”. Беседа по теме: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. Вспоминаем сказку “Репка”; знакомство с инструкционными картами. Практическая работа. Инсценировка сказки.
- 70-71. Моделирование оригами из нескольких деталей. Практическая работа.
- 72. Японские журавлики. Беседа “Мир в детских руках!”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов. Практическая работа.
Список литературы
- Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002
- Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.
- Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
- Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
- Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
- Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
- Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
- “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
- “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
- “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
- “Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002
- “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002