Цель урока: формирование представления о понятии «Свойства объекта»
Задачи:
- Обучающие:
- сформировать понятие «свойства объекта»;
- учить давать характеристику объекту;
- активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения;
- создать условия для развития всех типов каналов восприятия информации.
- Воспитательные:
- продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
- формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
- совершенствовать навыки совместной деятельности.
Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе, показ приёмов осуществления межпредметных связей в учебном процессе на уроках в начальной школе.
Место урока в учебном плане: в теме «Объект и его характеристика» (10 часов)
Номер урока в теме: 3.
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: персональный компьютер, видеопроектор, экран. Программные требования: операционная система Microsoft Windows XP. Системное обеспечение: программа к учебнику Матвеевой Н. В. «Информатика для 3 класса».
Опыт использования работы в учебном процессе: данный урок был проведён Смиренниковой Ириной Сергеевной в феврале 2008г. в 3 В классе гимназии №44 г. Иваново в рамках распространения опыта для учителей г. Иваново.
Целесообразность применения информационных технологий: Учебный материал представлен в виде ярких опорных образов, наполненных информацией, что способствует повышению эффективности процесса обучения, помогает сохранить положительный настрой на работу на всех этапах урока, способствует формированию более прочных знаний по теме. В работу включаются дети с разными ведущими каналами восприятия.
План урока
- Организационный этап (2-3 мин)
- Ориентировочно-мотивационный этап (10 мин)
- Целеполагающий этап (2-3 мин)
- Операционно-исполнительный этап (23-25 мин)
- Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)
Конспект урока
Организационный этап |
||
Задаю вопросы, настраиваю детей на урок |
Дети отвечают на вопросы, слушают музыку, смотрят зарисовки, настраиваются на урок. |
|
|
- Какое время года? |
Зима |
|
- Как в народе называют зиму? |
Зимушка, волшебница … |
|
- Какие волшебства творит зима? |
- Рисует узоры на окнах, преобразилась природа, снежинки красивые, … |
|
- Предлагаю полюбоваться зимними пейзажами, послушать музыку П. И, Чайковского |
|
Ориентировочно-мотивационный этап |
||
Веду беседу |
- Объект, это тема прошлого урока |
|
- Что мы знаем об объекте? |
- Это общее название любого предмета, живого существа, явления, события. |
|
- Предлагаю выбрать дальше для себя форму работы: индивидуально или в паре. Детям, выбравшим работать индивидуально, предлагаю работу на индивидуальных досках или на карточках. |
Дети выбирают форму работы: кто выбрал работать индивидуально, то работает на индивидуальных досках или карточках, кто работает в паре, играют в словесный футбол |
|
Первый тайм. |
Первый тайм. Окунь - …(рыба), стул - … (мебель), имя существительное - … (часть речи), эскимо - … (мороженое), термометр - .. (прибор), комар - … (насекомое), хлебница - … (посуда), брюки -… (одежда), квадрат - (прямоугольник). |
|
Второй тайм: |
Второй тайм: Дети меняются ролями. По карточке называют родовые понятия, в ответ называют видовые, можно 2-3- объекта. |
|
Третий тайм. |
Третий тайм: |
|
Подведение итогов игры. Молодцы, вы не пропустили ни одного гола. |
|
|
|
Проверим работающих индивидуально. Оценим. |
Дети располагали слова в три столбика с указанным основанием для классификации: самое узкое понятие, среднее понятие, самое широкое понятие. |
Целеполагающий этап |
||
Предлагаю детям выбрать вазу по описанию: |
Дети на веере показывают номер выбранной вазы |
|
|
- Что вам помогло точно определить вазу? |
Её описание. |
|
- Вспомните уроки русского языка. Какая часть речи помогает описать объект и отвечает на вопрос какая? |
- Имя прилагательное |
|
- Дайте определение имени прилагательному |
Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета |
|
- На уроках русского языка мы говорим «признак предмета», на уроках информатики предмет называем … |
- Объектом |
|
- Подберите синоним слову «признак» |
- Свойство |
|
- Тема урока «Свойства объекта». Предположите, чему будет учиться на уроке. |
- Узнаем, какие у объекта бывают свойства |
Операционно-исполнительный этап |
||
На какие группы и по какому признаку вы разобьёте эти объекты? Вспомните уроки математики |
- По цвету, форме, размеру |
|
- Каким общим свойством обладают эти объекты? |
- Из одного материала, одинакового назначения. |
|
|
Сделайте вывод, какие у объекта могут быть свойства |
Это его размер, цвет, форма, материал, назначение. |
Предлагаю поработать самостоятельно |
Дети читают статью в учебнике с. 89-90, определяют, что свойства ещё указывают на элементный состав объекта и действие, которое может выполнять объект. |
|
- Какими свойствами могут обладать объекты? |
|
|
|
- По одному свойству можно ли точно определить объект? Например, белый - … |
- Нет |
|
Сформулируйте вывод |
Нужно знать несколько признаков – характеристику объекта |
Поиграем. Отгадайте объекты |
Дети читают характеристику объекта на слайде, отгадывают объект |
|
Предлагаю вам самостоятельно описать объекты в тетради с. 17 |
Дети выполняют самостоятельную работу. |
|
|
- Предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос: |
Дети рассуждают в группах, выслушиваем мнение каждой группы |
|
- Предлагаю вам самостоятельно поработать. № 8 с. 21 тетради, выписать названия объектов, обладающих одинаковым свойством |
Дети выполняют самостоятельную работу. |
|
Предлагаю закрепить наши знания и поработать самостоятельно на компьютере. Выберите задание: |
Самостоятельная работа на компьютере. Редактируют текст: |
|
|
Зачитываем несколько детских работ. |
|
Читаю текст-оригинал Г. Скребицкого |
|
|
- Вспомните уроки природоведения. Какая птица зимой выводит птенцов? |
Клёст |
Рефлексивно-оценочный этап |
||
|
- Посмотрите на плакат. Что мы знаем об объекте? Договорите
|
- свойств |
Вспомните снежинку. Предлагаю стать волшебниками и раскрасить её. Жёлтым цветом, если вы можете сказать «я знаю о свойствах объекта и могу рассказать о них», синим – «знаю о свойствах объекта, но рассказать ещё не готов» |
Дети под музыку прикрепляют магниты соответствующего цвета на большую нарисованную снежинку на доске. Записывают домашнее задание от уровня усвоения материала на уроке (по выбранному цвету снежинки) |
|
|
- Молодцы, мы хорошо поработали. До встреч на следующем уроке. |
|