Интегрированный урок ОБЖ плюс биология в 5-м классе по теме "Пищеварение. Питательные вещества. Гигиена питания"

Разделы: Биология, ОБЖ


 «Мы едим для того, чтобы жить,
а не живем для того, чтобы есть».
И. П. Павлов

Цели и задачи:

  1. Повторить и обобщить имеющиеся знания о пищеварительной системе.
  2. Сформулировать представления о продуктах питания и питательных веществах.
  3. Обосновать правила гигиены питания.

Оборудование: таблицы, плакаты, схемы, муляжи.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые жюри, коллеги, ребята! Ребята, вы знаете, что тело любого животного существа – от крохотной бактерии до огромного слона – содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование. Эта потребность удовлетворяется за счет питания. Чтобы жить, человек должен питаться , т.к. при питании выделяется энергия при расщеплении сложных органических веществ. Сегодня мы выясним, насколько широки и глубоки ваши знания по вопросам пищеварения и гигиены питания, сумеете ли вы в будущем правильно использовать их? Вам предстоит выдержать своеобразный экзамен, правда в игровой форме. Итак мы начинаем нашу игру-соревнование. Она будет проходить в несколько этапов.

Правила игры:

  1. При ответах можно пользоваться таблицами, плакатами, схемами, муляжами.
  2. На обдумывание вопроса дается 1-3 минуты, при задержке ответа больше положенного времени засчитывается поражение, при неправильном ответе, команда соперника дает правильный ответ.
  3. После каждого этапа жюри подводит предварительные итоги. В конце мероприятия жюри объявляет команду победительницу.

1 этап:  Выход команд.

Команда «Физиологи»:

Не забывайте в числе других  продуктов
Побольше кушай овощей и фруктов!

Команда «Гигиенисты»:

Грязь грозит тебе бедой
Руки мой перед едой!

2 этап: Конкурс командиров

Задание командиру «Физиологи»

На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20-30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх. Как можно объяснить такой результат?

(Пища служит строительным материалом и источником энергии)

Задание командиру «Гигиенисты»

Продукты питания состоят из питательных веществ. И наш организм построен из тех же веществ. Почему пища, (например, молоко или куриный белок), введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками?

(Белки пищи и белки нашего тела отличаются по строению. Появление чужеродных белков и других сложных чужеродных соединений в крови вызывало бы иммунную реакцию и их уничтожение антителами или отравление организма.)

3 этап:   Разминка.

Команды поочередно задают друг другу по 4 вопроса.

Вопросы 1-й  команды:

  1. Что такое пища?
  2. Какую функцию выполняют зубы?
  3. Какие пищеварительные элементы вы знаете?
  4. Полезно ли жевать жевательную резинку?

Вопросы 2-й команды:

  1. Что такое пищеварение?
  2. Какие функции выполняет тонкий кишечник?
  3. Почему нельзя употреблять сырое, плохо прожаренное мясо?
  4. Каких зубов нет у нас, но есть у млекопитающих?

4 этап:   Что это?

1-я команда выписывает из списка продукты питания, а 2-я – питательные вещества.

Молоко, крахмал, масло, белок, жир, яблоко, мясо, углевод, хлеб, пшено, витамины, вода, сметана, минеральные соли, рыба.

5 этап:   Третий лишний

Исключите лишнее. Объясните почему вы исключили именно это понятие.

  1. Рот, желудок, почки, печень
  2. Надпочечник, печень, поджелудочная железа
  3. Желудочное пищеварение, глоточное пищеварение, кишечное пищеварение.
  4. Слюна, пепсин, желчь.

6 этап:   Знаете ли вы?

Укажите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта.

А) пищевод
Б) тонкая кишка
В)
Г) глотка
Д) 12-перстная
Е) прямая кишка
Ж) ободочная кишка
З) слепая кишка
И) желудок

Ответ: г, а, и, д, б, в, з, ж, е.

Пока работают команды – игра со зрителями «Да-нет»

  1. Сыр, масло, молоко, мясо – питательные вещества? (нет)
  2. В состав зубов входят соли кальция?  (да)
  3. Самая большая железа слюнная? (нет)
  4. Слюнные железы – это железы внутренней секреции? (нет)
  5. Аппендикс – совершенно бесполезный орган? (нет)
  6. Максимальное количество зубов у человека 33? (нет)
  7. Пищевод проводит пищу в кишечник? (нет)
  8. Зубы необходимы для механического измельчения пищи? (да)

7 этап:   Выбери правильный ответ

Поставьте фермент к той части пищеварительной системы, где он функционирует.

  1. Ротовая полость
  2. Желудок
  3. 12-перстная кишка

а) птиалин, б) пепсин, в)липаза,
г)амилаза,  д) мезоцим е) химозин,
ё) трипсин

Ответ: 1 – А, д;  2 – б, в, е;  3 – г, ё.

Игра со зрителями «Согласен – не согласен»

  1. Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (да)
  2. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
  3. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)
  4. Правда ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
  5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
  6. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)

8 этап:   Найди причину заболевания.

1-я команда

  1. Инфекционные заболевания (б, в, д)
  2. Источник – недоваренное, недожаренное мясо и рыба (г)
  3. Источник – грязные руки, вода, пища, посуда (б, в, г, д)
  4. Результат нарушения гигиены  ротовой полости (а)

А – кариес
Б – дизентерия
В – холера
Г – глистные заболевания
Д – тиф

2-я команда

  1. Результат нарушения гигиены питания (е, ж, и)
  2. Результат плохой сервировки стола (з)
  3. Результат курения и алкоголя (а, ж, з, и, к)
  4. Результат недостаточности движения ( гиподинамии) (е)

Е – ожирение
Ж –
З – отсутствие аппетита
И – язва желудка
К – цирроз печени

9 этап:   Отгадай кроссворд

По горизонтали: 

1. Вещество, без которого человек не проживет и 2-3 дней.

2. Питательные вещества, необходимые для роста, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.

5. Продукт животного происхождения, необходимый грудным детям.

8. Орган, соединяющий рот и желудок.

9. Предмет, помогающий человеку заботиться о зубах.

По вертикали:

1. Полезные вещества, содержащиеся в овощах и фруктах.

3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.

4. Желание есть.

6. Помидор, огурец, лук. Дайте общее название.

7. Орган, в котором перевариваются белки пищи.

Игра со зрителями. 

Я называю правила гигиены, а вы их обосновываете:

  1. Необходимо принимать пищу в одни и те же часы.
  2. Вредно съедать за один раз много пищи, особенно на ночь.
  3. Необходимо тщательно пережевывать пищу.
  4. Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике.
  5. Следить за гигиеной ротовой полости: регулярно чистить зубы, лечить кариес.
  6. Мясо и рыбу подвергать тщательной термической обработке.
  7. Здоровая диета – это ограничение в жирах и соли, значительное увеличение доли фруктов, овощей, круп, изделий из муки грубого помола.
  8. Не курить, не употреблять спиртные напитки.
  9. Не заниматься самолечением.
  10. Вести активный образ жизни.

Подведение итогов: слово жюри.

Д/з: придумайте сказку «Путешествие бутерброда», в которой доступно для детей младшего возраста будет рассказано об органах пищеварения.

Плакаты на доске:

«Хорошо проживешь – сладко проглотишь»

«Кто долго жует – тот долго живет»

«Старайся правильно питаться»

«Обжора роет себе могилу собственными зубами»