«Мы едим для того, чтобы жить,
а не живем для того, чтобы есть».
И. П. Павлов
Цели и задачи:
- Повторить и обобщить имеющиеся знания о пищеварительной системе.
- Сформулировать представления о продуктах питания и питательных веществах.
- Обосновать правила гигиены питания.
Оборудование: таблицы, плакаты, схемы, муляжи.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые жюри, коллеги, ребята! Ребята, вы знаете, что тело любого животного существа – от крохотной бактерии до огромного слона – содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование. Эта потребность удовлетворяется за счет питания. Чтобы жить, человек должен питаться , т.к. при питании выделяется энергия при расщеплении сложных органических веществ. Сегодня мы выясним, насколько широки и глубоки ваши знания по вопросам пищеварения и гигиены питания, сумеете ли вы в будущем правильно использовать их? Вам предстоит выдержать своеобразный экзамен, правда в игровой форме. Итак мы начинаем нашу игру-соревнование. Она будет проходить в несколько этапов.
Правила игры:
- При ответах можно пользоваться таблицами, плакатами, схемами, муляжами.
- На обдумывание вопроса дается 1-3 минуты, при задержке ответа больше положенного времени засчитывается поражение, при неправильном ответе, команда соперника дает правильный ответ.
- После каждого этапа жюри подводит предварительные итоги. В конце мероприятия жюри объявляет команду победительницу.
1 этап: Выход команд.
Команда «Физиологи»:
Не забывайте в числе других продуктов
Побольше кушай овощей и фруктов!
Команда «Гигиенисты»:
Грязь грозит тебе бедой
Руки мой перед едой!
2 этап: Конкурс командиров
Задание командиру «Физиологи»
На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20-30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх. Как можно объяснить такой результат?
(Пища служит строительным материалом и источником энергии)
Задание командиру «Гигиенисты»
Продукты питания состоят из питательных веществ. И наш организм построен из тех же веществ. Почему пища, (например, молоко или куриный белок), введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками?
(Белки пищи и белки нашего тела отличаются по строению. Появление чужеродных белков и других сложных чужеродных соединений в крови вызывало бы иммунную реакцию и их уничтожение антителами или отравление организма.)
3 этап: Разминка.
Команды поочередно задают друг другу по 4 вопроса.
Вопросы 1-й команды:
- Что такое пища?
- Какую функцию выполняют зубы?
- Какие пищеварительные элементы вы знаете?
- Полезно ли жевать жевательную резинку?
Вопросы 2-й команды:
- Что такое пищеварение?
- Какие функции выполняет тонкий кишечник?
- Почему нельзя употреблять сырое, плохо прожаренное мясо?
- Каких зубов нет у нас, но есть у млекопитающих?
4 этап: Что это?
1-я команда выписывает из списка продукты питания, а 2-я – питательные вещества.
Молоко, крахмал, масло, белок, жир, яблоко, мясо, углевод, хлеб, пшено, витамины, вода, сметана, минеральные соли, рыба.
5 этап: Третий лишний
Исключите лишнее. Объясните почему вы исключили именно это понятие.
- Рот, желудок, почки, печень
- Надпочечник, печень, поджелудочная железа
- Желудочное пищеварение, глоточное пищеварение, кишечное пищеварение.
- Слюна, пепсин, желчь.
6 этап: Знаете ли вы?
Укажите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта.
А) пищевод
Б) тонкая кишка
В)
Г) глотка
Д) 12-перстная
Е) прямая кишка
Ж) ободочная кишка
З) слепая кишка
И) желудок
Ответ: г, а, и, д, б, в, з, ж, е.
Пока работают команды – игра со зрителями «Да-нет»
- Сыр, масло, молоко, мясо – питательные вещества? (нет)
- В состав зубов входят соли кальция? (да)
- Самая большая железа слюнная? (нет)
- Слюнные железы – это железы внутренней секреции? (нет)
- Аппендикс – совершенно бесполезный орган? (нет)
- Максимальное количество зубов у человека 33? (нет)
- Пищевод проводит пищу в кишечник? (нет)
- Зубы необходимы для механического измельчения пищи? (да)
7 этап: Выбери правильный ответ
Поставьте фермент к той части пищеварительной системы, где он функционирует.
|
а) птиалин, б) пепсин, в)липаза, |
Ответ: 1 – А, д; 2 – б, в, е; 3 – г, ё.
Игра со зрителями «Согласен – не согласен»
- Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (да)
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
- Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)
- Правда ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
- Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)
8 этап: Найди причину заболевания.
1-я команда
- Инфекционные заболевания (б, в, д)
- Источник – недоваренное, недожаренное мясо и рыба (г)
- Источник – грязные руки, вода, пища, посуда (б, в, г, д)
- Результат нарушения гигиены ротовой полости (а)
А – кариес
Б – дизентерия
В – холера
Г – глистные заболевания
Д – тиф
2-я команда
- Результат нарушения гигиены питания (е, ж, и)
- Результат плохой сервировки стола (з)
- Результат курения и алкоголя (а, ж, з, и, к)
- Результат недостаточности движения ( гиподинамии) (е)
Е – ожирение
Ж –
З – отсутствие аппетита
И – язва желудка
К – цирроз печени
9 этап: Отгадай кроссворд
По горизонтали:
1. Вещество, без которого человек не проживет и 2-3 дней.
2. Питательные вещества, необходимые для роста, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.
5. Продукт животного происхождения, необходимый грудным детям.
8. Орган, соединяющий рот и желудок.
9. Предмет, помогающий человеку заботиться о зубах.
По вертикали:
1. Полезные вещества, содержащиеся в овощах и фруктах.
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.
4. Желание есть.
6. Помидор, огурец, лук. Дайте общее название.
7. Орган, в котором перевариваются белки пищи.
Игра со зрителями.
Я называю правила гигиены, а вы их обосновываете:
- Необходимо принимать пищу в одни и те же часы.
- Вредно съедать за один раз много пищи, особенно на ночь.
- Необходимо тщательно пережевывать пищу.
- Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике.
- Следить за гигиеной ротовой полости: регулярно чистить зубы, лечить кариес.
- Мясо и рыбу подвергать тщательной термической обработке.
- Здоровая диета – это ограничение в жирах и соли, значительное увеличение доли фруктов, овощей, круп, изделий из муки грубого помола.
- Не курить, не употреблять спиртные напитки.
- Не заниматься самолечением.
- Вести активный образ жизни.
Подведение итогов: слово жюри.
Д/з: придумайте сказку «Путешествие бутерброда», в которой доступно для детей младшего возраста будет рассказано об органах пищеварения.
Плакаты на доске:
«Хорошо проживешь – сладко проглотишь»
«Кто долго жует – тот долго живет»
«Старайся правильно питаться»
«Обжора роет себе могилу собственными зубами»