Внеклассный урок по предмету "Русский язык" во 2-м классе (развитие письменной речи). Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: обучение приемам составления описанного высказывания, формирование аморитма описания времени года.
  • Развивающая: учить связанному описательному высказыванию с опорой на вербально-графический план, развитие лексико-грамматического строя речи.
  • Коррекционная: развитие линейной слуховой памяти, развитие объема кратковременной зрительной памяти.
  • Воспитательная: прививать любовь к родному краю.

Лексический материал; выдалась стужа.

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика.

II. Введение в тему

Беседа по активизации словарного запаса.

– У вас на столиках конверты, которые нам прислал Старик-годовик из «Сказки-загадки» Даля.

– Почему Старик-годовик взмахнул рукавом 4 раза?

– Каждый соберет картинку из частей-осколков. Какое время года изображено у вас на картинке?

– О каких временах года говорят сравнения в следующих предложениях?

Земля как железо, звенела.
Луг, как бархат зеленеет.
Лед, не окрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит.
Как молоком облитые, стоят сады вишневые.

– Откройте следующий конвертик и назовите по порядку месяцы, соответствующие вашему времени года.

III. Работа над новой темой

1.Сообщение темы урока

Почему тема нашего урока называется «Зима недаром злится...»?

– Из какого стихотворения эта сточка?

– Кто может прочесть четверостишие из этого стихотворения?

2. Составление предложений на основе смысловой сочетаемости слов в предложении.

– Вспомним, какая зима была в этом году (снежная, вьюжная, холодная).

– Чтобы мы хорошо могли рассказать о зиме, нам нужно составить предложение из слов.

зимняя / день /  стояла зимнее / погода / наступило зимний / утро / угасал

– На доске написан рассказ, который называется «зимой», но слова перепутала метель. Нам нужно правильно расставить слова в каждом предложении, чтобы получился настоящий рассказ.

Зимой

  1. на, холодно, дворе
  2. покрыл, и, снег, землю, домов, крыши
  3. узорами, стёкла, разрисовал, белыми, мороз
  4. снегу, воробьи, по, прыгают, и, крошки, подбирают
  5. птицам, и, холодно, голодно, зимой

3. Словообразование

Снег на крыше искрился, значит он какой (искристый, искрящийся). Снег сверкает (сверкающий), серебрится (серебристый), рассыпается (рассыпчатый), хрустит (хрустящий). А снежинка какая (хрустальная, серебристая, искристая),

4. Работа по карточкам

– На листе точек поставьте подходящие по смыслу синонимы. Старайтесь не допускать повторения одних и тех же слов,

  1. Утро было чудесное! Солнце...
  2. Снег… Иней……Лед...
  3. Лица людей... радостью.

Синонимы: блестит, сияет, сверкает, светится, искрится.

5. Словарная работа с антонимами

Выбери слова на тему весна и на тему зима. Расставьте их в порядке возрастания (по качественному признаку).

А) Холод, мороз, стужа, тепло, жара.

Б) Ударили, бушует, замерзли, метут, распускаются, бегут, греет.

Составьте предложения, используя эти слова.

Физминутка.

IV. Обобщение по теме

Развитие навыка описательной речи.

1. Систематизация словарного запаса

– Послушайте внимательно рассказ. Но кажется в нем есть ошибки. Когда я прочитаю рассказ, вы мне их назовете.

«Зима в этом году началась как обычно, в конце ноября. Начал дуть резкий северный ветер и появились цветы. Сначала шел мокрый снег. Но он быстро таял, не успевая покрыть землю. Но уже в середине декабря наступили настоящие зимние дни: с солнцем, снегом и морозом. Деревья стояли в зеленых листьях, земля оголилась. Было много морозных дней и снегу выпало много, так, что на лыжах можно кататься, на санках, купаться в реке и плавать в лодке. Февраль - месяц вьюг и метелей. Черед наступил лету.»

2. Составление описательного рассказа о зиме и весне с помощью вербального графического плана.

– А теперь вспомним зимние детские забавы и поиграем (по предметным рисункам определите зимний вид спорта)

Игра: «Запомни по порядку».

3. Рассказ учеников по опорам

Изложение рассказа по памяти.

4. Составление рассказа по серии картинок «Как заяц морковку достал»

  • Как можно назвать рассказ? О ком он?
  • В какое время года происходят события?

V. Итог урока

«Сегодня мы вспомнили,  какой была зима. Какая погода чаще всего бывает зимой? Какие изменения в природе произошли с приходом весны?»