Цели:
- Обучающая:
– Познакомить учащихся с лекарственными растениями и их лекарственными свойствами.
– Обобщить знания детей о значении растений в жизни человека. - Развивающая: Развивать умение работать с информацией, анализировать, обобщать, использовать полученные знания в жизни.
- Воспитательная: Воспитывать чувство бережного отношения к растениям, уважения к живой природе.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
- Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс, автор : А.А.Плешаков. Москва, «Просвещение», 2007 год.
- Тетрадь «Проверим себя», автор : А.А.Плешаков. Москва, «Вита-Пресс»,2008 год.
- «Энциклопедический словарь юного натуралиста».
- Рисунки и фотографии лекарственных растений.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Диски со слайдами лекарственных растений Алтайского края.
- Гербарии лекарственных растений Смоленского района.
- Работы учащихся о дикорастущих растениях Смоленского района.
- Газета «Лесная аптека» с заметками о лекарственных растениях.
- Лепестки различных цветов.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой:
– Добрый день, ребята! Приглашаю Вас, образовать общий круг и поиграть.
Игра называется «Я – друг и ты друг!» (Дети встают в круг, каждый ребенок произносит слова «Я – друг!», поворачивается к соседу и произносит «И ты – друг!».)
– Все мы друзья! А еще мы друзья природы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, порадуйтесь прекрасному дню и порадуйте всех хорошей активной работой на уроке природоведения.
2. Активизация познавательной деятельности:
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Наш цветок кружит и вьется.
– О каком цветке идет речь?
– Да, действительно, к нам прилетела бабочка (рисунок бабочки).
– Бабочка очень хочет узнать, какие растения растут в окрестностях нашего села. Расскажите о них. (Ребята выступают со своими работами, в которых описаны дикорастущие растения нашего района, могут быть использованы фотографии, рисунки, гербарии).
Целеполагание:
– Как эти растения использует человек? (Ответы учащихся).
– Кто ухаживает за ними? Нужна ли им помощь?
Работа по учебнику «Мир вокруг нас».
– Какие правила друзей природы Вы знаете? Проверьте себя по учебнику
на с.86.
Работа по тетради «Проверь себя» (с.25, вопрос № 2).
– От чего защищает растения этот знак? Напишите.
– Зачем нужно соблюдать все эти правила?
Физ. минутка:
Летит по небу жук.
Жук-жук пожужжи,
Где ты прячешься скажи?
Жу-жу-жу-жу
На цветочке я сижу.
Жук-жук покажись
Ты над нами покружись.
Жу-жу-жу-жу
Я летаю и жужжу.
(С движениями.)
– Жук летает над многими растениями, но почему-то некоторые растения называют «лекарственными». Почему?
– Что Вы знаете о лекарственных растениях?
– Нужно ли нам знать эти растения и уметь их заготавливать? (Ответы детей).
3. Работа над новым материалом:
– Лекарственные растения – это обширная группа растений, которые используют в медицинской или ветеринарной практике в лечебной и профилактических целях. Уже за 3 тысячи лет до н.э. в Древнем Египте были известны лечебные свойства трав.
Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм. В растениях есть и другие вещества, которые оказывают полезное действие или вредное, поэтому нужно знать лекарственные растения. В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять! (Во время рассказа учитель предлагает слайд с изображением лекарственных растений.) См. приложение.
– Растут ли в наших местах лекарственные растения? Назовите их. См. приложение. (Фото растений лекарственных Смоленского района).
– От каких болезней они помогают?
Знакомство с растениями: (учитель демонстрирует слайды с лекарственными растениями Алтайского края и объясняет их применение) См. приложение.
Физ. минутка: «Дрессированный кузнечик» (коррекция зрения)
Подвигайте пальчиками рук,
Пошевелите ушами,
А теперь носиками и глазками...
4) Закрепление изученного:
– Составим памятку по сбору лекарственных трав. (Работа в группах).
– Запишем ее на доске: Памятка по сбору лекарственных трав:
- Что собирать? Нужно точно знать растение и какие части его собирать.
- Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.
- Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.
- Где собирать? Нельзя собирать у дорог, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.
- Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.
Работа с газетой: (Газету оформляют ученики или учитель, в зависимости от темы урока).
– Сегодня в газете срочное сообщение:
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
А сегодня муравьишка
Подметал дорожку...
Вдруг упала с елки шишка
Отдавила ножку.
Где помощь скорая
Спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
– Помогите муравьишке. Назовите лекарственные растения, которые могут помочь.
– Ведь Зеленая Аптека лечит даже человека, а не только муравья.
– Какие растения Вы бы поместили в Зеленую Аптеку?
– Как мы можем «заплатить» природе за лекарства?
5) Рефлексия:
– Что нового узнали на уроке?
– Что Вы считаете нужным запомнить?
– Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшем?
Домашнее задание:
– Составьте «травник» для своей семьи, найдите дополнительную информацию о лекарственных растениях.
– Подойдите к нашему «цветику-семицветику» и прикрепите лепесток такого цвета, который соответствует Вашему настроению.
– Урок окончен. Спасибо за Вашу работу!