Урок природоведения в 3-м классе "Лекарственные растения Алтайского края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающая:
    – Познакомить учащихся с лекарственными растениями и их лекарственными свойствами.
    – Обобщить знания детей о значении растений в жизни человека.
  2. Развивающая: Развивать умение работать с информацией, анализировать, обобщать, использовать полученные знания в жизни.
  3. Воспитательная: Воспитывать чувство бережного отношения к растениям, уважения к живой природе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:

  1. Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс, автор : А.А.Плешаков. Москва, «Просвещение», 2007 год.
  2. Тетрадь «Проверим себя», автор : А.А.Плешаков. Москва, «Вита-Пресс»,2008 год.
  3. «Энциклопедический словарь юного натуралиста».
  4. Рисунки и фотографии лекарственных растений.
  5. Компьютер.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Диски со слайдами лекарственных растений Алтайского края.
  8. Гербарии лекарственных растений Смоленского района.
  9. Работы учащихся о дикорастущих растениях Смоленского района.
  10. Газета «Лесная аптека» с заметками о лекарственных растениях.
  11. Лепестки различных цветов.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой:

– Добрый день, ребята! Приглашаю Вас, образовать общий круг и поиграть.

Игра называется «Я – друг и ты друг!» (Дети встают в круг, каждый ребенок произносит слова «Я – друг!», поворачивается к соседу и произносит «И ты – друг!».)

Все мы друзья! А еще мы друзья природы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, порадуйтесь прекрасному дню и порадуйте всех хорошей активной работой на уроке природоведения.

2. Активизация познавательной деятельности:

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Наш цветок кружит и вьется.

– О каком цветке идет речь?

– Да, действительно, к нам прилетела бабочка (рисунок бабочки).

– Бабочка очень хочет узнать, какие растения растут в окрестностях нашего села. Расскажите о них. (Ребята выступают со своими работами, в которых описаны дикорастущие растения нашего района, могут быть использованы фотографии, рисунки, гербарии).

Целеполагание:

– Как эти растения использует человек? (Ответы учащихся).

– Кто ухаживает за ними? Нужна ли им помощь?

Работа по учебнику «Мир вокруг нас».

– Какие правила друзей природы Вы знаете? Проверьте себя по учебнику
на с.86.

Работа по тетради «Проверь себя» (с.25, вопрос № 2).

– От чего защищает растения этот знак? Напишите.

– Зачем нужно соблюдать все эти правила?

Физ. минутка:

Летит по небу жук.
Жук-жук пожужжи,
Где ты прячешься скажи?
Жу-жу-жу-жу
На цветочке я сижу.
Жук-жук покажись
Ты над нами покружись.
Жу-жу-жу-жу
Я летаю и жужжу.
(С движениями.)

Жук летает над многими растениями, но почему-то некоторые растения называют «лекарственными». Почему?

– Что Вы знаете о лекарственных растениях?

– Нужно ли нам знать эти растения и уметь их заготавливать? (Ответы детей).

3. Работа над новым материалом:

– Лекарственные растения – это обширная группа растений, которые используют в медицинской или ветеринарной практике в лечебной и профилактических целях. Уже за 3 тысячи лет до н.э. в Древнем Египте были известны лечебные свойства трав.

Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм. В растениях есть и другие вещества, которые оказывают полезное действие или вредное, поэтому нужно знать лекарственные растения. В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять! (Во время рассказа учитель предлагает слайд с изображением лекарственных растений.) См. приложение.

Растут ли в наших местах лекарственные растения? Назовите их. См. приложение. (Фото растений лекарственных Смоленского района).

– От каких болезней они помогают?

Знакомство с растениями: (учитель демонстрирует слайды с лекарственными растениями Алтайского края и объясняет их применение) См. приложение.

Физ. минутка: «Дрессированный кузнечик» (коррекция зрения)

Подвигайте пальчиками рук,
Пошевелите ушами,
А теперь носиками и глазками...

4) Закрепление изученного:

– Составим памятку по сбору лекарственных трав. (Работа в группах).

Запишем ее на доске: Памятка по сбору лекарственных трав:

  1. Что собирать? Нужно точно знать растение и какие части его собирать.
  2. Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.
  3. Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.
  4. Где собирать? Нельзя собирать у дорог, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.
  5. Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Работа с газетой: (Газету оформляют ученики или учитель, в зависимости от темы урока).

– Сегодня в газете срочное сообщение:

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
А сегодня муравьишка
Подметал дорожку...
Вдруг упала с елки шишка
Отдавила ножку.
Где помощь скорая
Спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.

– Помогите муравьишке. Назовите лекарственные растения, которые могут помочь.

– Ведь Зеленая Аптека лечит даже человека, а не только муравья.

– Какие растения Вы бы поместили в Зеленую Аптеку?

– Как мы можем «заплатить» природе за лекарства?

5) Рефлексия:

– Что нового узнали на уроке?

– Что Вы считаете нужным запомнить?

– Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшем?

Домашнее задание:

– Составьте «травник» для своей семьи, найдите дополнительную информацию о лекарственных растениях.

– Подойдите к нашему «цветику-семицветику» и прикрепите лепесток такого цвета, который соответствует Вашему настроению.

– Урок окончен. Спасибо за Вашу работу!