Урок информатики в 3-м классе "Свойства объектов"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель  урока: формирование представления о понятии «Свойства объекта»

Задачи:

  1. Обучающие:
    • сформировать  понятие  «свойства объекта»;
    • учить давать характеристику объекту;
    • активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.
  2. Развивающие:
    • способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и  навыков, мыслительных операций, воображения;
    • создать условия для развития всех типов каналов восприятия  информации.
  3. Воспитательные:
    • продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
    • формировать навыки саморегуляции (умение  слышать и слушать);
    • совершенствовать навыки совместной деятельности.

Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе, показ приёмов осуществления межпредметных связей в учебном процессе на уроках в начальной школе.

Место урока в учебном плане: в теме «Объект и его характеристика» (10 часов)

Номер урока в теме: 3.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: персональный компьютер, видеопроектор, экран. Программные требования: операционная система Microsoft Windows  XP. Системное обеспечение: программа к учебнику Матвеевой Н. В. «Информатика для 3 класса».

Опыт использования работы в учебном процессе: данный урок был проведён Смиренниковой  Ириной Сергеевной  в феврале 2008г.  в 3 В классе гимназии №44 г. Иваново в рамках распространения опыта для учителей г. Иваново.

Целесообразность применения информационных технологий: Учебный материал представлен в виде ярких опорных образов, наполненных информацией, что способствует повышению эффективности процесса обучения, помогает сохранить положительный настрой на работу на всех этапах урока, способствует формированию более прочных знаний по теме. В работу включаются дети с разными ведущими каналами восприятия.

План урока

  • Организационный этап (2-3 мин)
  • Ориентировочно-мотивационный этап (10 мин)
  • Целеполагающий этап  (2-3 мин)
  • Операционно-исполнительный этап  (23-25 мин)
  • Рефлексивно-оценочный этап  (3 мин)

Конспект урока

Организационный этап

1 слайд

Задаю вопросы, настраиваю детей на урок

Дети отвечают на вопросы, слушают музыку, смотрят зарисовки, настраиваются на урок.

 

- Какое время года?

Зима

 

- Как в народе называют зиму?

Зимушка, волшебница …

 

 - Какие волшебства творит зима?

 - Рисует узоры на окнах, преобразилась природа, снежинки красивые, …

 

 - Предлагаю полюбоваться зимними пейзажами, послушать музыку П. И, Чайковского

 

Ориентировочно-мотивационный этап

Слайд 2

Веду беседу
- Зима, вьюга, ветер переставил буквы в словах местами. Декодируйте.

- Объект, это тема прошлого урока

Слайды  3, 4

 - Что мы знаем об объекте?

 - Это общее название любого предмета, живого существа, явления, события.
- Один объект может одновременно иметь несколько имён (общее, конкретное, собственное).
- Имя может состоять из одного, двух или нескольких слов.
- Разные объекты имеют одно имя
- Один объект имеет разные имена

Слайд 5

- Предлагаю выбрать дальше для себя форму работы: индивидуально или в паре. Детям, выбравшим работать индивидуально, предлагаю работу на индивидуальных досках или на карточках.
Детям, выбравшим работу в паре, предлагаю сначала вспомнить игры с мячом (вспомнить уроки физкультуры), а затем сыграть в словесный футбол:

Дети выбирают форму работы: кто выбрал работать индивидуально, то работает на индивидуальных досках или карточках, кто работает в паре, играют в словесный футбол

Первый тайм.
Объясняю условия игры: один человек берёт карточку и читает сопернику названия объектов, вид. Соперник в ответ называет соответствующие родовые понятия

Первый тайм. Окунь - …(рыба),  стул - … (мебель), имя существительное - … (часть речи), эскимо - … (мороженое), термометр - .. (прибор), комар - … (насекомое), хлебница - … (посуда), брюки -… (одежда), квадрат -  (прямоугольник).

Второй тайм:
Объясняю условия игры, выдаю новые карточки.

Второй тайм: Дети меняются ролями. По карточке называют родовые понятия, в ответ называют видовые, можно 2-3- объекта.
Игрушка - ….
Птица - …
Посуда - …
Фрукт - …
Времена года - …
Единицы длины - …

Третий тайм.
Я бросаю мяч. Вы должны распознать, какой подан мяч: родовое или видовое понятие я вам назвала и дать правильный ответ.

Третий тайм:
Огурец -  …(овощ)
Дикое животное - …(волк, медведь, …)
Матрёшка - …(игрушка)
Город - …(Иваново, Москва, …)
Шёлк  - … (ткань)
Суффикс - … (часть слова)
Кувшин - …(посуда)

Подведение итогов игры. Молодцы, вы не пропустили ни одного гола.

 

 

Проверим работающих индивидуально. Оценим.

Дети располагали слова в три столбика с указанным основанием для классификации: самое узкое понятие, среднее понятие, самое широкое понятие.
- Животные, домашние животные, коза
- Ягоды, лесные ягоды, черника
- Стол, письменный стол, мебель
- Мебель, книжная полка, полка
- Книга, учебник математики, учебник

Целеполагающий этап

Слайд 6

Предлагаю детям выбрать вазу по описанию:
- Буратино подарил Мальвине одну из этих ваз. Она без ручки, без ножки, с рисунком, но не бабочки.

Дети на веере показывают номер выбранной вазы

 

 - Что вам помогло точно определить вазу?

Её описание.

 

 - Вспомните уроки русского языка. Какая часть речи помогает описать объект и отвечает на вопрос какая?

 - Имя прилагательное

 

 - Дайте определение имени прилагательному

Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?,  какое?, какие? и обозначает признак предмета

 

- На уроках русского  языка мы говорим «признак предмета», на уроках информатики предмет называем …

- Объектом

 

 - Подберите  синоним слову «признак»

 - Свойство

 

 - Тема урока «Свойства объекта». Предположите, чему будет учиться на уроке.

 - Узнаем, какие у объекта бывают свойства
- Будем учиться  определять свойства у объекта и определять объект по указанным свойствам

Операционно-исполнительный этап

Слайд 7

На какие группы и по какому признаку вы разобьёте эти объекты? Вспомните уроки математики

 - По цвету, форме, размеру

Слайд 8

 - Каким общим свойством обладают эти объекты?

 - Из одного материала, одинакового назначения.

 

Сделайте вывод, какие у объекта могут быть свойства

Это его размер, цвет, форма, материал, назначение.

Слайд 9

Предлагаю поработать самостоятельно

Дети читают статью в учебнике с. 89-90, определяют, что свойства ещё указывают на элементный состав объекта и действие, которое может выполнять объект.

Слайд 10

 - Какими свойствами могут обладать объекты?

 

 

- По одному свойству можно ли точно определить объект? Например, белый  - …

- Нет

 

Сформулируйте вывод

Нужно знать несколько признаков – характеристику объекта

Слайд 11

Поиграем. Отгадайте объекты

Дети читают характеристику объекта на слайде, отгадывают объект

Слайд 12

Предлагаю вам самостоятельно описать объекты в тетради с. 17
№ 3 или № 5

Дети выполняют самостоятельную работу.
Проверка: в паре, вслух читают понравившуюся характеристику объекта

 

 - Предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос:
- Есть ли в природе объекты, обладающие одинаковым свойством?  Если да, то приведите пример.

Дети рассуждают в группах, выслушиваем мнение каждой группы

 

 - Предлагаю вам самостоятельно поработать. № 8 с. 21 тетради, выписать названия объектов, обладающих одинаковым свойством

Дети выполняют самостоятельную работу.
Проверка: читают: по цвету, по форме, по вкусу, …

 

Предлагаю закрепить наши знания и поработать самостоятельно на компьютере. Выберите задание:
1 – в программе «Информатика – 3 класс» в рабочей тетради, задания параграфа 15
Или
2 – В папке на Рабочем столе «К уроку» дан текст. Придумать и напечатать свойства объектов вместо пропущенных точек

Самостоятельная работа на компьютере.

Редактируют текст:
«В …. Тумане встаёт …солнце. Спит…лес. Я выхожу на … поляну. …птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились совсем … птенцы. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь … мать выводила птенцов»

 

 

Зачитываем несколько детских работ.

 

Читаю текст-оригинал Г. Скребицкого

 

 

 - Вспомните уроки природоведения. Какая птица зимой выводит птенцов?

Клёст

Рефлексивно-оценочный этап

 

 - Посмотрите на плакат. Что мы знаем об объекте? Договорите

- Каждый объект имеет несколько..
- Совокупность свойств – это…
- Свойство объекта указывает на его …

- свойств
- характеристика объекта
- размер, цвет, назначение, материал,…

Слайд 13

Вспомните  снежинку. Предлагаю стать волшебниками и раскрасить её. Жёлтым цветом, если вы можете сказать «я знаю о свойствах объекта и могу рассказать о них», синим – «знаю о свойствах объекта, но рассказать ещё не готов»

Дети под музыку прикрепляют магниты соответствующего цвета на большую нарисованную снежинку на доске.

Записывают домашнее задание от уровня усвоения материала на уроке (по выбранному цвету снежинки)

 

 - Молодцы, мы хорошо поработали. До встреч на следующем уроке.