Урок литературного чтения. А.С. Пушкин "Зимняя дорога"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать все навыки чтения: сознательность, беглость, правильность, выразительность.
  • Совершенствовать навыки в определении темы, идеи. Умение соотносить смысл и заглавие произведения.
  • Учить выражать свое отношение к прочитанному.
  • Учить детей учиться.

Оборудование: карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, книги с произведениями А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина, картины с изображениями луны, полян, зимней дороги, словари С.Ожегова, карточки с опорными словами (зимняя дорога, луна, печальные поляны и т.д.); вспомогательные карточки; колокольчики, магнитофон, запись романса А.А.Алябьева; карточки красного, желтого и зеленого цвета у каждого ученика.

Ход урока

  1. Организация урока. 1мин.
  2. Жужжащее чтение.

а 3 мин.

- Прочитайте вполголоса то, что написано на карточке.

  1. Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,
    Пряла, сидя под окном, друг сердито под крыльцом
    Пес залаял, и девица видит: нищая черница
    Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.
  2. Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,
    Ест за четверых, работает за семерых;
    До светла все у него пляшет,
    Лошадь запряжет, полосу вспашет,
    Печь затопит, все заготовит, закутит,
    Яичко испечет и сам и обслужит.
  3. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
    Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется,
    К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,
    Царствуй, лежа на боку”.
  4. Удивился старик, испугался;
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
  5. В сени вышел царь-отец.
    Все пустились во дворец.
    Царь недолго собирался:
    В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой.
  6. Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
  7. Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

8. Повесть “Капитанская дочка”. Отрывок.

Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание судна по бурному морю. Я закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.

Вид карточки №1.

1, 2 или 3, 4 или 5,

6 или 7

8

Три ученика работают со словарем Ожегова. Ищут значение слов “борзый”, “верста”, “ямщик”. Два ученика работают с карточками № 2, № 3.( см. конспект далее.)

Проверка.

- Из каких произведений отрывки вы прочитали?

Выставка книг А.С. Пушкина. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Зимний вечер. Зимнее утро. Капитанская дочка.

б) 2мин.

- Ребята, а почему мы начали урок с такой работы? Как вы думаете?
-Действительно мы будем работать над произведением А.С. Пушкина.
- Рассмотрите портрет художника О.А. Кипренского. Он находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
- Послушайте, какой рассказ о Пушкине составил ……………. Карточка № 2.

Вставь вместо пропусков нужные слова. Научись бегло читать.

Александр Сергеевич ………… родился в городе……………в 1799году.

Он получил домашнее образование у гувернеров и учителей- французов. Повезло

Александру и с бабушкой и с няней……………………….От них мальчик слышал

много замечательных русских…………….

Когда ему было 12 лет, он поступил в Царско-сельский Императорский………….

Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам и даже искусству стихосложения.

Здесь он встретил лучших своих друзей……….,здесь началось общение с великими писателями того времени.

- Продолжит рассказ ………… Карточка № 3.

Вставь вместо пропусков нужные Вставь вместо пропусков нужные слова.

А.С. Пушкин прославил Россию, как …………., потому что написал такие стихи, как …………

Пушкин был и ………………, так как его сказки……………с удовольствием читают и взрослые и дети.

Александр Сергеевич писал и прозу. Я назову такую повесть, как…………………..,

значит он был и …………………………………….

-А.С. Пушкин был еще и драматургом и критиком, но узнаете вы об этом подробнее, когда будете изучать его творчество в старших классах.

(Слова “поэт”, “сказочник”, “прозаик”, “драматург”, “критик” прикрепляются на доску рядом с портретом.)

  1. Работа по теме. 6 мин.
  1. А сегодня мы будем анализировать и учиться читать выразительно стихотворение А.С. Пушкина “Зимняя дорога”.
  • Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?
  • Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.
  • Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.
  • Жужжащее чтение.
  • Понравилось стихотворение? Чем?
  • Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.
  • Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?
  • Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?
  • Перечитайте про себя. Попробуйте определить с каким настроением вы читаете?
  • Пользуясь словарем настроений объясните, докажите свое настроение.
  • Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?
  • Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.
  • А каким цветом раскрашено это произведение?
  • Давайте перечитаем стихотворение и поищем есть ли это слово в этом произведении.
  • Перечитывание.
  • Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)
  • Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?
зимняя дорога

(на доске выставляется карточка с опорными словами)

  • Чем поэт создает образы?
  • А кто еще может создавать образы?
  • Что помогает художнику создавать образы?
  • А музыканту?
  1. Работа над образами. 6 мин.

- Сейчас мы с вами вслушиваясь в музыку пушкинских строк постараемся стать художниками, перенести образ зимней дороги на бумагу.

а) –Прочитайте вслух первые две строчки стихотворения. Какую картинку вы видите, читая эти строки. Расскажите.

(Слово “луна” появляется в специальном наборном полотне, далее в этом же полотне появятся по мере надобности слова “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “зимняя дорога”, “тройка борзая”, “колокольчик”, “ямщик”, “разгулье удалое”, “сердечная тоска”, “глушь и снег”, “версты”).

луна

- Что автор говорит о луне?
- Как вы понимаете слово “пробирается”?
- Какая из этих картин соответствует этим строчкам? Докажи.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Два обучающихся выходят к учителю с текстом стихотворения.

- Прочитай две строки.

(Карточки-задания)

Прочитай тихо. Прочитай громко.

- Вы послушали своих товарищей, какая интонация вам ближе?
- Прочитайте следующие 2 строки. Что интересного заметили?
- Почему автор употребил дважды это слово?

печальные поляны

- А могут ли быть поляны печальными?
- Пушкин переносит свою печаль на те картины природы, которые он видит.
- Знаете ли вы, как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет? Олицетворение).
- Перечитайте эти строки еще раз и найдите еще одно олицетворение?
- А как вы думаете, подходят ли поляны, изображенные на этих картинах, к этим строчкам?

Рисунок 3.

Рисунок 4.

(Обе подходят)

- Докажите.
- Перечитайте все четверостишье про себя, подчеркните слова, на которые падает, по вашему мнению, логическое ударение.

Два ученика выходят к учителю, получают задание.

(Карточки-задания)

Прочитай быстро Прочитай медленно

- Как удачнее? Почему?

Анализ чтения.

б)  8 мин. Прочитай следующие две строки вслух.

зимняя дорога

- Давайте выберем, какая из картин не подходит? Почему?

 

Рисунок 5.

 

Рисунок 6.

(Открыть большую картину, она дублирует изображение маленькой)

- Докажите текстом, что эта иллюстрация подходит к этому стихотворению.
- Прочитайте второю строчку. О ком она?

тройка борзая

- Как вы себе представляете “тройка борзая”?
- Значение слова “борзая” прочитает...
- Поставьте рисунок тройки на картину.

Читаем следующие 2 строки.

колокольчик

- О чем они?

Физминутка. 2 мин.

- Возьмите с подноса любой колокольчик и позвоните.
- Пробегите с колокольчиком по классу. Послушайте, как он звенит.
- Зачем он нужен лошади?

  • Колокольчик – металлическое (из меди) изделие в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона. Одевали на дугу.
  • Бубенцы – полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Одевали под шею лошади.

- Какое у вас сейчас настроение?
- А у Пушкина?
- Какие строки говорят об этом? Прочитайте.
- Что значит “утомительно” гремит?
- Замените словом близким по значению.
- Попробуйте постучать однозвучно.
- Приготовьтесь читать эти 4 строчки в нужном темпе, тоне, выделяя слова на которые падает логическое ударение.

Чтение 2-3.

в) 5 мин.

– Перечитайте все третье четверостишье вслух.
- Какие слова непонятны?

(Ямщик)

- Кто такой ямщик прочитает по словарю Ожегова ………(Ямщик – возница на лошадях)

ямщик

- Возьмите карточку № 3. На ней 3 вопроса, выберите любой из них и ответьте на него. Вопросы помечены разными цветами.
- На парте у каждого из вас сигналы: зеленый, желтый, красный. Покажите мне, какой вопрос вы выбрали. Правильно оцените свои силы.

  • Почему автор употребил словосочетание “в долгих песнях ямщика. Что можете сказать об этом ямщике? (зеленый цвет)
  • Как меняется настроение ямщика? Почему? (желтый цвет)
разгулье удалое

 

сердечная тоска
  • Можно ли настроение ямщика изобразить на картине? Почему? (красный цвет)

Проверка. (1, 2, 3)

- Перечитайте все четверостишье вслух и постарайтесь голосом передать чувства ямщика.

(2 чел. Анализ чтения)

г) 5 мин.

- Прочитайте последнее четверостишье вполголоса. Расставьте паузы.
- Прочитайте вслух.
- Прочитайте те строки, которые подходят к нашей картинке.

глушь и снег

- Прочитайте до конца.
- Как понимаете “вёрсты полосаты”?
- Что такое “верста”?

верста

- Прочитаем в словаре Ожегова значение этого слова. (В конце 17 века: Верста- полосатые столбики, которые устанавливались через определенное расстояние. Верста – старинная единица измерения длины. Межевая верста – 2,16 км. Путевая верста – 1,06 км. Верста – древнее название поприще.)

- Расставьте версты на картине.
- Перечитаем четверостишье, обращая внимание на паузы.

(Чтение 2 чел. Анализ чтения).

- Давайте вспомним, какой образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Образ зимней дороги)
- Перечитаем слова, которые помогли нам раскрыть образ зимней дороги.

(Луна, ……………………………………………верста)

  1. Работа над выразительностью в парах. 3 мин.

а) (2 человека выходят к доске)

Карточка:

  • Во всем ли вы согласны с художником?
  • Что бы ты нарисовал по-другому?
  • Что добавил бы?

Учащимся даются модели – рисунки различных деревьев. 

б) - Прочитайте задание на карточке № 3.

1 вариант. Прочитай стихотворение своему товарищу, соблюдая паузы, тон, темп, настроение.

2 вариант. Послушай, как читает твой товарищ и скажи, удалось ли ему прочитать стихотворение, соблюдая паузы, тон, темп и настроение.

- Поменяйтесь карточкой.
- Кому из ваших товарищей удалось прочитать стихотворение выразительно?
- Что значит читать выразительно?

Чтение 2 человек. Анализ чтения.

в)

Рисунок 8

- Что изменилось на картине?
- Понравилось ли Вам?
- Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Какая картина Вам понравилась больше, созданная нами или в книге? Почему?

  1. Работа над идеей стихотворения. 3 мин.

- Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение?
- А почему Пушкину грустно?
- В учебнике стихотворение напечатано не до конца
- Послушайте его полностью

(Читает учитель)

- Что Вы узнали после того, как я вам прочитала его? (Пушкин хотел как можно быстрее оказаться дома.)

  1. Вывод. Итог урока2 мин.

- Что помогает поэту передавать его чувства? (Слова)
- А художнику? (Краски)
- А музыканту? (Музыка)

- На это произведение были написаны разные мелодии. Послушайте романс А.А.Алябьева.
- Понравилось?
- Что хотел передать композитор?

  1. Домашнее задание. 1 мин.

- Кто запомнил это стихотворение наизусть. (Если есть такие ученики, дать им возможность прочитать)
- А что Вы хотели бы сделать дома? (выучить наизусть)

  1. Итог урока. 1 мин.

Оценивание учащихся.