Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащегося.
Известно, что на развитие познавательной самостоятельности ребенка оказывает, влияние множество факторов, стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами ученые и педагоги-практики выделяют среду – окружение, в котором пребывает ребенок, посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.
Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создают нетрадиционные формы обучения детей, в частности дидактические игры, творческая работа детей с использованием фантазии, нестандартные занимательные задачи, проблемные уроки, развивающие интеллектуальные игры, игры в загадках, обучение через деятельность, групповая и парная работа.
Эти активные формы и методы обучения я использую в своей работе с детьми, чтобы помочь ребенку раскрыть его духовный потенциал, чтобы он мог анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.
А сейчас я конкретно остановлюсь на примерах. При проведении интегрированного урока по чтению и изобразительному искусству «Радуга в гости к нам пришла» использовала игровые приемы, творческую работу с элементами фантазии.
Каждый из детей представлял себя сказочником, они надевали сказочные волшебные колпачки на головки. В сказке жила королева радуга, веселая и справедливая, но строгая. Дети отвечают «Почему?», т.к. она не разрешала краскам смешиваться.
Ребята учатся отличать положительных героев от отрицательных и в нашей сказке жил отрицательный герой злой Кляксич, который мечтал захватить королевство Радуги. Дети анализируют, рассуждают «Почему он Кляксич?» Он мечтал о том, чтобы на земле была чёрная грязь и подсылает свою служанку – маленькую служанку – черную кляксу. Краски сливаются, т.к. они тесно подошли к друг другу, учащиеся спасают радугу.
Идёт работа по развитию речи, рассказывая сказку, дети одновременно рисуют, сочиняют продолжение сказки, знакомятся с основными цветами спектра, развивают творческие способности и интерес к литературе, искусству.
Нетрадиционные формы уроков служат как бы переходным мостиком к учению, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность учащихся.
Я представляю конспект урока: «Радуга в гости к нам пришла», интегрированный урок по чтению и изобразительному искусству, 1 класс, программа «Школа России».
Интегрированный урок
Цель урока:
- Формировать умения сочинять сказку по предложенному сюжету.
- Познакомить с основными цветами спектра.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к литературе, искусству.
Оборудование:
- Изображение радуги-дуги.
- Рисунки семи красок – цветов радуги.
- Злодей Кляксич.
- Рисунок тучки.
- Волшебная палочка.
- Колпаки для сказочников.
- Альбом ,кисточки.
- Краски, палитра.
- Музыкальное оформление.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок.
- Ребята, все вы любите слушать и смотреть сказки. На нашем уроке каждый из вас станет сказочником.
- Кто такой сказочник?
о/д Человек который сочиняет сказки.
- Поможет нам в этом Маленький паж.
- Я еще не волшебник, я только учусь. Но дружба помогает мне делать чудеса.
- Крибле-крабле-бумс!
(Дети одевают колпаки.)
2. Работа по теме урока
- Итак…
- Как начинается большинство сказок?
о/д В некотором царстве, в сказочном государстве жили-были…
- Кто в нашей сказке будет жить?
о/д Веселые краски.
- С королевой радугой, веселой и справедливой.
- Правильно, ребята, королева была доброй, но строгой. Она никогда не разрешала сказкам собираться вместе.
- Как вы думаете почему?
о/д Если краски смешиваются, то получается грязь. Все цвета любила королева.
Но может быть кто догадался, какие больше всего?
о/д Семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Скажите, ребята, королева Радуга, веселые краски- какие это герои?
о/д Добрые, положительные.
- Какие еще герои присутствуют в сказках?
о/д Отрицательные, злые. Злой волшебник.
Правильно, жил неподалеку злой Кляксич, в своем маленьком государстве. Он мечтал захватить королевство Радуги. А если он Кляксич, как вы думаете, чего бы он хотел?
о/д Чтобы на земле была черная-черная грязь.
И вот однажды в один пасмурный день Кляксич послал к Радуге свою служанку- маленькую черную кляксу. Сбежались все краски на нее посмотреть – очень уж маленькая была клякса. Краски все теснее и теснее подходили к друг другу.
- Что же произошло с ними?
о/д Слились!
- Верно, дети, они забыли наказ Радуги и слились. Не стало в сказочном королевстве ни жёлтой краски, ни оранжевой.
- Обрадовался Кляксич, Радуга уснула от огорчения.
- Ребята, надо радугу спасать.
3. Работа по развитию речи
- Кто скажет когда появляется на небе радуга?
о/д Когда пройдёт дождик и выглянет солнышко?
- Кто же поможет справиться с Кляксичем, вернуть краскам яркость, разбудить Радугу.
о/д Солнышко, дождик.
- Позовём солнышко.
о/д Дети читают стихи о солнышке, дождике
- Рассказываем сказку и рисуем.
В левом углу листа нарисуйте солнышко.
- Какой краской пользовались?
о/д Мы использовали жёлтый цвет.
(Убираю злодея).
Оно послало на землю лучики и пошёл весёлый дождик.
о/д Читают стихи о дождике.
Физминутка
Рисуем рядом с солнышком точку. Из тучки пошёл голубой дождик.
- Как получить голубой цвет?
о/д Синий разбавить водой.
Смешались голубой и жёлтый цвета, упали на землю… В какой цвет превратились?
- о/д В зелёный.
- Что появилось на земле?
о/д Травка.
Какие краски мы разбудили?
- Давайте вспомним сказку сначала.
о/д Рассказывают сказку.
- Прошёл теплый дождик, появилась травка, вырос большой красный цветок.
Дети рисуют цветы красного цвета. Цветы необыкновенные, сказочные.
4. Сочинение продолжения сказки
Продолжают дети сочинять сами.
о/д Обрадовались краски, бросилась жёлтая обнимать красную, проснулась оранжевая, стали кружиться оранжевые бабочки.
Дети рисуют.
о/д Бросилась синяя краска плясать вместе с красной, проснулась фиолетовая.
Давайте, ребята, посмотрим. Ведь все краски в сборе.
Убежал злодей Кляксич, он не любит солнышка.
Но почему королева Радуга не просыпается? Надо её позвать.
Давайте споём песенку про Радугу или расскажем стихи.
Радуга проснулась и её любимые семь цветов.
5. Итог урока
Дети, так кем вы сегодня были на уроке?
Что вам особенно понравилось?