"Персонифицированный" вариант понимания смысла жизни и призвания как основа биографического выбора подростка

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Предлагаемый материал адресован педагогам, работающим индивидуально с каждым воспитанником – творцом своей собственной жизненной истории, а разработанная автором мастерская направлена на повышение осознанности жизненных выборов и решений подростков.

Обращение к подростковому возрасту обусловлено тем, что на этом возрастном этапе происходит открытие своего “Я” на социальном, личностном и экзистенциальном уровнях, определение своего призвания и поиск средств его осуществления. Подростковый возраст - это период, в течение которого формируются жизненные ценности, происходит осознание своих качеств, способностей, интересов, возможностей, притязаний, стремлений, планов, проектов, опасений, становление общих взглядов на жизнь, отношений к людям и себе, и актуализируется проблема смысла жизни. Перед подростком стоит задача выбора, определения приоритетного направления жизни.

Под биографическим выбором следует понимать процесс и результат определения позиции человека в физической и социокультурной среде, осуществляемый в биографически детерминированной ситуации, которая приобретает статус значимого события, включается в историю жизни человека как веха жизненного пути, оказывает существенное воздействие на жизнь человека в биографическом масштабе. При этом сложность осуществления биографического выбора в подростковом возрасте обусловлена противоречивостью самосознания школьников, несформированностью навыков личностной саморегуляции, непротяженностью временной перспективы и т.д. Кроме того, сложность определения приоритетных смыслов, ценностей жизни, призвания обостряется объективными факторами: противоречивостью, высокой степенью нестабильности и неопределенности ориентиров в современном обществе, стремительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, высокими темпами роста информационных потоков и т.п.

Очевидно, педагогическое сообщество и школа должны отвечать современным тенденциям развития общества и человека. Поэтому задача педагога и школы – создать пространство, где ребенок “бытийствует”, проживает не придуманную, а реальную жизнь, помочь ребенку стать самим собой, выбрать себя и свой истинный путь в жизни, который ведет его к совершенству, наиболее полной самореализации и помочь ему в этом, ибо в реальной жизни человек не всегда адекватен своему предназначению, и собственные выборы в жизни часто остаются не отрефлексированными и не осознанными. Воспитание представляет собой помощь воспитаннику в его становлении, в первую очередь, в обретении им смысла собственной жизни. Педагог, рефлексирующий, неравнодушный и заинтересованный в своих питомцах и их наиболее полном самоосуществлении в жизни, должен понимать, что каждый ребенок имеет свой особый опыт отношений с миром, с людьми, с собой, т.е. имеет совершенно особую, уникальную историю собственного становления, которую представитель зарубежной философской и педагогической антропологии Ю.Хеннингсен в силу единичности “обучающей роли” отдельных событий, встреч, образов, чувств назвал “персонифицированным вариантом образования”[5] , а понимание смысла жизни и призвания выполняют в ней системообразующую и интегрирующую функцию. Педагогический процесс должен обеспечивать воспитаннику объективную и субъективную возможность самореализоваться, возможность “выбрать” себя в соответствии с “персонифицированным” пониманием смысла жизни и призвания, ибо “жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый тем не менее стремится к этому, одни глухо, другой отчетливо, каждый как может…, каждый, будучи попыткой, будучи броском из бездны, устремляется к своей собственной цели” [2] . В данном контексте представляется убедительным мнение представителя философии образования Б.С. Гершунского о том, что образование должно взять на себя “главную и, в конце концов, единственную функцию – всеми доступными этой системе способами подвести вступающего в жизнь человека к глубокому, всестороннему, внутренне принятому им осознанию и пониманию смысла жизни” [1] .

Понимание смысла жизни - это форма его существования в индивидуальном сознании, которая заключается в более или менее полном и адекватном осознании субъектом общей смысловой направленности индивидуального жизненного пути. В повседневной жизнедеятельности человек вынужден постоянно определять для себя цели, выбирать жизненные ориентиры и ценности. Важно, чтобы выбор был осознанным. Осознанный выбор конкретизируется как преимущественно целенаправленное, произвольное планирование, построение и преобразование субъектом собственного жизненного пути в соответствии со смыслом своей жизни, осуществляемое на основе его понимания. Процесс осмысления и конструирования жизни осуществляется человеком на основе классификации событий, выделении из них наиболее значимых, установлении причинно-следственных связей между ними, осмысления его логики и направленности. Безусловно, осознание смысла жизни и понимание своего призвания зависят от внутренних устремлений и личных усилий отдельного человека и не могут быть сформированы "снаружи". Не следует забывать, что педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие стремление к обретению сквозного смысла жизни и призвания, к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.

Технологией, позволяющей педагогу создать условия для решения индивидуальных ценностных проблем отдельного воспитанника, работая с группой подростков, является педагогическая мастерская. Данная технология может быть использована для решения ценностных проблем в различных сферах жизнедеятельности школьников. Основным средством развития ценностного сознания воспитанников в мастерской выступает “живое знание”, главными признаками которого являются открытость и недосказанность, незавершенность, насыщенность личностными смыслами. Приобретение “живого знания” как опыта понимания себя возможно либо через реорганизацию (в частности, рефлексию) имеющегося духовного опыта, либо через переживание (проживание) нового. Для создания ситуации рефлексии о смысле жизни необходимо обращение к технологиям, методам и приемам, апеллирующим не только к сознанию, но и эмоциональному миру подростка, создающим проблемно-поисковые ситуации, ситуации альтернативного выбора идей и ценностей, диалога и дискуссии, совместной творческой деятельности, импровизации, игры, которые обеспечивают эмоционально-образное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют “эмоциональную память” (К.Станиславский), развивают способность к сопереживанию (эмпатии), создают условия для рефлексии своих внутренних состояний.

Смысл жизни является фундаментальным атрибутом субъекта жизни. Известно, что смысл жизни выступает в качестве интегральной смысловой ориентации человека, концентрированной описательной характеристики наиболее стержневой и динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого [3]. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Так, например, в теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский определяют смысл жизни как идею, содержащую в себе цель жизни человека, присвоенную и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, которая определяет характер и направление деятельности человека. Конечно, существуют известные “стандарты” ценностей и смыслов. Но смысл жизни отдельного человека всегда в чем-то важном уникален, “персонифицирован”, неповторим в силу уникальности и неповторимости жизни каждого из нас.

Биографический выбор осуществляется подростками, как правило, стихийно через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении ребенка, через усвоение общекультурных, социальных норм посредством телевидения, Интернета, которые не всегда, к сожалению, способствуют выбору подростками позитивного вектора развития. Поэтому представляется целесообразным предложить подросткам мастерскую. Цель мастерской и задача педагога – представить подростку богатую палитру ценностей и смыслов, которые смогли бы его захватить, пленить, воодушевить. Чем шире диапазон ценностей и смыслов, тем большие возможности открываются для развития рефлексии, способствующей повышению осознанности свободного выбора подростка, детерминирующего содержание, характер, направление его биографической траектории.

Представленная мастерская может стать началом занятий-размышлений по поводу ряда экзистенциальных понятий (любовь, счастье, ответственность, свобода, ответственность, добро, зло, красота, дружба и др.) и категорий бытия (человек, жизнь, смысл жизни, цель жизни, предназначение человека, самоопределение, самовоспитание, самосовершенствование и др.), основой для творческой деятельности классного руководителя и становления многообразия “само” субъектов учебно-воспитательного процесса: саморазвития, самовоспитания, самореализации, самодетерминации, саморегуляции, самосовершенствования и т.д.

В современных условиях, когда возрастает ответственность каждого человека за свою собственную судьбу и судьбы других людей, когда он оказывается в сложном и противоречивом мире, полном хаоса и дисгармонии, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и ценностей, а новые еще не выработаны, развитая индивидуальность, высокий уровень субъектности, творческой активности, ответственность, решительность, способность учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать становятся важнейшими качествами и способностями человека. Как никогда, актуальным для общества в целом и воспитателей в частности является обращение В. Франкла: “Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации... Так или иначе, воспитание больше чем когда-либо становится воспитанием ответственности. А быть ответственным - значит быть селективным, быть избирательным. Мы живем в "обществе изобилия", средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции... Если мы не хотим утонуть в этом потоке..., то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет” [4] .

Современный человек находится в сложнейшей социокультурной ситуации, характеризующейся множественностью требований, предъявляемых к нему, ложных ценностей и смыслов, навязываемых ему. Возлагая на человека ответственность за его решения и выбор своей судьбы, основой биографического выбора и важнейшей задачей биографического развития является осознанность смысла жизни и призвания.

План мастерской “О смысле жизни и призвании человека

Цель: углубление процесса самопознания; активизация процессов осознания, оценки, осмысления различных событий, этапов, людей, чувств, переживаний, ценностей собственной жизни; ориентация на рефлексию на себя как субъекта собственной жизни, на уникальность смысла и назначения жизни, на целеполагание и прогнозирование своей траектории развития.

Задачи:

  • способствовать приобретению знаний об аксиологических основах бытия человека, о ценностно-смысловой сфере отдельной личности;
  • создать ситуации, в которых участники смогут осознать, осмыслить ценности и смыслы собственной жизни, приобретут опыт отношения к различным ценностям других, опыт сопоставления своих ценностей и смыслов с таковыми других;
  • создать условия и ситуации, в которых участники приобретут умения и навыки ценностного самоопределения, ранжирования ценностей и смыслов и выбора собственной позиции как основы эффективной жизнедеятельности с целью поиска и реализации своего призвания;
  • взращивание и преобразование духовного опыта подростков посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства и т.д.

Результатом воспитания школьников становится система экзистенциальных ценностей, которая дает основание для определенного понимания смысла жизни, жизненного предназначения и нравственного развития.

Формы и методы работы: элементы психологического тренинга; групповая дискуссия; ролевая игра; элементы технологии критического мышления, проективной методики; метод незаконченных предложений, метод создания ситуации ценностного выбора, индивидуальная и групповая работа, синквейн, эссе.

Таблица 1

Задание № Задачи. Формы и методы Содержание
Задание 1.
  • “Клубок смыслов”
  • Организационный момент
  • Знакомство
  • Вступительное слово
  • Создание обстановки искреннего и непринужденного общения, положительного эмоционального фона, установление личных контактов, условий для рефлексии
  • Групповая работа, элементы психогимнастики
Мастер просит каждого участника, разматывая и передавая клубок ниток, рассказать о каком-либо недавнем событии, встрече, достижении или наоборот огорчении в жизни участника, которое принесло чувство удовлетворения, радости, гордости, грусти и т.д. и постараться придать ему смысл.

Рефлексия эмоционального состояния, догадки, суждения, высказывания.

Необходимо подвести участников мастерской к мысли о том, что каждое событие в жизни человека не исчезает бесследно, а наделенное определенным смыслом, образует уникальный, особенный жизненный путь человека, в котором есть место соответствующим ценностям, смыслу жизни и призванию.

Задание 2.
  • “Альтернативный выбор”
  • Актуализация эмоций, чувств, мыслей, действий прошлого, настоящего, их осознание, оценка, осмысление
  • Групповая и индивидуальная работа, дискуссия
Мастер с целью создания ситуации рефлексии представляет тему мастерской, используя притчу “Философия жизни” (стихотворение Ю.Левитанский “Каждый выбирает для себя” или др.) (Приложение 1), примерные вопросы для обсуждения и просит выбрать из имеющихся у участников высказываний о жизни/смысле жизни 2 высказывания, с которыми они согласны, и 2, с которыми принципиально не согласны, и прокомментировать свой выбор. (Приложение 2)
Задание 3.
  • “Шкатулка ценностей и смыслов”
  • Способствовать осмыслению участниками различных подходов к смыслу и назначению человеческого бытия, осознанию смысла собственной жизни и своего жизненного призвания
  • Индивидуальная и групповая работа, дискуссия
Мастер выдает каждой подгруппе биографический материал отдельных выдающихся знаменитых людей (Приложение 3) и просит проанализировать и представить их биографию, взяв за основу презентации следующую структуру: Ценности (что повлияло на выбор?); цели, идеалы, мечты; достижения, качества, благодаря которым есть достижения; смысл жизни и призвание героя.

Как вариант можно использовать материалы интервью и телепередач с известными людьми, философские концепции о смысле жизни и т.д.

Работа осуществляется в подгруппах.

После презентации мастер предлагает вопросы для обсуждения (Приложение 4) и наполнить “шкатулку ценностей и смыслов”. Ребята сначала в парах, затем в группе размышляют над тем, что представляет собой бессмысленная жизнь, осмысленная жизнь (ведущие ценности, события, эмоциональные переживания, окружение, жизненные принципы) и их реальная жизнь. Обсуждение предложенных жизненных смыслов и ценностей в группе, их индивидуальное ранжирование.

(Какие ценности могут быть основой жизни человека? Какие смыслы могут ее наполнять? Какие ценности и смыслы мы можем предложить будущим и ныне живущим поколениям? Смысл/призвание кого из героев ближе именно Вам? Как Вы оцениваете их жизнь? и т.д.).

Задание 4.
  • “Образ жизни”
  • Определить ценностно-смысловую насыщенность жизни в прошлом, настоящем, будущем; стимулировать к рефлексии на себя как самостоятельного субъекта жизнедеятельности и построение своей уникальной траектории жизни
  • Проект, групповая работа, дискуссия
Мастер просит каждую подгруппу, обобщив проработанный материал и выделив существенное для себя, изобразить на листе бумаги символ и девиз жизни, продемонстрировать и прокомментировать его. Как вариант можно также предложить ребятам сочинить и проиллюстрировать сказку или притчу о смысле жизни.

Необходимо обратить внимание на то, каждый человек вкладывает в свою жизнь и в свою деятельность свой особенный смысл. Палитра ценностей и смыслов очень богата и разнообразна, выбор осуществляет каждый сам для себя.

Задание 5.
  • “Вопрос себе и другим”
  • “Я к Вам пишу…”
  • “Рюкзак идей”
  • Заключение
  • Выводы
  • Обобщение
  • Обобщение знаний, эмоций, мотивов, мыслей, мнений, планов участников в процессе осмысления нравственных и экзистенциальных ценностей как основы человеческой жизни, рефлексия состояний в процессе мастерской
  • Индивидуальная работа, метод незаконченных предложений, синквейн, эссе, дискуссия
Мастер выдает всем участникам предложения, закончить которые они должны сами, предлагает выбрать 3 из них для публичного оглашения. (Приложение 5).

Мастер также предлагает поделиться результатами своей деятельности и мыслями через синквейн/эссе + “Вопрос себе и другим”.

Осуществляется рефлексия по итогам занятия: (Что узнал нового? О чем задумался? Что чувствовал? Что пригодится? Что вызвало трудности? Изменился ли первоначальный выбор? и т. д.).

Мастер предлагает наполнить “рюкзак идей” по ходу мастерской и предложить темы для дальнейшей работы по проблемам, которые наиболее всего волнуют подростков.

Домашнее задание. Мастер предлагает подросткам подумать о том, какой смысл они вкладывают в свою жизнь сейчас, кто или что помогло им это осознать, что они делают и готовы делать уже сейчас для того, чтобы его осуществлять.

Список литературы:

  1. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого - социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с. – С. 170.
  2. Гессе Г. Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером // Иностранная литература. 1993. № 5. – С. 40.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с. – С. 247-249.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с. – С. 10, 89.
  5. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. / Перевод с нем. В.А. Волкова; Под общ. ред. В.Г. Безрогова. - М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с. - С. 80-81.

Дополнительная литература:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004. – 271 с.
  2. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  3. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие. – СПб.: “Паритет”, 2003. – 160 с.
  4. Ермолин А.А. Школа жизни / сайт Н. Козлова в интернете nkozlov.ru.
  5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Прсвещение, 2004.
  6. Кюри Е. Мария Кюри. Пер. с франц. Изд. 4-е. М.: Атомиздат, 1977.
  7. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни (для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста). М.: ООО “Книжный дом Локус”, 2003. – 416 с.
  8. Мусский С.А. 100 великих Нобелевских лауреатов. М.: Вече, 2004.
  9. Самин Д.К. 100 великих ученых. М.: Вече, 2004.