«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»
И. Кант
Пояснительная записка
Давно уже необходимость развития тонких
движений пальцев у детей признана педагогами, но
назрела необходимость подключить к этому
процессу и родителей.
Вот почему и был составлен проект «Умные
пальчики».
Обучая родителей и педагогов, автор доносит до
них важность того, что речевые пальчиковые игры
стимулируют фантазию детей, помогают проявлять
их творческие способности и приносят ощущение
радости взаимопонимания.
Автор данного проекта выделяет и воспитательное
значение речевых пальчиковых игр, делает
заключение, что именно ассоциация звука и смысла
слов с собственным телом ребенка наилучшим
образом подходит для стиля бучения детей.
Цель проекта: научить родителей логопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.
Задачи проекта:
- Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
- Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
Участники проекта: Щенникова И.П – учитель – логопед, воспитатели, родители и дети логопедической группы.
Длительность проекта: в течение учебного года.
Этапы проекта
Подготовительный:
- Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
- Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
- Подготовка наглядного материала:
- слайдов для мультимедийного демонстрирования
- письменных консультаций для стенда информации
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
Основной:
- Составление перспективного плана проведения с детьми логопедической группы игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
- Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
- Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
- Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
- Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
- Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.
Заключительный:
- Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
- Брифинг с родителями по теме проекта «Умные пальчики».
- Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности |
Цели и задачи |
1. |
Изучение тематики, формулировка проблемы | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей логопедической группы. |
2. |
Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. | Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком. |
3. |
Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 | Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. |
4. |
Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей логопедической группы. | Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований. |
5. |
Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. | Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. |
6. |
Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. |
7. |
Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг». | Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр. |
8. |
Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования). | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. |
9. |
Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». | Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными. |
10. |
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми. |
11. |
Повторная диагностика в конце учебного года. | Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей. |
12. |
Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ | Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности. |
13. |
Брифинг с родителями на тему: «Время подводить итоги». | Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |
14. |
Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж». | Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук- игрового самомассажа |
Предполагаемый результат работы.
Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.