Предлагаемый материал адресован педагогам, работающим индивидуально с каждым воспитанником – творцом своей собственной жизненной истории, а разработанная автором мастерская направлена на повышение осознанности жизненных выборов и решений подростков.
Обращение к подростковому возрасту обусловлено тем, что на этом возрастном этапе происходит открытие своего “Я” на социальном, личностном и экзистенциальном уровнях, определение своего призвания и поиск средств его осуществления. Подростковый возраст - это период, в течение которого формируются жизненные ценности, происходит осознание своих качеств, способностей, интересов, возможностей, притязаний, стремлений, планов, проектов, опасений, становление общих взглядов на жизнь, отношений к людям и себе, и актуализируется проблема смысла жизни. Перед подростком стоит задача выбора, определения приоритетного направления жизни.
Под биографическим выбором следует понимать процесс и результат определения позиции человека в физической и социокультурной среде, осуществляемый в биографически детерминированной ситуации, которая приобретает статус значимого события, включается в историю жизни человека как веха жизненного пути, оказывает существенное воздействие на жизнь человека в биографическом масштабе. При этом сложность осуществления биографического выбора в подростковом возрасте обусловлена противоречивостью самосознания школьников, несформированностью навыков личностной саморегуляции, непротяженностью временной перспективы и т.д. Кроме того, сложность определения приоритетных смыслов, ценностей жизни, призвания обостряется объективными факторами: противоречивостью, высокой степенью нестабильности и неопределенности ориентиров в современном обществе, стремительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, высокими темпами роста информационных потоков и т.п.
Очевидно, педагогическое сообщество и школа должны отвечать современным тенденциям развития общества и человека. Поэтому задача педагога и школы – создать пространство, где ребенок “бытийствует”, проживает не придуманную, а реальную жизнь, помочь ребенку стать самим собой, выбрать себя и свой истинный путь в жизни, который ведет его к совершенству, наиболее полной самореализации и помочь ему в этом, ибо в реальной жизни человек не всегда адекватен своему предназначению, и собственные выборы в жизни часто остаются не отрефлексированными и не осознанными. Воспитание представляет собой помощь воспитаннику в его становлении, в первую очередь, в обретении им смысла собственной жизни. Педагог, рефлексирующий, неравнодушный и заинтересованный в своих питомцах и их наиболее полном самоосуществлении в жизни, должен понимать, что каждый ребенок имеет свой особый опыт отношений с миром, с людьми, с собой, т.е. имеет совершенно особую, уникальную историю собственного становления, которую представитель зарубежной философской и педагогической антропологии Ю.Хеннингсен в силу единичности “обучающей роли” отдельных событий, встреч, образов, чувств назвал “персонифицированным вариантом образования”[5] , а понимание смысла жизни и призвания выполняют в ней системообразующую и интегрирующую функцию. Педагогический процесс должен обеспечивать воспитаннику объективную и субъективную возможность самореализоваться, возможность “выбрать” себя в соответствии с “персонифицированным” пониманием смысла жизни и призвания, ибо “жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый тем не менее стремится к этому, одни глухо, другой отчетливо, каждый как может…, каждый, будучи попыткой, будучи броском из бездны, устремляется к своей собственной цели” [2] . В данном контексте представляется убедительным мнение представителя философии образования Б.С. Гершунского о том, что образование должно взять на себя “главную и, в конце концов, единственную функцию – всеми доступными этой системе способами подвести вступающего в жизнь человека к глубокому, всестороннему, внутренне принятому им осознанию и пониманию смысла жизни” [1] .
Понимание смысла жизни - это форма его существования в индивидуальном сознании, которая заключается в более или менее полном и адекватном осознании субъектом общей смысловой направленности индивидуального жизненного пути. В повседневной жизнедеятельности человек вынужден постоянно определять для себя цели, выбирать жизненные ориентиры и ценности. Важно, чтобы выбор был осознанным. Осознанный выбор конкретизируется как преимущественно целенаправленное, произвольное планирование, построение и преобразование субъектом собственного жизненного пути в соответствии со смыслом своей жизни, осуществляемое на основе его понимания. Процесс осмысления и конструирования жизни осуществляется человеком на основе классификации событий, выделении из них наиболее значимых, установлении причинно-следственных связей между ними, осмысления его логики и направленности. Безусловно, осознание смысла жизни и понимание своего призвания зависят от внутренних устремлений и личных усилий отдельного человека и не могут быть сформированы "снаружи". Не следует забывать, что педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие стремление к обретению сквозного смысла жизни и призвания, к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.
Технологией, позволяющей педагогу создать условия для решения индивидуальных ценностных проблем отдельного воспитанника, работая с группой подростков, является педагогическая мастерская. Данная технология может быть использована для решения ценностных проблем в различных сферах жизнедеятельности школьников. Основным средством развития ценностного сознания воспитанников в мастерской выступает “живое знание”, главными признаками которого являются открытость и недосказанность, незавершенность, насыщенность личностными смыслами. Приобретение “живого знания” как опыта понимания себя возможно либо через реорганизацию (в частности, рефлексию) имеющегося духовного опыта, либо через переживание (проживание) нового. Для создания ситуации рефлексии о смысле жизни необходимо обращение к технологиям, методам и приемам, апеллирующим не только к сознанию, но и эмоциональному миру подростка, создающим проблемно-поисковые ситуации, ситуации альтернативного выбора идей и ценностей, диалога и дискуссии, совместной творческой деятельности, импровизации, игры, которые обеспечивают эмоционально-образное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют “эмоциональную память” (К.Станиславский), развивают способность к сопереживанию (эмпатии), создают условия для рефлексии своих внутренних состояний.
Смысл жизни является фундаментальным атрибутом субъекта жизни. Известно, что смысл жизни выступает в качестве интегральной смысловой ориентации человека, концентрированной описательной характеристики наиболее стержневой и динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого [3]. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Так, например, в теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский определяют смысл жизни как идею, содержащую в себе цель жизни человека, присвоенную и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, которая определяет характер и направление деятельности человека. Конечно, существуют известные “стандарты” ценностей и смыслов. Но смысл жизни отдельного человека всегда в чем-то важном уникален, “персонифицирован”, неповторим в силу уникальности и неповторимости жизни каждого из нас.
Биографический выбор осуществляется подростками, как правило, стихийно через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении ребенка, через усвоение общекультурных, социальных норм посредством телевидения, Интернета, которые не всегда, к сожалению, способствуют выбору подростками позитивного вектора развития. Поэтому представляется целесообразным предложить подросткам мастерскую. Цель мастерской и задача педагога – представить подростку богатую палитру ценностей и смыслов, которые смогли бы его захватить, пленить, воодушевить. Чем шире диапазон ценностей и смыслов, тем большие возможности открываются для развития рефлексии, способствующей повышению осознанности свободного выбора подростка, детерминирующего содержание, характер, направление его биографической траектории.
Представленная мастерская может стать началом занятий-размышлений по поводу ряда экзистенциальных понятий (любовь, счастье, ответственность, свобода, ответственность, добро, зло, красота, дружба и др.) и категорий бытия (человек, жизнь, смысл жизни, цель жизни, предназначение человека, самоопределение, самовоспитание, самосовершенствование и др.), основой для творческой деятельности классного руководителя и становления многообразия “само” субъектов учебно-воспитательного процесса: саморазвития, самовоспитания, самореализации, самодетерминации, саморегуляции, самосовершенствования и т.д.
В современных условиях, когда возрастает ответственность каждого человека за свою собственную судьбу и судьбы других людей, когда он оказывается в сложном и противоречивом мире, полном хаоса и дисгармонии, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и ценностей, а новые еще не выработаны, развитая индивидуальность, высокий уровень субъектности, творческой активности, ответственность, решительность, способность учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать становятся важнейшими качествами и способностями человека. Как никогда, актуальным для общества в целом и воспитателей в частности является обращение В. Франкла: “Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации... Так или иначе, воспитание больше чем когда-либо становится воспитанием ответственности. А быть ответственным - значит быть селективным, быть избирательным. Мы живем в "обществе изобилия", средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции... Если мы не хотим утонуть в этом потоке..., то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет” [4] .
Современный человек находится в сложнейшей социокультурной ситуации, характеризующейся множественностью требований, предъявляемых к нему, ложных ценностей и смыслов, навязываемых ему. Возлагая на человека ответственность за его решения и выбор своей судьбы, основой биографического выбора и важнейшей задачей биографического развития является осознанность смысла жизни и призвания.
План мастерской “О смысле жизни и призвании человека”
Цель: углубление процесса самопознания; активизация процессов осознания, оценки, осмысления различных событий, этапов, людей, чувств, переживаний, ценностей собственной жизни; ориентация на рефлексию на себя как субъекта собственной жизни, на уникальность смысла и назначения жизни, на целеполагание и прогнозирование своей траектории развития.
Задачи:
- способствовать приобретению знаний об аксиологических основах бытия человека, о ценностно-смысловой сфере отдельной личности;
- создать ситуации, в которых участники смогут осознать, осмыслить ценности и смыслы собственной жизни, приобретут опыт отношения к различным ценностям других, опыт сопоставления своих ценностей и смыслов с таковыми других;
- создать условия и ситуации, в которых участники приобретут умения и навыки ценностного самоопределения, ранжирования ценностей и смыслов и выбора собственной позиции как основы эффективной жизнедеятельности с целью поиска и реализации своего призвания;
- взращивание и преобразование духовного опыта подростков посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства и т.д.
Результатом воспитания школьников становится система экзистенциальных ценностей, которая дает основание для определенного понимания смысла жизни, жизненного предназначения и нравственного развития.
Формы и методы работы: элементы психологического тренинга; групповая дискуссия; ролевая игра; элементы технологии критического мышления, проективной методики; метод незаконченных предложений, метод создания ситуации ценностного выбора, индивидуальная и групповая работа, синквейн, эссе.
Таблица 1
Задание № | Задачи. Формы и методы | Содержание |
Задание 1.
|
|
Мастер просит каждого участника,
разматывая и передавая клубок ниток, рассказать
о каком-либо недавнем событии, встрече,
достижении или наоборот огорчении в жизни
участника, которое принесло чувство
удовлетворения, радости, гордости, грусти и т.д. и
постараться придать ему смысл. Рефлексия эмоционального состояния, догадки, суждения, высказывания. Необходимо подвести участников мастерской к мысли о том, что каждое событие в жизни человека не исчезает бесследно, а наделенное определенным смыслом, образует уникальный, особенный жизненный путь человека, в котором есть место соответствующим ценностям, смыслу жизни и призванию. |
Задание 2.
|
|
Мастер с целью создания ситуации рефлексии представляет тему мастерской, используя притчу “Философия жизни” (стихотворение Ю.Левитанский “Каждый выбирает для себя” или др.) (Приложение 1), примерные вопросы для обсуждения и просит выбрать из имеющихся у участников высказываний о жизни/смысле жизни 2 высказывания, с которыми они согласны, и 2, с которыми принципиально не согласны, и прокомментировать свой выбор. (Приложение 2) |
Задание 3.
|
|
Мастер выдает каждой подгруппе
биографический материал отдельных выдающихся
знаменитых людей (Приложение 3) и
просит проанализировать и представить их
биографию, взяв за основу презентации следующую
структуру: Ценности (что повлияло на выбор?); цели,
идеалы, мечты; достижения, качества, благодаря
которым есть достижения; смысл жизни и призвание
героя. Как вариант можно использовать материалы интервью и телепередач с известными людьми, философские концепции о смысле жизни и т.д. Работа осуществляется в подгруппах. После презентации мастер предлагает вопросы для обсуждения (Приложение 4) и наполнить “шкатулку ценностей и смыслов”. Ребята сначала в парах, затем в группе размышляют над тем, что представляет собой бессмысленная жизнь, осмысленная жизнь (ведущие ценности, события, эмоциональные переживания, окружение, жизненные принципы) и их реальная жизнь. Обсуждение предложенных жизненных смыслов и ценностей в группе, их индивидуальное ранжирование. (Какие ценности могут быть основой жизни человека? Какие смыслы могут ее наполнять? Какие ценности и смыслы мы можем предложить будущим и ныне живущим поколениям? Смысл/призвание кого из героев ближе именно Вам? Как Вы оцениваете их жизнь? и т.д.). |
Задание 4.
|
|
Мастер просит каждую подгруппу, обобщив
проработанный материал и выделив существенное
для себя, изобразить на листе бумаги символ и
девиз жизни, продемонстрировать и
прокомментировать его. Как вариант можно также
предложить ребятам сочинить и проиллюстрировать
сказку или притчу о смысле жизни. Необходимо обратить внимание на то, каждый человек вкладывает в свою жизнь и в свою деятельность свой особенный смысл. Палитра ценностей и смыслов очень богата и разнообразна, выбор осуществляет каждый сам для себя. |
Задание 5.
|
|
Мастер выдает всем участникам
предложения, закончить которые они должны сами,
предлагает выбрать 3 из них для публичного
оглашения. (Приложение 5). Мастер также предлагает поделиться результатами своей деятельности и мыслями через синквейн/эссе + “Вопрос себе и другим”. Осуществляется рефлексия по итогам занятия: (Что узнал нового? О чем задумался? Что чувствовал? Что пригодится? Что вызвало трудности? Изменился ли первоначальный выбор? и т. д.). Мастер предлагает наполнить “рюкзак идей” по ходу мастерской и предложить темы для дальнейшей работы по проблемам, которые наиболее всего волнуют подростков. Домашнее задание. Мастер предлагает подросткам подумать о том, какой смысл они вкладывают в свою жизнь сейчас, кто или что помогло им это осознать, что они делают и готовы делать уже сейчас для того, чтобы его осуществлять. |
Список литературы:
- Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого - социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с. – С. 170.
- Гессе Г. Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером // Иностранная литература. 1993. № 5. – С. 40.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с. – С. 247-249.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с. – С. 10, 89.
- Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. / Перевод с нем. В.А. Волкова; Под общ. ред. В.Г. Безрогова. - М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с. - С. 80-81.
Дополнительная литература:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004. – 271 с.
- Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
- Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие. – СПб.: “Паритет”, 2003. – 160 с.
- Ермолин А.А. Школа жизни / сайт Н. Козлова в интернете nkozlov.ru.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Прсвещение, 2004.
- Кюри Е. Мария Кюри. Пер. с франц. Изд. 4-е. М.: Атомиздат, 1977.
- Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни (для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста). М.: ООО “Книжный дом Локус”, 2003. – 416 с.
- Мусский С.А. 100 великих Нобелевских лауреатов. М.: Вече, 2004.
- Самин Д.К. 100 великих ученых. М.: Вече, 2004.